Премиальный сервис от крупнейшего брокера России

90% идей в плюсе: как инвестировали в 2020 году новые долларовые миллионеры

Кирилл Фатеев Forbes Contributor
«Тинькофф Инвестиции Премиум» подвели итоги уходящего года. О том, кто такие долларовые миллионеры новой волны, во что и с какой доходностью они инвестировали, какие идеи подбирали для них аналитики, рассказал Кирилл Фатеев, руководитель управления разработки инвестиционных продуктов «Тинькофф Инвестиции».

«Тинькофф Инвестиции» — крупнейший брокер России (более 3,2 млн клиентов), у которого один из главных показателей эффективности — уровень удовлетворенности клиентов услугами, а следовательно, и качеством сервиса. Мы постоянно наращиваем активы клиентов, расширяем и кастомизируем удобные для них сервисы, завоевывая доверие самых взыскательных.

Год назад аналитики «Тинькофф Инвестиции Премиум» провели глубинные интервью с 50 клиентами, которые держат на счетах от $1 млн. Выяснилось, что клиенты сервиса, современные миллионеры, — достаточно молодые люди, работающие в IT-компаниях, новых бизнесах и медиа, и что среди них есть запрос на самостоятельное обучение принципам инвестирования. Инвестируя на старте $100 000–150 000, клиенты хотят понять, как это работает, возможно, совершить ошибки, чтобы потом достаточно уверенно управлять своим состоянием в несколько миллионов долларов.

Клиенты «Тинькофф Инвестиции Премиум» очень активны: они тестируют новые фичи, совершают больше всех сделок (поэтому дольше «сидят» в приложении), чаще смотрят аналитику, новостную ленту, комментарии в «Пульсе» — социальной сети для инвесторов в приложении «Тинькофф Инвестиции». Треть активной аудитории приложения пользуются скринером (фильтр подбора акций по настроенным параметрам в приложении «Тинькофф Инвестиции». — Прим. ред.). Скринер был задуман как более профессиональный инструмент — в нем нужно понимать принципы отбора бумаг, что такое Р/Е, капитализация.

Из-за пандемии и снижения ставок по депозитам этот год стал годом активности частных инвесторов, в среднем они заработали в уходящем году 11–12% в долларовом эквиваленте.

Чтобы не потеряться в этой волатильности и непредсказуемости, аналитики «Тинькофф Инвестиции Премиум» в начале года сделали для своих клиентов отдельную стратегию.

Нынешний год внес свои коррективы в стратегию, и ее обновляли дважды — инвесторы были своевременно предупреждены об угрозах. А недавно вышла стратегия инвестиций на 2021 год.

Аналитики сервиса рекомендовали избегать пострадавших отраслей (автопроизводители, сырье и торговля), обратили внимание на бум электронной коммерции и т. д. Всего было порядка 42 торговых идей на 168 дней. В плюсе оказалось 79% из них, средняя доходность по этим идеям — порядка 11%.

Некоторые «выстрелили» лучше, например «Яндекс» (64% роста с момента рекомендации). Несмотря на просадку, аналитики рекомендовали акции авиации — Delta и Airbus: как на понижении, так и на отскоке можно было заработать до 30%. В обновленной стратегии доступно более 70 идей.

На сегодняшний день около 90% идей из обновленной стратегии в плюсе, средняя доходность 10%. Есть и совсем неизвестные широкой публике имена, которые дают 25-27% доходности, это — наши бриллианты, плод тщательной работы аналитиков.

В первую волну локдауна особо пользовались спросом инструменты, ориентированные на отскок пострадавших от COVID-19 индустрий. Ставка была сделана на V-образный отскок в авиаотрасли, в отелях, ресторанах. Это сработало, и клиенты получили высокую доходность.

Ярче всего в этом году взлетели первичные размещения облигаций, мы входили осторожно в этот рынок, но за год разместили около 30 облигационных выпусков, из которых три провели как организатор. В этих размещениях поучаствовало более 100 000 наших клиентов. Сегодня это бумирующий рынок. Приход частных инвесторов дал новый импульс внешне скучной истории, стало возможным достижение доходности в 7–10% годовых в бумагах второго-третьего эшелона. Выстрелили и IPO.

«Совкомфлот» и «Самолет» выбрали правильный момент для дебюта на Московской бирже. С точки зрения розничного инвестора эти IPO были не такие удачные в моменте, но у бумаг хорошая перспектива, поэтому все аналитики пишут buy по ним. Интересен был и Ozon, который размещался в Америке и кросс-листился на Московской бирже. Мы дали нашим клиентам аллокацию на уровне 40%, в первые часы бумага выросла на 30%, клиенты были счастливы. Рынок сейчас активно обсуждает подготовку к IPO еще нескольких компаний из ретейла, индустрии развлечений.

По IPO Airbnb на Россию практически не дали аллокацию, это была хайповая мировая история, переподписка во многих странах. Но и здесь мы нашли решение и запустили 3 ETF, один из них как раз ориентирован на инвестиции в только вышедшие на IPO компании («Тинькофф Индекс IPO», или ТIPO). Это долгосрочные инвестиции, предполагающие выход из активов с фиксацией прибыли по достижении компаниями определенных показателей, например включение в индекс S&P 500, Russel 1000 или NASDAQ 100.

В этом году «Тинькофф Инвестиции Премиум» специально для своих клиентов расширили пул инструментов ETF, евробонды, структурные продукты, IPO, пре-IPO. Все они доступны квалифицированным инвесторам, число которых среди клиентов сервиса уже достигло 13 000. Это превышает наши самые смелые прогнозы роста, которые строились в начале года.

В сравнении с декабрем 2019 года число клиентов выросло в 4,5 раза, активы — в 6 раз, средний чек — на 35–40%. В 2021 году планируем еще один апгрейд в «Премиуме»: сделать более лайфстайл-ориентированный сервис, где можно в режиме 24/7 пообщаться со своим менеджером, продлить КАСКО, получить дополнительный консьерж-сервис.

Сервис активно использует для каждого клиента облако тегов как отражение его интересов. Благодаря этому инструменту менеджер предлагает именно те идеи, которые адекватны запросам клиента.

Примерно так же сформирован и каталог продуктов с рекомендациями аналитиков. То есть начинающие инвесторы видят преимущественно высоколиквидные и понятные акции крупных и стабильных компаний, а продвинутые инвесторы и активные трейдеры видят другой состав.

Мы хотим прийти к тому, чтобы каждый клиент видел персонализированный контент, как в ленте Facebook или Instagram.

Если пользователь интересуется только IT-сектором, в приоритете будут инструменты IT-сектора, и их мы ему покажем первыми. Мы делаем это достаточно аккуратно, постоянно прогоняем все через А/В-тесты, смотрим и тестируем «на себе» гениальные идеи наших аналитиков прежде, чем выкладывать это в каталог на ту или иную полку.

У премиальных клиентов большой запрос на образование, поэтому мы развиваем разные образовательные площадки и сервисы. Например, Telegram-канал с аудиторией 100 000 человек, подкаст «Жадный инвестор», доступный на таких площадках, как «Яндекс.Музыка», Apple Podcasts, Google Podcasts, YouTube, Castbox, Spotify, и другие.

Мы запустили свое шоу на YouTube «Деньги не спят» для трейдеров, которые готовы послушать рассказы Василия Олейника каждую неделю о его портфеле на 20–30 минут. Также был запущен специальный учебник, доступный в приложении «Тинькофф Инвестиции», курс в «Тинькофф Журнале».

Образовательные сервисы — часть нашей миссии, ведь предоставляя клиентам такую возможность, усиливая знания о рынке инвестиций, мы поддерживаем их, а персонализированный премиальный сервис позволяет открывать новые финансовые горизонты с комфортом.


* Ознакомиться с информацией, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральным законодательством, а также с условиями управления активами, получить сведения о лице, осуществляющем управление активами, и иную информацию можно на сайте.

** АО «Тинькофф Банк», лицензия на осуществление брокерской деятельности № 045-14050-100000, лицензия на осуществление депозитарной деятельности № 045-14051-000100, выданы Банком России 06.03.2018 г. (без ограничения срока действия).