Эксперты про экспорт

Как поддержать экспортера

В эпоху глобализации и высокой конкуренции предприятиям нужна помощь на всех этапах экспортного цикла. Как на стадии исследования зарубежных рынков, поиска покупателей, подготовки продуктов к требованиям новых рынков, так и при заключении и реализации контрактов. Такая поддержка со стороны государственных структур практикуется во всем мире и является стимулом ставить и достигать новые цели.

В последние годы внешнеэкономическая деятельность Москвы стремительно развивается, в том числе за счет активной поддержки столичных властей. Так, московские компании смогли нарастить экспорт, причем несырьевой неэнергетической продукции. За первые девять месяцев 2020 года столица увеличила показатель на 41,2%, до $27,11 млрд.

«В структуре несырьевого неэнергетического экспорта Москвы промышленный экспорт увеличился на 44,8% и составил $24,83 млрд, а экспорт агропромышленной продукции вырос на 11% и составил $2,28 млрд. Одним из драйверов внешнеэкономической активности наших производителей является масштабная программа поддержки экспортеров. В прошлом году нами был создан Центр поддержки и развития экспорта «Моспром» для адресной помощи компаниям-экспортерам: от преодоления административных барьеров до поиска новых покупателей и встраивания московских компаний в международные кооперационные цепочки. Это касается и решения технических вопросов, и совершенствования мер господдержки. Мы постоянно адаптируем и развиваем уже существующие меры нефинансовой поддержки для экспортно ориентированных компаний. В ближайшее время для московских компаний появится цифровая платформа, которая позволит экспортерам напрямую связываться с потенциальными зарубежными покупателями. Список байеров будет формироваться из собственной базы «Моспрома». Кроме того, на бирже можно будет оставить свое предложение о поставке продукции за рубеж. Запустить платформу мы планируем уже в следующем году», — рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Кого-то может удивить увеличение московского экспорта в ситуации мировой пандемии коронавируса, однако специалистам, что знакомы с рынком, и участникам мировой торговли причины известны. «Основная и очень веская причина в том, что, несмотря на закрытие границ, грузовые авиаперевозки и железнодорожные перевозки не прекращались. В пятерке основных стран — импортеров продукции столичных производителей находятся Белоруссия, Казахстан и Китай — страны, с которыми Россия имеет протяженные сухопутные границы, что значительно увеличивает возможности для экспорта. Кроме того, в Китае были введены жесткие карантинные меры намного раньше других стран, что привело к приостановке производств и, следовательно, переориентации мировых импортеров на другие рынки», — отмечает руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Александр Прохоров.

Мировая практика поддержки экспортеров очень разнится в зависимости от страны, размера ее экономики и текущих приоритетов, а также от основных проблем, которые возникают перед предприятиями-экспортерами. При этом пандемия серьезно скорректировала все мировые программы поддержки экспортеров. Например, в США компании-экспортеры получили дополнительные льготы в рамках программ гарантирования оборотных средств и страхования сделок. В Канаде принята Business Credit Availability Program, которую правительство реализует совместно с банками, предоставляя финансовую поддержку компаниям, чей бизнес несет потери в связи с COVID-19. В нашей стране финансируются расходы на закупку сырья и комплектующих, доступно страхование отсрочки платежа, причем это распространяется не только на коммерческие, но и на политические риски.

Безусловно, финансовая поддержка положительным образом сказывается на развитии экспортно ориентированных компаний, но в большинстве случаев значительную роль в системе продвижения товаров на внешние рынки играет информационная и маркетинговая поддержка предприятий-экспортеров.

«Есть контакт!»

К примеру, в Германии у многих федеральных земель есть зарубежные представительства, нацеленные на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса — выход на новые рынки, поиск и проверку партнеров.

В Корее поддержкой экспортных проектов уже более 50 лет занимается созданная при участии правительства некоммерческая организация Kotra. Она оценивает перспективы продвижения корейских товаров на зарубежных рынках, занимается всесторонней поддержкой компаний, желающих принять участие в выставках, и организацией деловых переговоров в режиме онлайн.

В Бразилии государство выделяет средства на участие предприятий в профильных выставках — экспортеры могут рассчитывать на юридическую и консультационную помощь. А Союз «Африканская деловая инициатива» помогает африканским компаниям с сертификацией их сельскохозяйственной продукции в России, но одновременно и консультирует российских производителей по вопросам лоббирования и организации экспорта в страны африканского континента, то есть движение идет в обе стороны.

Что делать, если в Китае проходит знаковая международная промышленная выставка, а у представителей от компаний нет возможности вылететь в Гуанчжоу из-за ограничительных мер в связи с пандемией? Отметим, в этом году в мире отменилось порядка 400 выставок, на которых заключали сделки экспортеры и байеры.

Знакомиться и вести переговоры виртуально! Такой подход продемонстрировала Москва в августе на минувшей выставке Power China-2020. Центр поддержки и развития экспорта «Моспром» организовал работу коллективного стенда столичных производителей, где в VR-формате потенциальные зарубежные партнеры могли не только изучать предложения московских компаний вплоть до онлайн-туров на производства, но и обсудить условия возможных сделок. За три дня работы выставки удалось провести порядка 90 деловых встреч с потенциальными закупщиками, инвесторами и технологическими партнерами.

Генеральный директор Центра поддержки и развития экспорта «Моспром» Наталья Шувалова отмечает, что одной из причин не только сохранения, но и увеличения позиций Москвы на международных рынках является постоянное общение с производителями и мониторинг ключевых рынков сбыта. «Так, мы регулярно проводим анализ, включающий в себя общую рыночную конъюнктуру, последние тенденции и факторы. Индивидуальные исследования помогают предприятиям значительно расширить присутствие на уже завоеванных рынках, а также открыть для себя новые», — добавила она.

Для уменьшения рисков и снижения денежных затрат столичных производителей при ведении внешнеэкономической деятельности столица запустила байерскую программу, в которую входит верификация зарубежных контрагентов, проведение предварительных переговоров с уже проверенными байерами, индивидуальные переговоры и кросс-сейл-мероприятия для продвижения сопутствующих (дополнительных) товаров и услуг московских компаний.

«По предварительным итогам этого года, благодаря поддержке центра «Моспром», производители приняли участие в 15 бизнес-миссиях, а также заключили контракты с нашей помощью на несколько миллиардов рублей с партнерами из 14 стран», — рассказала Наталья Шувалова.