Эксперты про экспорт

Экспортный маршрут: как быстрее выйти на новый рынок

Готова ли компания к выходу на новые рынки? В каких странах спрос будет долгосрочным? С кем из контрагентов можно работать без риска? Как выйти на людей, принимающих решения? Многие из этих насущных для столичных производителей вопросов позволяет решить новая цифровая платформа поддержки экспортеров, созданная Центром «Моспром». Об этом, а также о том, как цифровые технологии помогают развивать столичный экспорт, — в интервью Натальи Шуваловой, генерального директора Центра «Моспром».

В прошлом году вам пришлось из-за пандемии перенести многие мероприятия в онлайн. Насколько столичные предприятия были готовы к взаимодействию в таком формате? Как изменилась ситуация?

Еще в начале прошлого года мы проводили мероприятия очно, и экспортеров было сложно заманить в онлайн. Можно сказать, что мы вместе с производителями прошли путь от стадии страха перед неизвестным к стадии получения пользы от цифровых технологий. Мы помогли компаниям поверить, что онлайн-переговоры смогут привести к заключению контрактов.

Отвечаю на ваш вопрос об уровне оцифрованности московских производителей – он очень подрос за этот год, особенно на первичном уровне. Компании стали активно использовать самые разные способы связи, начиная от видеозвонков и заканчивая технологиями виртуальной реальности. За год мы провели более 1000 b2b-встреч между московскими компаниями и потенциальными иностранными закупщиками.

Многие столичные компании не только сами перешли в онлайн, но и разработали инновационные продукты для других производителей. Так, например, группа компаний «Информтехника», занимающаяся производством средств связи и IP-телефонии, разработала специальный корпоративный мессенджер «Росчат», который предоставляет мобильное приложение с защищенными каналами связи и простой настройкой под нужды компании.

Использование разных каналов коммуникации теперь кажется уже вполне естественным. Мы все привыкли к видеозвонкам, а некоторые из столичных экспортеров освоили даже технологии виртуальной реальности на выставке в Китае. Для b2b-переговоров такой формат оказался очень эффективным — иностранные покупатели не просто смогли проанализировать, но и увидеть своими глазами производственные линии, погрузиться и перейти к конструктивному обсуждению конкретных вопросов.

Уже сегодня, используя VR-технологии, зарубежные байеры могут «посетить» около 30 столичных предприятий. Это достаточно трудоемкая работа, но такие туры действительно впечатляют.

Как пришла идея запустить новую цифровую платформу поддержки экспортеров?

Мы поняли, что одной из проблем, с которыми сталкиваются производители, является разброс огромного количества мер поддержки по разным институциям федерального и регионального уровня. Часто производители недостаточно информированы о государственной помощи, и им сложно разобраться, какие меры были бы оптимальны в их ситуации. Сейчас мы разрабатываем «Навигатор мер поддержки», в котором будут удобно и структурированно расположены все меры поддержки для столичных экспортеров. Мы хотим, чтобы наша платформа выступала своего рода агрегатором всевозможных мер с интеграцией в нее сторонних сервисов.

На нашей платформе уже можно запросить индивидуальные услуги, среди которых индивидуально-аналитические исследования, рассказать о барьерах на зарубежных рынках, предложить для участия свое мероприятие, попросить консультацию в области внешнеэкономической деятельности.

Какие еще есть полезные функции у платформы?

Наша гордость – это разработанный специалистами Центра «Моспром» первый в России тест оценки экспортного потенциала ADEPT 7. Эта модель создана на основе опыта общения с десятками производителей, позволяет проанализировать характеристику человеческих ресурсов, выявить возможность компании справиться с трудностями, с которыми она может столкнуться в процессе экспортной деятельности как при выходе на рынок, так и впоследствии, опишет имеющиеся у компаний материальные ресурсы, а также доступность привлечения новых, позволит охарактеризовать гибкость внутренних структур компании — начало работы на новых рынках часто требует перестройки многих бизнес-процессов.

Тест ADEPT 7 включает две фазы: квалификацию и валидацию. На первой оценивается общая готовность компании к выходу на экспорт, ее сильные и слабые стороны. С помощью второй можно определить, насколько экспортер будет успешен на конкретном рынке с определенным продуктом. Во второй фазе оценки — валидации — компания может оказаться только после успешного прохождения перового этапа, что дает возможность последовательно и системно решать ее экспортные проблемы.

Специалисты Центра «Моспром» помогут компаниям выявить слабый вектор направленности и в дальнейшем определить пути для решения.

В целом наш подход позволит как действующим, так и начинающим экспортерам избежать излишних финансовых затрат, а также заметно снизит коэффициент ошибок при выборе зарубежных рынков. При этом московские производители смогут предложить международным потребителям из тех или иных регионов мира по-настоящему нужные товары.

Насколько оцифрованными должны быть экспортеры для такого онлайн-взаимодействия?

Мы будем помогать компаниям вне зависимости от их уровня цифровизации. Главное — это желание развивать и увеличивать объемы своего экспорта. Нам достаточно того, чтобы у компании была в наличии электронная цифровая подпись.

На первоначальном этапе регистрации потребуется название организации, ИНН и контакты представителя. После чего сотрудники Центра будут связываться с представителями для верификации, чтобы понять, соответствует ли компания требованиям для оказания запрашиваемой ими меры поддержки или нет.

Я считаю, что в период, когда количество личных контактов рекомендовано свести к минимуму, это хорошая возможность дистанционно держать прямую связь со специалистами и контролировать свою экспортную деятельность.