Эксперты про экспорт

Приключения электроники: как в Москве развивается экспорт высокотехнологичных товаров

Юлия Белоус Forbes Contributor
Фото предоставлено пресс-службой департамента инновационной и промышленной политики Москвы
Выражение «российский экспорт» давно уже подразумевает не только нефть и газ. В нынешних условиях развитие несырьевого неэнергетического экспорта — реальный шанс смягчить для нашей экономики последствия пандемии и нефтяного кризиса.

По итогам восьми месяцев 2020 года объем ННЭ Москвы составил $21,52 млрд. Доля ННЭ в столичном регионе достигла 22,7% от всего объема экспорта России, который составляет $68,36 млрд. По итогам года, как считают эксперты центра «Моспром», она может составить 35–38%.

В следующие 10 лет правительству предстоит решать задачу, поставленную июльским указом президента, — увеличить к 2030 году экспорт несырьевых неэнергетических товаров на 70% по сравнению с 2020 годом.

Одной из точек роста ННЭ может стать экспорт высокотехнологичных товаров — машин, приборов, электрооборудования, компьютеров. Это неудивительно, ведь высокотехнологичное производство помогает развивать науку и экономику страны, а государству добавляет влияния на международной арене. Именно технологичные компании могут стать ключевым драйвером роста экономики.

Выпуск высокотехнологичной продукции особенно выгоден для мегаполисов — как правило, такие производства достаточно экологичны, создают новые высокооплачиваемые рабочие места и привлекают в города квалифицированных специалистов. Неудивительно, что Москва поддерживает развитие высокотехнологичных отраслей и, соответственно, оказывает помощь при выходе такой продукции на международные рынки.

За восемь месяцев 2020 года этот показатель составил 30% от всего объема ННЭ, или $6,46 млрд. В числе товаров, которые пользовались повышенным спросом, — телефоны и коммуникационная аппаратура, лекарственные средства, косметическая продукция и бытовая химия, а также запчасти и комплектующие для микроэлектроники.

«Наиболее востребована столичная высокотехнологичная продукция в США, Казахстане, Белоруссии, Китае и Германии. На них приходится 61,8% всего объема экспорта этой продукции. За восемь месяцев 2020 года рост объема экспорта высокотехнологичной продукции из Москвы пришелся в основном на страны Азии. Так, Япония купила продукции общей стоимостью 511,71 млн долларов США. Этот показатель увеличился на 26,2% по отношению к прошлому году. Рост экспорта в Китай составил 22,4% и достиг уровня в 563,31 млн долларов США», — рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

«Мы работаем на международном рынке уже почти 30 лет, и сейчас экспортные продажи составляют около 20% выручки нашей компании», — говорит генеральный директор «Микрона» Гульнара Хасьянова. «Микрон» — крупнейший производитель микросхем в нашей стране, на него приходится более половины российского экспорта микроэлектроники. Хасьянова вспоминает, что компания начинала в 1990-х годах с поставок чипов для калькуляторов и часов, сейчас основу экспортной линейки составляют микросхемы управления питанием и диоды.

Еще одному столичному высокотехнологичному производителю, компании «Эпиэл», удалось за несколько лет увеличить объем экспорта с 1,5% до 13%. Основная продукция «Эпиэла» — тонкие пластины, на поверхность которых специальным методом нанесены тончайшие слои кристаллического кремния. Это основа для будущих микрочипов, на которых строится современная электронная техника. По словам коммерческого директора «Эпиэла» Андрея Бабаева, основные потребители их продукции мало- и среднесерийные полупроводниковые фабрики, а также научно-исследовательские институты и лаборатории, где ведутся разработки новых электронных компонентов.

Производители признают, что пандемия, безусловно, осложнила работу с зарубежными покупателями, однако дала и новые возможности. «Сейчас большая часть людей вынуждена использовать удаленный режим работы и облачные сервисы. В результате выросли объемы передачи данных и нагрузки на сетевую инфраструктуру. А мы разработали решение, позволяющее операторам связи модернизировать сетевую инфраструктуру и оказывать более качественные сервисы для конечных потребителей. Так что события этого года только усилили наше технологическое развитие», — отмечает руководитель отдела внешней экономической деятельности компании «Т8» Евгений Баранов. Компания является ведущим производителем телекоммуникационного оборудования спектрального уплотнения (DWDM) для оптических сетей связи в России и странах СНГ.

По словам Баранова, успехом у транснациональных нефтяных и газовых компаний сейчас также пользуются виброакустические сенсоры, производимые «Т8». «Этот продукт позволяет решить две основные проблемы: предотвращение врезок в трубопроводы и утечек продукта», — говорит Баранов.

Несмотря на успешные поставки разработок на международный рынок, Баранов признает, что конкурировать с мировыми высокотехнологичными компаниями непросто. Это подтверждает и Хасьянова. «Мы конкурируем на мировом рынке с производителями, которые получают серьезную системную поддержку своих правительств — субсидирование разницы между себестоимостью продукта и его рыночной ценой на зарубежных рынках, компенсации затрат и нефинансовые методы стимуляции производства. У нас такие меры только начинают применяться», — говорит гендиректор «Микрона». Она также подчеркивает, что для международного рынка надо иметь в производстве массовый, отработанный на домашнем рынке продукт с низкой себестоимостью. А внутренний рынок России сегодня слишком мал для создания такого массового продукта, который мог бы конкурировать не только качеством и функциональностью, но и ценой. «В этой связи крайне важным стало принятие в начале 2020 году Стратегии развития электронной промышленности, нацеленной на рост производства в РФ — чем больше мы производим для собственного рынка, тем выше будет доля экспорта», — считает Хасьянова.

В компаниях отмечают, что различные меры поддержки от Московского правительства, безусловно, помогают развитию экспорта. «Например, в этом году мы получили столичную субсидию на транспортные расходы при организации экспорта», — говорит Хасьянова. Такой же субсидией пользуется и «Эпиэл». «Эта мера повышает маржинальность нашей компании и позволяет быть более гибкими при обсуждении цен с партнерами», — отмечает Бабаев.

«Важным фактором роста экспорта в кризисный год стало то, что экономическое сотрудничество и диалог между Москвой и странами Азии не прекращались. Не смотря на все ограничения, которые появились из-за пандемии, Москве удалось провести профильную байерскую программу в Китае, в состав которой вошло участие в энергетической выставке и бизнес-миссии. Около 90 бизнес встреч прошло в формате дополненной и виртуальной реальности. В таком инновационном формате столичные производители провели технологические туры и продемонстрировали свои производственные мощности», — отметил руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Александр Прохоров.

Государство может оказывать влияние на экспортную деятельность предприятий не только посредством внешних стимулов. Эффективными оказываются меры нефинансовой поддержки, воздействующие на создание прибыльной стратегии международных поставок и снижение затрат, с которыми сталкиваются экспортеры.

Генеральный директор центра поддержки экспорта «Моспром» Наталья Шувалова отмечает, что из-за отсутствия правильного понимания потребностей иностранных рынков компании начинают расходовать не только оборотные средства, но и главный ресурс — время. «При создании экспортной стратегии важно не только знать внутреннее законодательство стран, разбираться в вопросах сертификации и логистики, но и понимать все тонкости ведения бизнеса в той или иной стране. Зачастую компании тратят на это большие деньги. Цена на такие услуги может доходить до нескольких миллионов рублей. Также компании попросту теряют время, которое так важно при выходе за новые рынки. Ведь свободные ниши в любой момент могут занять их зарубежные конкуренты», — добавляет она.

Такую поддержку столичным высокотехнологичным компаниям оказывает центр развития экспорта «Моспром», подведомственный столичному Департаменту инвестиционной и промышленной политики. Это и консультационная помощь, например, по мерам регулирования зарубежных рынков, и анализ ликвидности конкретного товара, построение сети потенциальных зарубежных байеров, предпродажные и маркетинговые мероприятия. Причем поддержка столичных компаний осуществляется со 100%-ным финансированием.

«Сотрудничество с «Моспромом» и участие в байерской программе, безусловно, дает положительный эффект. Благодаря этому нам удалось выстроить отношения с целым рядом дистрибьюторов», — отмечает Бабаев из компании «Эпиэл». Евгений Баранов из «Т8» добавляет, что, так как сейчас российские компании не могут участвовать в зарубежных выставках, «Моспром» выступает в качестве организатора удаленных встреч с иностранными партнерами. «Это помогает преодолеть существующие сейчас барьеры и сократить дистанцию между нами и заказчиками», — подчеркивает эксперт.