От Волги до Енисея: как раскрыть кинематографичность российских регионов

Пока неизвестно, кому жюри Московского международного кинофестиваля присудит Гран-при на этот раз, регионы России уже получили свой выигрыш. В рамках деловой программы кинофестиваля прошла презентация региональных кинокластеров. Как правильно раскрыть кинематографический потенциал российской глубинки и привлечь в нее отечественные и зарубежные съемочные группы?

«У регионального кинематографа грандиозное будущее. Природа дала нам невероятно красивые территории. Их важно разумно использовать. Наш журнал одним из первых рассказал об успехах якутских кинематографистов, о мурманских, архангельских, дальневосточных красотах. Нам нужно только объединить усилия», — открыла панельную дискуссию «Снимаем кино в России. Презентация региональных кинокластеров, главный редактор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева.

Как выяснилось, креативная индустрия в регионах активно развивается. В рамках программы «Кино России» уже 16 регионов страны при поддержке Агентства стратегических инициатив, Фонда кино и Союза кинематографистов создали собственные кинокомиссии. Исполнительный продюсер Ассоциации продюсеров кино и телевидения Ольга Жукова рассчитывает, что в ближайшем будущем к ним присоединятся Калужская и Ленинградская области, а также Карелия.

Режиссер Андрей Звягинцев стал одним из тех, кто наиболее четко представил самобытность области и открыл уникальное место Териберку. Хотя ни в Карелии, ни в Мурманской области не было собственного кинопроизводства, местные тележурналисты еще в 2008 году организовали международный кинофестиваль «Северный Характер», где представляли свои картины авторы из России, Норвегии, Швеции и Финляндии. «После выхода «Левиафана» к нам потянулись не только туристы, но и съемочные группы», — говорит Светлана Солдатова, руководитель Центра развития кинопроизводства Мурманской области, директор АНО «Продюсерский центр «Северный Характер». В августе 2020 года она вместе с коллегами организовала по региону тур для продюсеров крупных российских студий. В результате уже в сентябре был разыгран первый конкурс кинорибейтов (возмещение государством производителю части средств, потраченных на производство фильма), через месяц стартовал второй.

Мария Лемешева из «КиноРепортера» отмечает, что важно чувствовать разницу между туристической и кинематографической красотой региона: «Я много ездила по России, но все равно была впечатлена, как много остается нераскрытых возможностей для кинематографа. Все знают, что Камчатка — это красиво. Но местные специалисты смогли показать край не только с точки зрения туризма, но и с точки зрения кино. Российский полуостров прекрасно подходит для съемки фэнтези и жанровых блокбастеров. В нашей киноиндустрии зарождается новое движение — кинопроизводство перестает быть сосредоточенным вокруг Москвы и Санкт-Петербурга и все больше развивается в регионах России. Повысить качество отечественных фильмов можно за счет использования всей территории страны».

Пожалуй, с наибольшим энтузиазмом за развитие местного кинопроизводства взялась Якутия. В республике создан креативный кластер «Квартал труда». По словам министра культуры и духовного развития региона Владислава Левочкина, за последние семь лет местные студии выпустили более 100 фильмов, причем большая часть — на якутском языке с русскими субтитрами или дубляжем. «Якутские авторы доказали, что своими силами можно снимать аутентичное кино для местных зрителей. Чем самобытнее край, тем больше в фильмах его характерных, эмоциональных особенностей.

Необычно складывается судьба местного кинематографа в Самарской области. Директор тольяттинского Центра российского кино Андрей Антипенко считает, что переломным стал 2016 год, когда на экраны вышел полнометражный фильм «Костя» о судьбе реального пса по кличке Верный из Тольятти, который восемь лет жил на обочине возле места, где погибли его хозяева. Картину показали в 120 кинотеатрах по всей России, затем она собрала 10 млн просмотров на YouTube. Не так давно подготовлен к прокату еще один полнометражный фильм «Сокровища Разина». Пока самарские кинематографисты снимают кино на частные средства без государственной поддержки.

Мария Лемешева, главный редактор журнала «КиноРепортер» и Михаил Канаев, заместитель председателя Кинокомиссии Тульской области при правительстве ТО

Похожим образом складывается киноистория в Татарстане. Все началось с того, что республика организовала площадку для съемок сериала «Зулейха открывает глаза». «Следом вышла комедия «Кире», которую показывали по всей России. Но проблема в том, что фильмы у нас производятся, а денег на прокат нет. Единственная надежда — на фестивали», — сетует директор АНО «Время кино» Альбина Нафигова.

Впрочем, авторы региональных лент не будут брошены на произвол судьбы и получат помощь в продвижении своей продукции. Российский экспортный центр готов помочь студиям на зарубежных рынках. «Мы представляем производителей на международных рынках. В этом году субсидировали маркетинговое продвижение российских проектов», — рассказывает руководитель направления экспорта креативных индустрий Российского экспортного центра Евгения Данильченко. По словам эксперта, съемки в России становятся коммерчески привлекательными и для зарубежных кинематографистов. На выплату рибейтов в рамках пилотного проекта уже зарезервировано около 100 млн рублей. Каждая зарубежная съемочная группа сможет получить компенсацию в размере до 40% потраченных на съемки в России средств. «Сейчас нам нужны студии, которые будут пользоваться этой программой, причем чем больше студий, тем лучше. Дело в том, что покуда спроса нет, не выстраивается очередь, не бьют во все колокола компании, продюсеры, режиссеры, российскому правительству очень тяжело понимать, зачем на такую программу выделять финансирование», — добавляет Евгения Данильченко.


Контактная информация:

Виктория Антименко +7 916 720 31 66

vantomenko@gmail.com

pitching.moviestart.ru

moviestart.ru

0 +