К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

IPQuorum

Узаконили: чего ждут креативные индустрии от нового законопроекта

    Узаконили: чего ждут креативные индустрии от нового законопроекта
    Всю весну прошлого года креативный сектор экономики подсчитывал свои потери — случившиеся и те, что предстояло понести из-за введенных в связи с пандемией ограничений. Прогноз, звучавший со стороны комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, выглядел пугающим: в течение только весны и лета 2020 года отрасль могла потерять свыше 120–150 млрд рублей. В ситуации, когда креативный сектор пытался справиться с разрушительными последствиями пандемии, участникам тех событий сложно было представить, что уже через год отрасль не просто выживет, но и вплотную приблизится к появлению закона, официально закрепляющего понятие и статус креативных индустрий. Утверждать, что до его появления отрасль находилась на положении «нелегала», было бы преувеличением. Скорее ее статус можно было определить как «коммуникационное подвижничество».

    Главная проблема — отсутствие в законодательстве самого понятия «креативных индустрий». А без этого крайне сложно делать любой шаг: от создания инфраструктуры для креативного бизнеса до формирования инструментов мониторинга соответствующих отраслей. Привести законодательство в соответствие с реальностью и превратить, наконец, «коммуникационное подвижничество» в настоящую индустрию требовалось как можно быстрее. К лету 2021 года креативному сообществу удалось добиться желаемого результата: на ПМЭФ-2021* министр культуры РФ Ольга Любимова представила законопроект «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в части закрепления института творческих (креативных) индустрий».

    От подвижничества к букве закона

    В структуру законопроекта входят три основные части, необходимые для развития креативной экономики. Первая дает исчерпывающее определение того, чем являются креативные индустрии, — это компании, затраты которых на создание интеллектуальной собственности составляют существенную часть затрат на оплату труда творческих специалистов, то есть вложения в производство нематериальных активов. Также критерием отнесения к креативной индустрии может стать доля дохода либо большая часть выручки, полученные в результате распоряжения интеллектуальной собственностью.

    Вторая часть законодательно закрепляет технические решения, позволяющие создавать эффективные экономические механизмы — налоговые, инвестиционные, гранты — и вписывать их в программы экономического развития регионов. Третья часть призвана эффективно бороться с барьерами при взаимодействии традиционных учреждений культуры с представителями креативной экономики.

    Законопроект о статусе креативных индустрий вводит и ряд новаций в области прав интеллектуальной собственности и их экономического оборота. Так, организациям культуры предоставляется право без согласия учредителя (но с его обязательным уведомлением) создавать хозяйственные общества и хозяйственные партнерства — новые субъекты креативного предпринимательства. При этом деятельность таких субъектов должна быть направлена на коммерциализацию интеллектуальной собственности, не связанной с основной деятельностью самой организации культуры. Например, музей может учредить творческую мастерскую, которая будет использовать художественные образцы из наследия прошлого как основу для современной продукции.

    Такой подход позволит не вдаваться в подробности конкретных видов экономической деятельности или название отраслей, будь то архитектура или гастрономия, не спорить о том, кто именно заслуживает льгот и преференций. Бизнесы с высокой долей интеллектуальной собственности на балансе могут быть внесены в реестр креативных индустрий. Это позволит государству развивать инфраструктуру креативного предпринимательства в форматах государственно-частного партнерства, вводить специальные налоговые режимы, различные льготы, субсидии и преференции для предпринимателей (или организаций), создающих новый экономический ресурс на основе интеллектуальной собственности.

    Пока законопроект находится на рассмотрении в различных инстанциях, в креативном сообществе активно обсуждается ожидаемый эффект. Каким образом законодательные меры могут реально поддержать креативное предпринимательство? Объясняют эксперты из различных креативных индустрий и представители федеральной власти.

    «Драйвер развития перемещается из сырьевых отраслей в креативные»

    Фотохост-агентство ТАСС

    — К слову «креативная» добавилось слово «индустрия». Это означает, что творчество во всех отраслях экономики превратилось в большой бизнес с крупными инвестициями. Он может создавать значимую долю национального валового продукта и становится пространством конкуренции стран, территорий, компаний между собой. Драйвер развития перемещается из сырьевых отраслей в отрасли креативные.

    «Есть понимание направлений, по которым будут развиваться креативные индустрии»

    Фотохост-агентство ТАСС

    — Документ проработан совместно с экспертным обществом. Мы впервые характеризуем сферу креативных индустрий, закрепляем понятия, необходимые для развития этого института. Уже есть понимание, по каким направлениям креативные индустрии будут развиваться. Это поддержка креативных предпринимателей, популяризация культурного наследия, развитие современных цифровых технологий для создания и повышения конкурентоспособности отечественных творческих продуктов».

    «Креативные индустрии — это не только про творчество, это про новую экономику»

    Фото IPQuorum

    — Крайне важно, что в разработке законопроекта и Концепции развития креативных индустрий участвовали сами творцы — предприниматели. Таким образом учитывалось мнение непосредственных игроков рынка, для которых эти документы создаются. Сфера креативных индустрий — это межведомственное поле, и разработка таких инициатив предполагает также участие Министерства экономического развития и Министерства цифрового развития. Потому что креативные индустрии — это не только про творчество, это про новую экономику и инновационные подходы. Безусловно, мы рады, что Министерство культуры создает на своей базе площадку для межведомственного взаимодействия, в том числе с вовлечением креативного сообщества.

    «Законопроект закрепляет коммерческую ценность интеллектуальной собственности»

    Фото IPQuorum

    — Сегодня в стране происходит взрывной рост креативных индустрий. Достаточно взглянуть на успехи экспортного продвижения отечественного кино и особенно анимации. Конечно, каждая из креативных индустрий развивается по своей траектории, с учетом региональной и глобальной специализации. Но принимаемые поправки в законодательство дадут дополнительный стимул для развития всех креативных индустрий. Таким образом, для их представителей будет формализована возможность становиться субъектами экономической деятельности. Этот законопроект — один из первых, но важнейших шагов на государственном уровне, обеспечивающих системную поддержку креативных индустрий, создающих условия для самореализации и развития талантов, в том числе в регионах, а также закрепляющих не только культурную, но и коммерческую ценность интеллектуальной собственности.

    «Законопроект как основа для перехода к экономике знаний»

    Фото IPQuorum

    — Креативные индустрии — это огромная творческая сила, которая в развитых странах считается фундаментом и драйвером экономики. Сила, обеспечивающая производство идей, смыслов, образов и образцов для подражания — самого востребованного продукта информационного общества. Сила, благотворно действующая на общество в целом. Законопроект о статусе креативных индустрий определяет их как культурообразующую сферу, которая может и должна стать основой для перехода к экономике знаний.

    «В Концепцию будут включены региональные и муниципальные стратегии социально-экономического развития»

    Фотобанк Росконгресс

    — Я с большим интересом ожидала, как именно в проекте закона будут прописаны меры господдержки креативного предпринимательства. В итоге их удалось увязать с утверждаемой правительством Концепцией развития креативных индустрий. Также в нее будут включены региональные и муниципальные стратегии социально-экономического развития. Честно скажу, я рассчитывала увидеть более конкретные механизмы поддержки приоритетных творческих индустрий. Например, во взаимоотношениях с финансово-кредитными учреждениями. Ведь сегодня креативные агентства, которые создают и продвигают на рынке интеллектуальный продукт, максимально уязвимы. В подавляющем большинстве они относятся к малому и среднему бизнесу, а их основной актив — это интеллектуальная собственность. Если им дадут какие-то налоговые льготы, если они получат возможность брать кредиты под залог интеллектуальных прав, то это, конечно, позволит креативщикам развиваться, выходить из тени, набирать в штат больше сотрудников.

    «Законопроект предлагает справедливый договор между креативными предпринимателями и государством»

    Фото IPQuorum

    — Простые экономические критерии, предложенные Минкультуры России, дают возможность фокусировки поддержки независимо от отраслей и сфер деятельности, в которых работает конкретная компания. Законопроект создает базовые основы для того, чтобы развивать инфраструктуру креативного предпринимательства в форматах государственно-частного партнерства, вводить специальные налоговые режимы, различные льготы, преференции для предпринимателей (или организаций), создающих новый экономический ресурс на основе интеллектуальной собственности. Это принципиально новый подход к решению проблемы господдержки. У нас традиционно принято поддерживать малые предприятия просто за факт существования. Ты маленький, у тебя доход меньше определенной цифры — получи поддержку. Но такая практика не порождает новых ресурсов, которые заменят или уменьшат нашу зависимость от сырья. Новый законопроект предлагает своего рода справедливый договор между креативными предпринимателями и государством. Он поддерживает тех, кто действительно генерирует и вводит в оборот новые экономические ресурсы — результаты творческого труда.


    * Возрастное ограничение 18+

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+