К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Орфография — самый сложный раздел языка для школьников, считают 40% учителей

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Результаты исследования

Благотворительный фонд «Эмпатия» провел опрос школьных учителей русского языка. В число респондентов вошли 518 педагогов-словесников, принявших участие во всероссийской олимпиаде «Хранители русского языка».

Исследователи выяснили, что наибольшие сложности для учащихся создает орфография, или, иными словами, правописание. Об этом сообщили 40% опрошенных. Почти вдвое меньше учителей связали проблемы изучающих русский язык с пунктуацией (24%), культурой речи и стилистикой (24%).

Самыми сложными орфографическими темами педагоги назвали употребление «н» и «нн» (64%), безударные личные окончания глаголов (53%) и «не» с разными частями речи (52%).

По мнению опрошенных, проблемы с русским языком, как правило, объясняются бедным словарным запасом. 39% учителей убеждены, что ученики ошибаются в написании слов, так как попросту не знают или не помнят их. Показательно, что чуть больше четверти (27%) педагогов утверждают, что у школьников нет мотивации к учебе: они не видят смысла запоминать правила русского языка и вникать в их тонкости. А 18% словесников усматривают источник проблем в расхождении между правилами и так называемым узусом, то есть реальным словоупотреблением.

Авторов исследования интересовало также, объясняют ли учителя проблемы с успеваемостью по русскому языку влиянием интернета. Утвердительно на этот вопрос ответили 38% педагогов — они заявили, что речевая онлайн-культура отрицательно сказывается на речи учащихся. Однако больше половины преподавателей (52%) утверждают, что онлайн-общение может быть полезным для развития языковых навыков.

Любопытно, что, хотя многие преподаватели-словесники уверены, что речь школьников формируется под влиянием блогеров, сами они в блогеры не стремятся. Только 1 из 20 учителей готов вести канал, который мог бы способствовать улучшению речи и грамотности школьников. А вот делать замечания ученикам, допускающим ошибки, считают правильным 74% педагогов — даже во внеурочное время.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+