Мой Бизнес - инвестиции в будущее

Окно в свой бизнес

Как центры «Мой бизнес» поддерживают предпринимателей по всей стране

О своем бизнесе мечтают многие, но не все на этот шаг решаются. В ближайшие пять лет 14% россиян готовы начать свой бизнес, а в ближайшие десять лет — 23%. Таковы данные опроса аналитического центра НАФИ. Вообще же на вопрос о желании открыть свое дело отвечают утвердительно 35% респондентов, и 57% из них люди совсем молодые, от 18 до 30 лет. По данным ФНС, в первом полугодии 2019 года число субъектов МСП практически выросло на 3,1% и составило 6,2 млн, больше половины — индивидуальные предприниматели. Сейчас в этом секторе экономики занято более 19 млн человек. Стимулов для желающих начать свое дело с каждым годом становится все больше. Одна из действенных мер поддержки — открытие центров «Мой бизнес», где можно получить консультации в режиме «единого окна».

Свой бизнес за 20 минут

Журналистка Виктория Карпанова из Иванова долго вынашивала идею открытия собственного бизнеса. Она тщетно пыталась найти в своем городе развивающие занятия для сына. В итоге, будучи в декрете, получила образование Монтессори-педагога в Международном институте Монтессори-педагогики в Москве и решила открыть клуб, работающий по этой системе. К слову, открыть свое дело хотят 40% женщин в декрете, опрошенных в рамках анкетирования НАФИ.

О существовании центров «Мой бизнес» Виктория узнала, придя на День предпринимателя. А через 2,5 (!) недели уже открыла свой клуб. Рекордные сроки для российского бизнеса. «За пять дней на занятиях «Азбуки предпринимателя», которая действует в центре «Мой бизнес», меня научили, как составлять бизнес-план, на что обращать внимание в первую очередь, как просчитывать результативность. Я узнала о таких нюансах, которые мне, гуманитарию, и в голову бы не пришли», — рассказывает Виктория Карпанова.

По ее словам, на тренинге собираются люди с разным бэкграундом, дополняя друг друга своими знаниями и опытом. Виктории повезло — ее бизнес-план стал примером для отработки, люди разных специальностей корректировали и оптимизировали его, обсуждали возможные ошибки, а профессиональный куратор давал свое заключение. К окончанию занятий у предпринимательницы был готовый бизнес-план. «Он оказался очень близок к правде, как я могу сейчас констатировать», — говорит Виктория Карпанова, теперь уже владелица семейного клуба «Гнездышко», работающего с июня 2019 года.

По ее словам, спустя 20 минут после посещения центра «Мой бизнес» она вышла на улицу индивидуальным предпринимателем: «Мне помогли составить заявления о создании ИП, упрощенном налогообложении, электронной подписи, установить на iPhone приложение для контакта с налоговой и прочее. У подруги, которая создавала в другом регионе подобный клуб, на все это ушло около месяца беготни».

Cпустя 20 минут после посещения центра «Мой бизнес» она вышла на улицу индивидуальным предпринимателем

Уже создав самостоятельно сайт клуба, Виктория узнала, что и в этом могла бы получить помощь. Клуб успешно работает уже несколько месяцев, но его владелица по-прежнему тесно общается с центром «Мой бизнес». Сейчас она участвует в региональном конкурсе, о котором ей сообщили сотрудники центра. В случае успеха рассчитывает на получение гранта. Использовать грант можно на аренду помещения, покупку оборудования или обучение персонала. Виктория считает последний пункт самым важным и хочет получить поддержку на обучение потенциальных педагогов для расширения бизнеса.

В одном окне

Запуск региональных центров «Мой бизнес» стал первым шагом поддержки индивидуальных предпринимателей в рамках национального проекта, который Минэкономразвития запустил в этом году. Ведь главные проблемы на старте ИП — низкий уровень информированности и непонимание, с чего начать. Новый государственный сервис работает по принципу «единого окна», то есть все виды услуг для создания и успешной деятельности малого и среднего бизнеса (консультации, помощь в открытии фирмы, ее продвижении, получении кредитов и другой формы господдержки, образование и т. д.) человек получает, обратившись в центр.

Уже сейчас действуют 49 центров «Мой бизнес», до конца 2019 года, по планам Минэкономразвития РФ, будут работать 84 центра. А в ближайшие пять лет предполагается, что такие центры будут во всех регионах. По словам министра экономического развития РФ Максима Орешкина, в таких центрах будут предоставляться государственные и муниципальные услуги, услуги организаций инфраструктуры поддержки МСП, а также иных организаций.

Уже сейчас действуют 49 центров «Мой бизнес», до конца 2019 года будут работать 84 центра

«Одна из главных задач в рамках нацпроектов — повышение информированности населения о мерах господдержки, — отмечает Максим Орешкин. — Предприниматели должны знать, что они могут получить помощь на всех этапах ведения бизнеса: от появления идеи о создании компании до получения ресурсов на ее открытие и масштабирование. Это позволит выстроить эффективную вертикальную коммуникацию в регионе».

Прорывной промоушен

Центры «Мой бизнес» действительно помогают на разных этапах. В том числе уже действующим предприятиям, перед которыми стоит задача масштабировать бизнес. Для многих из них, например, неподъемными являются затраты на продвижение.

Тверской компании «Инноформа», которая производит инновационные С3-ступени для уличных лестниц (так называемые нескользкие лестницы), поддержка центра помогла принять участие в Международной строительной выставке в Праге For Arch. По итогам компания получила много заказов, а Европейское патентное ведомство приняло решение о регистрации нового эргономичного облицовочного элемента лестниц в качестве изобретения.

По словам представителя тверского центра «Мой бизнес» Клавдии Голубцовой, местным предпринимателям доступно расписание крупных отраслевых выставок, поездки на которые организует центр. Для трех и более компаний оформляется «коллективный стенд» — из бюджета оплачивают аренду выставочных площадей, а при необходимости и их застройку, монтаж, дизайн, транспортировку оборудования и таможенные расходы, печать рекламных брошюр. Все это входит в компетенцию «Моего бизнеса» и финансируется из средств бюджета. В случае индивидуального участия компании в выставке центр делит расходы: большую часть покрывает бюджет, меньшую — компания-участник.

Помимо выставок, для продвижения местного бизнеса используются все современные каналы рекламы и PR (центр помогает в подготовке и оплате рекламы). Активная работа центра «Мой бизнес» в Твери началась в мае. С этого времени здесь регулярно проходят образовательные семинары и форумы, самый крупный из которых собрал более 1500 человек. Центр организует встречи в иностранных торгпредствах, площадки для общения иностранных и российских бизнесменов, объединяет усилия с клубами предпринимателей для нетворкинга.

Где деньги

Куда идти за деньгами — еще один важный для предпринимателей вопрос, ответ на который помогают найти в центрах «Мой бизнес».

На базе Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП) открылись сразу два центра «Мой бизнес» — в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. Во-первых, центры помогают предпринимателям в процедуре получения займа по собственной программе фонда, от оформления заявки до подписания договора на всех этапах программы кредитования — речь идет о займах до 5 млн рублей. Во-вторых, «Мой бизнес» помогает пройти процедуры льготного лизинга оборудования — сотрудники центра помогают с формированием заявки и далее отправляют ее в региональные лизинговые компании.

Кроме того, центры ориентируют бизнесмена в условиях банковского кредитования, выясняют его потребности и возможности. При нехватке обеспечения по коммерческим кредитам областной фонд может стать поручителем за предпринимателей на сумму до 50 млн рублей, при этом сумма кредита не ограничена. Также в центрах консультируют по Программе льготного кредитования «8,5», разработанной Минэкономразвития. По ней через банки-партнеры бизнес получает до 2 млрд рублей по фиксированной ставке до 8,5% годовых на срок до 10 лет. В качестве поручителя по этой программе также может выступить СОФПП.

Есть еще две программы, созданные на базе СОФПП и доступные через «Мой бизнес», — упаковка и продвижение франшизы (фонд финансирует весь этот процесс) и популяризация продукции и услуг предпринимателя (фонд за бизнесмена оплачивает расходы на информационную кампанию профильному рекламному агентству), прокомментировал Валерий Пиличев, исполняющий обязанности директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства.

В результате реализации нацпроекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Минэкономразвития планирует увеличить количество занятых в МСБ и добавить как минимум 6 млн рабочих мест в этом секторе, увеличив его долю в ВВП до 32,5%. И центры «Мой бизнес» должны сыграть в достижении этой цели одну из главных ролей.

Новости партнеров