Как перестать хамить и верить фейкам: пять шагов к цифровой грамотности

Пандемия и карантинные ограничения не только стимулировали развитие онлайн-сектора, но и подстегнули воображение интернет-преступников. Мошеннические письма с обещаниями компенсаций, лжедоставщики, фишинговые ссылки на видеоконференции — по данным МВД, за январь-июнь IT-преступность выросла на 91,7%. Вопрос о цифровой грамотности становится все актуальнее.


Фейковые новости, проплаченные отзывы, комментарии ботов, таргетированная реклама и пропаганда на любой вкус и интеллект меняют картину мира. Люди, не привыкшие к тщательной фильтрации контента при чтении газет и просмотре телевизора, постоянно становятся жертвами самых наглых и откровенных вбросов.

Фейки всегда находят большую благодарную аудиторию в периоды, когда общество охватывает паника. Пандемия тоже стала благодатной почвой для фейкмейкеров. В сети можно было найти «авторитетные» подтверждения самых безумных теорий. Достаточно вспомнить истории про вертолеты, якобы готовые опрыскивать города дезинфицирующим раствором, или имбирь в качестве эффективного средства профилактики.

Алармистские тексты часто распространяются в мессенджере WhatsApp, а активнее всего их подхватывают в родительских и районных группах. Жуткие предупреждения со ссылкой на «знакомого в органах» и «друга в правительстве» ставят на уши доверчивых людей и зачастую приводят к реальным эксцессам вроде исчезновения туалетной бумаги и гречневой крупы с полок супермаркетов.

Конечно, одним лишь повышением цифровой грамотности это зло не побороть, и государство пытается применять к злоумышленникам меры административного воздействия. С 2019 года распространение фейков в интернете может обернуться штрафом в 1,5 млн рублей. А в начале эпидемии Госдума оперативно приняла дополнительные законы, запрещающие распространение недостоверных сообщений о коронавирусе.

Смысл этого навыка в четком понимании, что поведение в сети принципиально ничем не отличается от поведения в офлайне. «Населению нужно разъяснять, что цифровое пространство не игрушечное. И последствия взаимодействия с этим пространством могут наступать в реальной жизни», — отмечает Елена Авакян, советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», исполнительный директор НК «Содействие развитию корпоративного законодательства», преподаватель Digital IP.

Вспомним о ситуациях, когда подростки тратят огромные деньги на артефакты в видеоигре, переводят деньги с родительских кредиток в виртуальную валюту, которую потом не получится вывести обратно. У многих людей происходит стирание границ между игровым интернет-пространством и реальностью, последствия которого варьируются от банального использования мата и резких отзывов в обычной жизни до стрельбы в общественном месте.

По словам Елены Авакян, людям нужно последовательно разъяснять: все то, что недопустимо офлайн, недопустимо и в интернете, а привлекательная для многих анонимность всегда была не более чем красивой фикцией. «Нужно учить людей цифровой гигиене. Время, когда ты мог днем быть добропорядочным отцом семейства, еженедельно посещающим церковь под камеры журналистов, а вечером —посетителем грязного БДСМ-сайта, безвозвратно ушло», считает правовед.

Взрывное развитие технологий открывает невиданные возможности. Десять лет назад интернет со всеми рабочими процессами, социальными и межличностными связями был у нас на столе, сегодня он на смартфоне в кармане, а скоро, с развитием технологий VR/AR, будет прямо перед глазами. С развитием технологий Big Data становятся доступны точные знания о перемещениях, вкусах или потребительском поведении огромных масс людей.

Населению нужно разъяснять, что цифровое пространство не игрушечное. И последствия взаимодействия с этим пространством могут наступать в реальной жизни»,

Елена Авакян

Характерный пример технологии, перевернувшей представления о сборе информации, беспилотные летательные аппараты, дроны, рынок которых, по оценке PwC, в 2020 году достигнет $127 млн. В Китае и Южной Корее дронами учат пользоваться даже семилетних детей, в России до этого пока далеко. Среди немногих проектов, нацеленных на ликвидацию технологической безграмотности, — программа строительства «Кванториумов», детских технопарков, где школьники из сел и малых городов могут получить знания в сфере технологий. К 2024 году в 85 субъектах Федерации планируется построить 340 таких образовательных центров. В «Кванториумах» среди прочего будут учить технологиям, связанным с современными навигационными системами и построением 3D-моделей местности. Образовательный курс предполагает освоение навыков сбора пространственных данных специальными техническими средствами и работу с такими данными.

Без повсеместного распространения базовых знаний бороться с рисками не помогут ни навороченные антивирусные системы, ни правоохранительные органы. «Если у человека в машине есть ремень безопасности, но он не знает, что его надо пристегивать, ремень его не защитит. В киберпространстве примерно такая же история», — отмечает Александр Лазаренко, руководитель департамента инноваций и разработки продуктов Group IB, преподаватель Digital IP.

Не стоит считать, что жертвами мошенников становятся исключительно люди старшего поколения, а юные «цифровые аборигены» с пол-оборота распознают фишинговые ссылки и фальшивые «письма счастья». «Меняется лишь механика вовлечения пользователя в мошенническую активность. Палитра последствий здесь многогранна: от взлома аккаунтов в социальных сетях юношей и девушек до хищения пенсий с карточек людей старшего поколения. Сама суть мошенничества с годами не меняется, а его формат и схемы — телефонный звонок от соцработников, продажа пропусков или рассылка сообщений о штрафах о нарушении карантина — меняются постоянно, и информационные поводы, которыми пользуются мошенники, чуть ли не опережают повестку СМИ. Коронавирус с этой точки зрения им отлично подходит», — объясняет эксперт.

По словам Александра Лазаренко, в период пандемии особенно распространенной оказалась рассылка вредоносного программного обеспечения под видом новостных и коммерческих материалов о COVID-19. При этом сами фейковые письма были написаны как на русском, так и на английском языках от имени авторитетных международных организаций, связанных со здравоохранением, таких как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и ЮНИСЕФ. Еще один пример более 185 ресурсов имитировали торговлю цифровыми пропусками.

Людям творческих профессий важно понимать, как именно работает интеллектуальное право в интернете, зачем нужны платформы для депонирования контента, какие механизмы монетизации произведений существуют в цифровом пространстве.

Пиратское использование произведений — лишь один из рисков, с которыми сталкиваются представители творческих индустрий. «Основной проблемой, на мой взгляд, является высокий риск посягательства не только на имущественные интересы, но и на моральные права авторов: удаление или изменение информации о правообладателе, раскрытие псевдонимов или анонимов в погоне за сенсацией, несанкционированная переработка, совершение действий, контроль за которыми составляет суть права на неприкосновенность, и прочее», — отмечает Екатерина Чуковская, директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Она добавляет, что и сама творческая деятельность в сети может быть противоправной например, производство специфических компьютерных программ.

Если у человека в машине есть ремень безопасности, но он не знает, что его надо пристегивать, ремень его не защитит. В киберпространстве примерно такая же история»,

Александр Лазаренко

Подавляющее большинство цифровых платформ от «Одноклассников» до YouTube предлагают собственные инструменты защиты авторского права. Как правило, для того чтобы пресечь использование своего контента, достаточно нажать кнопку report. Екатерина Чуковская сдержанно относится к этой возможности, считая, что «любые автоматические блокировки и другие нормативно-технические (вместо нормативно-правовых) регуляторы посягают на одно из фундаментальных прав — право на справедливое разбирательство». Платформы, по ее мнению, призваны в первую очередь обеспечивать доказательства на случай возникновения споров. «Сам факт партнерства Суда по интеллектуальным правам и Ассоциации IPChain свидетельствует, что такой подход реализуется на практике», — поясняет Чуковская, напоминая, что для досудебного урегулирования споров в экосистеме IPChain есть специальный сервис DI’S PUT.

Эксперт полагает, что ликвидировать собственную цифровую безграмотность можно только самостоятельно: «Известный советский педагог Василий Сухомлинский считал, что ничему нельзя научить –– всему можно только научиться. Предложений по образованию и самообразованию чрезвычайно много, мотивированный правообладатель может найти необходимую информацию в любой форме — от научных исследований до комиксов».

В 2021 году, если позволит эпидемиологическая обстановка, Digital IP планирует провести небольшой курс для школьников. По словам Екатерины Чуковской, уроки призваны развить у детей юридически бережное отношение к своему и чужому творческому труду.