ВТБ. Помогаем делом

Безбилетный проезд: как технологии ВТБ меняют транспортную сферу

Что дает пассажирам виртуальная карта «Тройка»? Когда можно будет входить в метро без билетов? Зачем пассажиру личный кабинет? Обо всем этом — в интервью старшего вице-президента ВТБ Вадима Изотова.

Цифровизация транспортной системы идет стремительно. По внедрению цифровых сервисов Московская агломерация опережает многие мегаполисы мира. О том, что стоит за «бесшовным» клиентским опытом пассажиров и какие платежные решения мы увидим в ближайшем будущем, — в интервью Вадима Изотова, начальника управления разработки и сопровождения специальных электронных продуктов департамента транзакционного бизнеса, старшего вице-президента ВТБ.

Платформа ВТБ «Транспортный процессинг» позволяет бесконтактно оплачивать проезд в любом общественном транспорте Москвы с помощью банковских карт и платежных приложений с токенами Pay. Как и почему банк занялся решениями для транспорта?

— Сервис был создан банком с нуля еще в 2015 году — сначала как концепция сервисов оплаты на будущие 10 лет. Но с выходом на рынок России Apple Pay мы поняли, что двигаться надо в два раза быстрее. Был разработан прототип, проведен пилот в Московском метрополитене. Важным моментом стал запуск МЦК: за короткое время разработана технология «бесшовных» пересадок. Так началось то, что в 2019 году стало платформой «Транспортный процессинг».

Буквально за год мы продвинулись от пилота до внедрения в промышленную эксплуатацию и сейчас являемся лидером среди поставщиков платежных решений для транспорта Московской агломерации. В прошлом году благодаря этому проекту мы стали лучшим транзакционным банком Центральной и Восточной Европы по версии британского журнала The Banker.

Что внедрение новых технологий дает пассажирам в Московской агломерации?

— Для пассажира важна возможность удобно и быстро оплатить проезд на любом общественном транспорте. При этом платежный инструмент должен позволять использовать сложные тарифы, позволяющие пассажиру сэкономить. Именно этому и посвящены наши решения в этой сфере. Система покрывает все виды московского городского пассажирского транспорта — от метрополитена до электричек МЦД и коммерческих перевозчиков, пассажиру не надо покупать отдельные билеты для разных видов транспорта при пересадке.

Кроме того, мы осуществили виртуализацию транспортной карты «Тройка» и интегрировали нашу технологию оплаты проезда с системой распознавания лицевой биометрии. Московский метрополитен уже активно тестирует биометрию для оплаты проезда. Сейчас для оплаты необходимо задержаться перед турникетом, но в ближайшем будущем процедура идентификации и оплаты будет занимать менее 0,8 секунды за счет предиктивного анализа потока пассажиров. В результате мы сможем оплачивать проезд в транспорте без каких-либо карт или гаджетов.

А что дают эти технологии бизнесу и городу?

— Для перевозчиков выгода тоже очевидна: они снижают затраты на обслуживание точек продаж разовых билетов и инкассацию. Для банка основными преимуществами являются доход от высокотехнологичных продуктов, рост использования цифровых каналов как в части продаж, так и в части сервисов.

Городу наши разработки тоже дают положительный эффект. Они экологичны, так как позволяют сократить оборот бумажных билетов и транспортных карт и, соответственно, снизить объемы мусора, повышают качество обслуживания пассажиров и уровень безопасности проезда. Так что в плюсе все.

Как действует платформа «Транспортный процессинг»?

— Мы разработали и внедрили решение для всех транспортных перевозчиков Московской агломерации: ГУП «Московский метрополитен», ГУП «Мосгортранс» и коммерческих перевозчиков, АО «МТППК», ООО «Аэроэкспресс». В апреле к платформе подключилась АО «Центральная ППК», «бесшовные» поездки по бесконтактным и токенизированным банковским картам (платежные приложения Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay, Mir Pay) охватывают весь московский пассажирский транспорт.

Платформа «Транспортный процессинг» обеспечивает обработку банковской карты любого банка. «Риск первой поездки» — на момент оплаты у пассажира может быть недостаточно средств — берет на себя банк, перевозчик же получает деньги за поездку в любом случае. За счет разработанных банком технологий оплата проезда осуществляется в пределах одной секунды, что обеспечивает нужную скорость в условиях высокого пассажиропотока.

Ранее, когда поездки по банковским картам не были объединены платформой, пассажирам приходилось покупать отдельные билеты при пересадке, например, между метро и автобусом. Теперь им доступны комплексные тарифы с «бесшовными» пересадками, а также «агрегационная модель», когда система собирает несколько поездок по банковской карте в единую операцию.

Система самостоятельно осуществляет свод и агрегирование данных о поездках, полученных от билетных систем перевозчиков, сверку данных билетных систем перевозчиков с собственными данными, а также расчет суммы оплаты на основании комплексного тарифа, утвержденного постановлением правительства Москвы.

Каковы перспективы виртуальных карт «Тройка»?

— В конце 2020 года ВТБ и Московский метрополитен успешно завершили лабораторные испытания и перешли к внедрению виртуальной «Тройки». Выпуск и использование этой транспортной карты осуществляются с помощью смартфона без применения пластикового носителя. Фокус-группа из команды банка и сотрудников заказчика успешно тестирует билеты со сроком действия 30, 90 и 365 дней на всех видах транспорта — метрополитен, трамваи и автобусы, пригородные электрички.

После успешного проведения пилота виртуальная «Тройка» будет доступна всем пассажирам, со временем появится возможность пополнения карты по принципу электронного кошелька. Первыми оценить преимущества новинки смогут владельцы смартфонов с Android и модулем NFC.

Для оплаты проезда в общественном транспорте достаточно выбрать приобретенный билет в платежном приложении мобильного устройства и поднести его к считывающему устройству на турникетах, которые принимают бесконтактную оплату банковской картой. Банк ВТБ моментально проведет операцию.

Виртуальная «Тройка» очень удобна, так как позволит пассажирам заранее, без очередей и с соблюдением актуальных сегодня требований социальной дистанции, приобретать проездные билеты и использовать их в дальнейшем для оплаты проезда в московском общественном транспорте, экономя свое время. Мы уверены, что «Тройка», размещенная на смартфонах, еще быстрее захватит рынок не только в Москве, но и в других регионах России.

Появилось ли что-то новое в постпандемийное время в сервисе оплаты транспортных услуг через систему ВТБ? Удалось ли, и как, использовать время локдауна для введения и тестирования новых опций сервиса?

— Пандемия, конечно, подстегнула нас всех. За последний год мы обеспечили техническую возможность «бесшовных» пересадок с одного вида транспорта на другой, реализовали оплату проезда с использованием различных платежных сервисов, а также улучшили технологию по записи билетов на карты «Тройка» с помощью смартфона.

Сегодня мы идем дальше и предлагаем пассажирам использовать для проезда технологию будущего — биометрию лица.

До конца 2021 года планируем запустить систему оплаты с использованием биометрических данных на всех станциях метро. Скорость идентификации пассажира при использовании биометрических данных значительно повышается. Новый сервис позволит сократить время оплаты проезда и в час пик значительно разгрузит входную группу в метро, что сделает проезд комфортнее и безопаснее.

При оплате проезда по биометрии будет реализована возможность «бесшовных» пересадок. При этом для оплаты проезда с использованием биометрических данных предварительного резервирования средств не требуется, оплата производится по факту прохода через турникет. Банк ВТБ обеспечивает проведение расчетов по привязанным к биометрии банковским картам, в том числе осуществляет анализ поездок за день для определения стоимости проезда пассажира с учетом порядка организации пересадок между различными видами транспорта.

Пока биометрия может быть кому-то непривычна, но она настолько упрощает жизнь, что рано или поздно станет самым обычным делом. Основные плюсы: невозможно потерять билет или карту, пассажир не зависит от того, заряжен его гаджет или нет, есть ли сотовая связь, а кроме того, система дает максимальную защиту от фрода. Мы считаем, что в перспективе биометрия займет главенствующее положение на рынке платежных решений. На наш взгляд, особенно актуальна она будет в наземном транспорте.

Сейчас в экосистеме, которую вы поддерживаете, несколько личных кабинетов. Это временно, или каждый и дальше будет существовать отдельно?

— ВТБ реализует партнерскую модель экосистемы. Суть открытой экосистемы ВТБ заключается в сотрудничестве в формате white label, когда партнеры могут использовать лицензию и инфраструктуру ВТБ для предоставления банковских услуг под их собственным брендом.

В случае с инфраструктурными проектами мы не создаем свою экосистему, а предоставляем свои сервисы и технологические решения для развития экосистемы московского транспорта. Наши партнеры могут быстро и легко предоставлять своим клиентам необходимые продукты, в данном случае — оплату проезда, а разработку и поддержку этих продуктов обеспечиваем мы. ВТБ, в свою очередь, получает дополнительный канал привлечения новых клиентов, которые будут приходить через каналы партнеров и оставаться в их контуре, но при этом, по сути, пользоваться нашими услугами.

Например, «Личный кабинет пассажира» — в первую очередь часть экосистемы московского транспорта. Такая же ситуация с «Тройкой», которая не является нашим продуктом, но мы переводим ее на следующий уровень и заводим в смартфоны. Экосистема «Тройки» хорошо развивается, она востребована бизнесом и городом, мы рады работать и развивать этот продукт, видеть, что он находит свое применение в других регионах.

Для чего нужен «Личный кабинет пассажира» пассажиру? Для простой опции отслеживания трат в течение дня на транспорт функционал выглядит немного громоздким. Он сделан «на вырост»?

— В настоящее время сервис позволяет пассажирам отследить историю своих поездок на любом наземном транспорте города и в метро, в том числе получить информацию о локации совершенных поездок, примененных тарифах, текущем статусе оплаты. Можно воспользоваться и другими полезными опциями сервиса, например, ознакомиться с актуальными новостями и информацией о проводимых акциях, касающихся условий оплаты проезда в транспорте. Возможно, первая версия выглядит несколько «громоздкой», но мы будем совершенствовать интерфейс и клиентский путь для максимального удобства пассажиров.

Какие задачи планируете решить в 2021 году?

— Будут дополнены функции «Личного кабинета» — например, в целях предоставления пассажиру более полной и детализированной информации о поездках, успешно оплаченных бесконтактными банковскими картами, в кабинете будут отображаться фискальные чеки по таким поездкам.

Виртуальная «Тройка» расширяется как в части билетного меню, так и в части производителей смартфонов.

В ближайшем будущем «Тройка», размещенная в кошельке смартфона, по функциональности ничем не будет отличаться от физической карты.

Мы участвуем в инновационном пилоте города «Передвижение как сервис: Mobility as a Service». В одной услуге объединяются поездки на общественном транспорте и другие транспортные сервисы, такие как каршеринг, аренда самокатов, такси и другие. Цель проекта — разработка сервиса, в котором пользователи могут создавать свой собственный клиентский путь и получать доступ ко всем видам транспортных услуг в «одном окне», с удобным интерфейсом оплаты.

Ну и, конечно, поддержим планы Московского метрополитена по масштабированию технологии оплаты проезда при биометрической идентификации пассажиров на все вестибюли.