К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как помочь подростку выбрать профессиональный путь

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Задача родителей — научить ребенка мыслить и принимать решения самостоятельно. Только тогда он сможет понять, чем хочет заниматься после окончания школы, — и взять на себя ответственность за сделанный выбор.

В России традиционно высок уровень вовлеченности родителей в образование детей. Согласно данным PISA, в 2018 году страна занимала 9-е место из 77 по этому показателю. Более позднее исследование, проведенное НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования в 2022 году, показало, что родителей, не принимающих участия в школьных делах, всего 17%. Остальные 83% в той или иной степени задействованы в образовательном процессе: помогают выполнять задания и принимать решения или как минимум держать все под контролем.

Кроме того, родители в большей степени, чем другие взрослые — учителя, тьюторы — влияют на результат выбора будущей профессии, который рано или поздно приходится делать каждому старшекласснику. Расскажу, как максимально бережно и эффективно помочь ребенку с этим выбором.

1. Давайте возможность принимать решения самостоятельно

Если подросток до десятого класса ничего сам для себя не выбирал: ни кружков, ни тем для доклада, ни даже обуви — то определение профессионального пути станет для него непосильной задачей. Поэтому на протяжении всех лет учебы ребенку стоит давать больше самостоятельности: позволять принимать решения, которые влияют на его жизнь, или хотя бы участвовать в их обсуждении.

Во многих частных школах подростку (самому или вместе с тьютором) нужно выстраивать свою образовательную траекторию: определяться с направлением обучения, предметами обязательной программы, участием в проектах, а также дополнительными кружками по интересам. Таким способом подросток учится исследовать себя. Чем чаще приходится принимать важные решения, тем качественнее формируется этот навык, а постепенно приходит и глубокое понимание самой механики выбора.

Если в школе не предусмотрена подобная возможность, предоставьте ребенку право на выбор внешкольных занятий, спортивной секции. Важно не то, правильным ли будет этот выбор, а то, что ребенок получит опыт, а также сформирует критерии и алгоритм принятия решений.

Одна из моих тьюторанток за время учебы в школе самостоятельно реализовала несколько проектов, составила для себя индивидуальный учебный план, сменила несколько кружков. Это выработало у нее смелость и готовность искать и пробовать. Впоследствии девушка не смогла поступить в выбранный иностранный вуз по стипендии. Ее мама очень хотела, чтобы дочь хотя бы на время осталась в России, но вновь позволила ей самой сделать выбор. В итоге девушка нашла другой зарубежный вуз, поступила в него и не без помощи матери добилась стипендии.

2. Сверьте свои ожидания с реальностью

Какими бы благими ни были намерения родителей, их опыт не всегда релевантен современной ситуации. Мерила профессионального и личного развития трансформируются на глазах, знания взрослых и их взгляды могут не поспевать за этими переменами. То, что раньше гарантировало успех в жизни, сегодня кажется не столь важным — в частности это касается высшего образования. Например, некоторые современные подростки не считают, что учеба в вузе даст им преимущества в будущем, и не стремятся в университеты. Этот вопрос необходимо обсуждать с детьми, но слепо потакать им все-таки не стоит.

В российской системе образования определять направление дальнейшего обучения принято в старших классах, но все больше тех, кто после окончания школы осознанно выбирает так называемый gap year («промежуточный год»): кто-то для начала хочет поработать, кто-то — помочь родителям, кто-то — потратить больше времени на исследование разных специальностей.

Родители моей тьюторантки мечтали, что дочь пойдет по их стопам и поступит в один из лучших американских вузов. Девушка чувствовала большую ответственность и боялась не оправдать возложенных на нее надежд. В результате она стала учиться и вести себя хуже, чем прежде. Все это произошло потому, что мама и папа учитывали в первую очередь свои амбиции и не соотносили их с реальностью. 

3. Поймите и примите природу ребенка

Не лепите подростка по своему образу и подобию. Наоборот, внимательно наблюдайте за ним, изучайте, что ему нравится, как он принимает решения, какая среда его развивает.

Постарайтесь не спрашивать постоянно: «Ты решил, кем хочешь быть?» Чаще всего это ставит в тупик. Обычно я привожу в пример аналогичный вопрос для взрослых: «Смогли бы вы точно сказать, чем будете заниматься через 5 или 10 лет?» Родителям ответить на него не проще, чем детям: мы отдаем себе отчет в том, что рынок труда постоянно претерпевает изменения. Вместо того, чтобы донимать ребенка вопросами, посмотрите с ним атлас профессий будущего и обсудите, какие из них могли бы быть ему интересны.

Конечно, есть дети, которые четко понимают, чем хотят заниматься и что для этого требуется. Но многим нужно предлагать разные варианты и наблюдать за реакцией: что отзывается, а что нет.

Мой тьюторант, назовем его Виктор, был третьим ребенком в семье: братом сестер-отличниц и сыном родителей-достигаторов. Все дети учились в престижной школе с большим количеством дополнительных кружков. Однако Виктору такой ритм не подходил. Он был не способен посещать столько же занятий, сколько сестры. Ему требовалась тишина, свободное время и отсутствие давления со стороны. Когда Виктор перешел в 11-й класс, семья переехала в другую страну. Подросток стал учиться удаленно и оказался вне школьной системы. Только тогда он смог с большей легкостью принимать решения самостоятельно и научился не отступать от них. 

4. Поддержите ребенка так, как нужно ему

Хотя родителям зачастую непросто принять перемены окружающей действительности, детям приходится еще трудней: им надо не только выбирать будущую профессию, но и одновременно раскрывать свою индивидуальность, искать себя. Ключевая задача взрослых — оказать ребенку поддержку в этот период.

Сейчас уже в 8–9-м классе требуется выбрать профиль, по которому нужно будет учиться дальше. Давление на подростка со всех сторон возрастает. Иногда школа и семья настойчиво предлагают противоречащие друг другу варианты. Например, учителя могут подталкивать учеников к поступлению в лучшие российские и западные вузы (так как это повышает престиж школы), родственники — к получению профессии, которая традиционно ценится в семье.

Даже если ребенок в это время не обращается к вам за помощью, помните, что она ему нужна, поскольку внутренней опоры у него еще нет. Поддержать можно любым способом, главное при этом — осознавать, чего хотите от ребенка вы, чего — школа, а чего — он сам, и не превращать акт поддержки в навязывание своего мнения.

Важно учесть потребности и особенности характера подростка. Одному достаточно сказать, что все получится, другому необходимо выговориться, третьему — нужно родительское одобрение при выборе кружка или факультатива. Главное — дать ребенку почувствовать, что вы на его стороне.

Родители одного моего тьюторанта — ученика 9-го класса — жестко контролировали его учебный процесс и жизнь в целом, так как мечтали, чтобы ребенок поступил в институт. Сына эта ситуация расстраивала и раздражала. В какой-то момент родители попытались разобраться в подростковой психологии. Изучив литературу, они ослабили контроль, дали сыну больше свободы — и в целом сфокусировались на собственной жизни. Это во многом помогло ребенку: в итоге он сам попросил записать его к психологу, потому что почувствовал, что не справляется с нагрузкой. Родители выполнили просьбу — и таким образом помогли сыну, как ему было нужно.

5. Позвольте ребенку совершить ошибку

Если в семье культивируется убеждение, что взрослый все знает лучше, то подростку будет сложно принять решение, отличное от родительского. Поэтому, предлагая какой-то путь, важно не настаивать на его исключительной правильности, обсуждать с ребенком различные варианты и давать возможность ошибаться. 

В процессе профориентации мой тьюторант Виктор, упомянутый выше, выбрал психологию, рассудив, что любит общаться с людьми. Родителям было очевидно, что этот выбор неверный, но они не стали вмешиваться. Чтобы впоследствии поступить на психфак, Виктор добавил к своему гуманитарному профилю углубленную алгебру и биологию. В начале 11-го класса юноша сам пришел к выводу, что психология ему не подходит, однако алгебру бросать не стал.

После окончания школы Виктор решил сделать перерыв в учебе и не поступать в вуз сразу. Он начал подрабатывать, совершенствовать английский и даже смоделировал эффективную бизнес-систему, которая упростила управление отцовской компанией и заметно увеличила ее прибыль.

Сейчас Виктор работает, помогает отцу в бизнесе, решает, куда поступить. Он еще не нашел себя в привычном понимании этого слова, но родители предоставили ему право на ошибку и время на поиск, что, очевидно, дало ему возможность и время разобраться в себе.

Исследование, которое несколько лет назад провели МГТУ имени Баумана, МАИ и МФТИ совместно со специалистами частной швейцарской аэрокосмической компании Destinus, показало: почти 40% бакалавров, выбравших дальнейшее обучение в магистратуре, хотели бы сменить направление. Из них 20% сообщили, что исчерпали себя в своей нынешней специальности, более 18% признались, что утратили к ней интерес.

Мой собственный опыт был отчасти не столь позитивным. Я выросла в адвокатской семье, где все мечтали, чтобы я продолжила традицию и стала юристом. После 10-го класса по настоянию мамы я прошла практику в суде: посидела на заседаниях, поработала межкабинетным курьером, погрузилась, как мне казалось, в юриспруденцию — и выбрала юрфак. Вскоре выяснилось, что право как таковое меня совершенно не интересует. В итоге после трех месяцев обучения в лучшем юридическом вузе страны я ушла в академ, чтобы поступать на истфак. С юридической практикой были связаны родительские ожидания, поэтому она отчасти была выбором без выбора. 

6. Используйте свои ресурсы и связи, чтобы дать подростку возможность получить практический опыт

При всех минусах последнего примера, в нем был и существенный плюс: родители помогли мне испытать себя в профессии. Как правило, все знания такого рода подростки черпают в семье и в кругу друзей, поэтому информация, которую они получают, часто оказывается ограниченной. Порой дети вообще не понимают, чем заняты взрослые на работе.

Если подросток решил стать, скажем, хирургом, обсудите с ним работу врача на реальных примерах. Пусть ребенок определит, какие качества должны быть у медика, и проанализирует, обладает ли он ими. По возможности организуйте более близкое знакомство с профессией: практику в соответствующем учреждении или хотя бы диалог со специалистом в желаемой области.

Многие частные школы Москвы предлагают подросткам пройти практику в компаниях, причем вначале подросток сам формулирует запрос о том, куда он хочет пойти и чему научиться. К примеру, Еврейский музей и центр толерантности проводит летние стажировки, которые дают ребятам возможность узнать в деталях, в чем заключается работа сотрудников.

В примере из моей жизни главная проблема состояла в том, что полученный юридический опыт не был отрефлексирован. Проработка приобретенного опыта — обязательный элемент плана. Этот инструмент часто используют тьюторы: они исследуют предположение подростка о том, кем он хочет стать, помогают окунуться в мир выбранной профессии, а затем обсуждают результат. Вот примеры вопросов, которые могут быть заданы: как ты чувствовал себя в процессе практики? что смог узнать нового о профессии и о себе самом? какая информация поможет тебе принять решение?

В идеальном случае такие беседы должны проводить специалисты — тьюторы или психологи. Они нейтрально настроены по отношению к подростку, поэтому шансы на честный разговор возрастают. В случае беседы с родителями результат будет зависеть от сложившихся взаимоотношений, степени доверия и близости.

Некоторое время назад ко мне на практику в Еврейский музей пришла десятиклассница. Сфера ее интересов напрямую не была связана с искусством, культурой или историей. Девочке было просто любопытно, как функционирует музей и чем заняты работники. Она сразу предупредила, что еще не знает, куда будет поступать и чем хочет заниматься. Практикантка выполняла задания, общалась с коллегами из отдела, присутствовала на встречах и в итоге решила, что хочет работать в этой сфере.

Не стоит считать, что практический опыт стопроцентно поможет подростку принять верное решение, и требовать мгновенных результатов. Стажировку следует расценивать лишь как возможность увидеть жизнь за пределами школы и испытать себя в новом качестве.

Нельзя забывать и о том, что практика — это не полноценное трудоустройство. Компании не всегда готовы принимать у себя подростков и работать с ними. Иногда вместо того, чтобы приносить реальную пользу, школьникам приходится просто перебирать бумаги. Если так происходит, нужно объяснить ребенку, почему его ожидания не оправдались, и, возможно, предпринять еще одну попытку.

***

При всем желании помочь ребенку в выборе специальности и вуза помните, что процесс имеет не меньшее значение, чем конечный результат. Подростку необходимо приобрести навыки, которые поддержат его в жизни, — научиться принимать решения и брать на себя ответственность за них. Важно не столько то, поступит ли вчерашний школьник в вуз, сколько будет ли он доволен судьбой и сумеет ли оставаться собой на каждом ее повороте. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+