К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Витрины модернизации

Витрины модернизации
Как сокращалась свобода российской торговли

Ровно через неделю, 1 февраля утрачивает силу знаменитый ельцинский указ о свободе торговли, начавший действовать 29 января 1992 года. Его заменит закон о торговле. Между двумя документами  ровно 18 лет и идеологическая пропасть. Если в 1992 году государство искало поддержки граждан в деле разрушения советской торговли, то сейчас выбрало курс на консервацию сложившегося порядка.

То, что централизованная государственная торговля является угрозой потребителю на исходе 1980-х, было понятно абсолютному большинству советских граждан. О необходимости «ускоренной демонополизации и разгосударствления розничной и оптовой торговли» говорилось в написанной в 1990 году программе «500 дней». Это понимала и команда Егора Гайдара, которая в конце 1991 года подготовила указ Бориса Ельцина «О коммерциализации деятельности предприятий торговли». Он предписывал государственным  магазинам, столовым, кафе и ресторанам независимо от ведомственной принадлежности до 1 января 1992 года приобрести права юридического лица, что по замыслу должно было освободить их от контроля со стороны райторгов и горторгов  и сделать сектор конкурентным еще до либерализации цен.

Этим планам не было суждено сбыться. Реализация указа была саботирована, а неповоротливая советская торговля не смогла быстро наполнить прилавки товарами даже по новым ценам, которые 2 января 1992 года были отпущены на свободу и выросли  в разы. 8 января депутаты, наблюдавшие  за потребительским рынком, констатировали: «Нигде ничего нет, никакой еды». Коррективы в прежний курс были внесены на заседании правительства РФ 23 января. Разочаровавшись в «регулярной  армии» государственной торговли, Ельцин сделал ставку на торговцев-партизан и подписал новый указ — о свободе  торговле. В соответствии с ним граждане при весьма немногочисленных исключениях получали право продавать где угодно и что угодно, а также  беспошлинно ввозить любые иностранные  товары.

 

Партизанская война с товарным дефицитом начала приносить плоды уже на следующий день после принятия указа. За границу за дефицитными товарами полетели челноки. Прикрепив к одежде булавками вырезанный из газеты текст указа, на улицы вышли простые горожане.

Этот указ до настоящего времени является одним из лучших примеров того, как надо проводить модернизацию — не спасать от реалий рынка отживающих флагманов, пусть даже они принадлежат государству, а давать гражданам возможность бросить вызов любому существующему предприятию.

 

Надо признать, эта возможность не продлилась слишком долго: дарованные торговцам свободы были в основном «отозваны» уже в первые полтора года реформ — торговлю переместили из «любых удобных» для граждан в отведенные муниципальными чиновниками места, появились лицензии на основные виды торговли и ограничения на беспошлинный ввоз товаров. С принятием закона о торговле этот список пополнился новыми ограничениями, а указ о свободе торговли окончательно ушел в прошлое. Модернизационный проект 1992 года официально закрыт.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+