К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как работает система образования в Танзании?

Фото: Юлия Байструкова
Фото: Юлия Байструкова
Опыт волонтерства в африканской школе

Волонтерство — это способ по-настоящему ощутить себя полезными, возможность внести свой вклад в жизнь других людей, а также почувствовать, что вы проживаете эту жизнь не зря.

Юлия Байструкова, выпускница программы Мировая экономика НИУ ВШЭ, после окончания бакалавриата проходила стажировку в Европейской экономической комиссии ООН в Женеве, училась в UCLA в Лос-Анджелесе, жила в китайской деревне Яншо и мечтала побывать на африканском континенте.

В это непростое время пандемии Юлия решила попробовать помочь детям в Африке начать лучше говорить на английском языке. Целых три месяца она волонтерила в деревенской государственной школе Макундучи на Занзибаре в Танзании.

Юлия Байструкова
Юлия Байструкова

— Как так получилось, что в самый разгар второй волны коронавируса в России ты решилась улететь преподавать английский язык в Занзибар?

— На календаре было 2 января 2021 года, а за окном в Томске – минус 32°С. С момента начала карантина я уже год жила с родителями и вспоминала свою стажировку в ООН в Женеве. В Томске мне как раз не хватало той международной атмосферы, да и просто хотелось что-то кардинально поменять. В планах на тот момент была сдача экзамена GMAT для поступления в магистратуру в Швейцарии, чтобы потом работать в ООН (магистерский диплом там является обязательным требованием при приеме на работу), но учеба начиналась только с сентября. Именно поэтому я решила провести оставшиеся полгода где-нибудь в теплой стране. Одним из открытых и недорогих вариантов стал Занзибар (Танзания). Я решила совместить приятное с полезным, а заодно улучшить своё резюме для работы в ООН и найти волонтерскую программу на Занзибаре. «Поеду обучать африканских детей английскому языку!», — подумала я. Наткнувшись на сайт zanzibarvolunteers.org, написала им на почту, рассказав о себе и прикрепив резюме, и в тот же день мне ответили. Прямо второго января!

— Обычно волонтерские проекты в Африке не покрывают никаких расходов. Дорого ли быть там волонтером?

— Волонтерство — это полностью благотворительный вариант: ни дом, ни питание не предоставляются. Из плюсов: у меня был бесплатный велосипед, на котором мне предстояло ездить в школу и обратно. Однако затраты в Танзании небольшие: туристическая виза на три месяца, которая стоит $50, выдается по прилету; жилье — около $200 за месяц через Airbnb, на еду и жизнь — еще $200. На самом деле, расходы за месяц в Африке у меня составляли намного меньше, чем в Томске. И я уже молчу про Москву! Последним пунктом в моем плане был билет. Его я купила за пару дней до вылета, так как появилась возможность полететь на чартерном рейсе.

— Как на твое решение отреагировали близкие?

— Когда в середине февраля я сказала им, что хочу поехать в Танзанию обучать детей английскому языку, мама впала в истерику. Папа был более оптимистичен, ответив: «Ну, выкупать мы тебя туда не поедем!» Мама же была непреклонна, ведь как раз накануне в российских СМИ появилось много новостей о смерти российских туристов на Занзибаре, и о том, что президент этой страны отрицает коронавирус: «Коронавируса в Танзании нет!» — сказал ныне покойный президент Танзании Джон Магуфули. В общем, от родителей я услышала строгое: «Нет!»

«А в Москву к подружке-то слетать можно?», — взмолилась я, прорабатывая свой коварный план побега. «Да, в Москву можно». Ну а дальше вы сами понимаете: я взяла с собой паспорт, несколько платьев и через пару дней пребывания в Москве улетела к Индийскому океану. И это было лучшее решение 2021 года! А что мама? Она обижалась пару дней, а потом успокоилась и стала всем интересоваться: все-таки, редко встретишь людей, которые вот так взяли и улетели в Африку.

— Спустя неделю после прилета на остров у тебя уже был первый рабочий день. Чем он тебе запомнился?

— В первый день я пришла на профориентацию: побеседовала с директором и посмотрела школу. Меня, конечно, поразила сама школа: ее здания похожи, скорее, на бараки или на загоны для животных. Сооружения расположены по кругу, формируя в центре большой двор. Под каждой крышей один кабинет, с дырками в стенах и решетками вместо окон. В классе стоят три ряда парт, за одной партой сидят два, а чаще три человека. На стене огромная меловая доска. Электричества нет, дверей тоже. Тем не менее, дети выглядят счастливыми, здоровыми, очень дружелюбными и веселыми!

— Школа была государственной? Родители не платили за образование?

— Да, я работала в государственной школе, где образование бесплатное. Финансирование школы получают от государства, так что сюда могут ходить дети из малообеспеченных семей. Конечно, образование в таких школах намного хуже, чем в частных. На острове вообще частных школ немного, и они не по карману среднестатистическим жителям Занзибара: стоимость обучения в них на тот момент составляла $900 в месяц. Зато по окончании частной школы ученики сдают A-levels и могут учиться в Великобритании. Естественно, только мзунгу (в переводе с суахили — «белые люди») могут позволить себе обучение детей в таких школах.

— Танзания располагается в Южном полушарии (где зима и лето не совпадают с российскими), когда же там начинается учебный год?

— Учебный год в школах совпадает с началом календарного года. Да, по причине того, что зима и лето здесь противоположны российским, наши «летние» каникулы у них приходятся на декабрь. После новогодних праздников начинается учебный год. Следующие каникулы наступают в священный месяц Рамадан: на две недели школы уходят «в отпуск». Также есть месяц каникул в июле. Ну, и помимо каникул всегда есть праздники: здесь отмечаются и мусульманские, и христианские, и национальные, и международные, да еще и отдельно занзибарские.

— Расскажи, пожалуйста, про культуру питания в школе.

— Все обедают на большой перемене. По мне, это, скорее, похоже на перекус: жареная кассава (корнеплод наподобие картофеля) с солью или пара картофельных шариков с лимоном. Первые три месяца для меня оставалось загадкой, куда ходят дети, когда в учительской преподаватели подзывают их, дают деньги, а дети возвращаются с едой. И только в один из последних дней я вышла на другую часть школьного двора, где на травке сидели женщины с огромными кастрюлями. Вокруг каждой толпились дети и за 100 шиллингов (примерно 3,5 рубля) покупали картофельные шарики, кассаву, какие-то лепешки или замороженный фруктовый лед. В тот день я купила такой еды на 2000 танзанийских шиллингов и отвезла своим европейским друзьям попробовать. Они подумали, что их завтрак стоил около $20!

— Говоря об учениках, кому ты преподавала?

— Я учила 3 класс старшей школы. Моим студентам было примерно 14-15 лет. Следующий класс для них — выпускной, так что я сравнивала их с восьмым классом российской школы. Классы здесь очень большие — по 70 человек в каждом. Я преподавала в «А» и «Б» классах, один был с научным уклоном (физика, химия, математика), другой – в арабский язык. Конечно, работать в классе, где сидит 70 человек, очень сложно: тихо не бывает никогда. И всегда нужно удерживать внимание класса, особенно, когда дети не говорят на английском языке.

С уровнем владения языка тут все очень плохо. В младшей школе дети (7-12 лет) говорят на суахили. В старшей же школе — на английском. Самое интересное — то, что все учебники, от математики до биологии, на английском языке. Причем я никогда не видела таких ярких, понятных и качественных учебников — на всех стоит штамп Оксфорда. Однако дети просто не говорят на английском языке. Поэтому на уроках педагоги переводят написанное из учебников. В итоге дети не знают ни английского, ни предметов. Отсюда и вытекает огромная проблема образования в этой стране, а точнее, его отсутствия. Если ребенок не ходил в частную школу, можно сказать, он вообще не учился.

— Я читала статью о том, что в африканских странах, в том числе в Танзании, учитель — эталон для всех. Правда это или нет?

— Да, так оно и есть. Вишенкой на торте служит система наказания. Однажды я видела, как один из учителей со всего размаху бил деревянным прутом детей по попе и рукам на глазах у всей остальной школы. У меня сердце разрывалось, а для местных – это нормальная практика. Они говорят, что раньше наказания были намного сильнее. С таким авторитарным режимом, естественно, учитель становится царем и богом для этих детей, но я не думаю, что в хорошем смысле.

— Наверняка, твоими первыми друзьями на Занзибаре стали учителя из школы?

— Да, с местными учителями я сразу подружилась. Ближе всего я общалась с учителем английского языка, которого замещала. Преподаватели звали меня на празднование дня рождения пророка Мухаммеда, на свадьбу одной из учительниц и даже на похороны, но на них я не поехала. Уроки проходят без перемен, парами. Например, два урока математики по 40 минут, затем сразу английский, снова два урока по 40 минут, а потом одна большая двадцатиминутная перемена и еще две пары. Во время большого перерыва учителя собираются в учительской, перекусывают и слушают речь директора, который рассказывает о последних новостях и дает напутствия.

— Общение с местным населением помогает понять культуру изнутри. А много ли таких учителей-волонтеров, которые решили внести свой вклад в образование детей в Африке?

— Кроме меня, приезжих или «мзунгу» в моей деревне Макундучи не было. В основном все волонтеры едут в Стоун Таун — столицу острова Занзибар, а я же захотела увидеть настоящую африканскую жизнь, поэтому поехала в самую нетуристическую часть. Из плюсов: весь пляж (а это три километра белого песка) был мой – местные даже плавать не умеют. Так что, я наслаждалась огромным вниманием к себе. В такой обстановке тебя узнает вся деревня.

— А как люди живут? Есть какие-то сильные отличия от нашего привычного образа жизни?

— Дело в том, что жилье «мзунгу» на Занзибаре совершенно отличается от местного. Дома, в которых жили мои ученики, и домами назвать сложно, ведь «дом» в нашем понимании —это, по крайней мере, четыре стены и крыша. В тех домах, где я была, зачастую было всего три стены и не было крыши. Кухня расположена прямо на земле, вместо плиты костер в земляном полу. Когда я приходила в дом, мне, как самому важному гостю, ставили стул. В домах обычно есть только один стул, который предназначен для очень важных персон. Дети сразу начинали показывать свои игрушки. И это не куклы или машинки, а соль, перец и зеленые бананы. Но опять же, повторюсь, это были самые счастливые дети, которых я видела в своей жизни!

— Интересно ли было твоим ученикам узнать о жизни в России?

— О России они много не расспрашивали: наверное, не знали, что спросить. Их больше интересовало, есть ли у меня дети и муж, ведь у девушек моего возраста здесь уже огромные семьи. Еще спрашивали, в каком доме я живу. И с любопытством напрашивались в гости. Однажды я даже позвала своих учеников к себе готовить борщ. Девочкам очень понравился дом на берегу океана, где я жила (это был совершенно обычный для нас просторный дом с высоким забором и большой кухней). А еще им очень понравился борщ. В первый раз я приготовила его сама, и девочки пришли уже на готовое, а в следующий раз, когда пришел класс «Б», уже объясняла, что нужно делать, а дети резали овощи сами. И в том, и в другом случае, борщ вышел невероятно вкусным. Дети съели всю кастрюлю!

— Давай я задам тебе, наверное, самый банальный вопрос: о чем мечтают дети в Африке?

— На первом уроке я их спрашивала: «Какая у вас работа мечты?». Самый запоминающийся и частый ответ – стать пилотом, вне зависимости от пола. Некоторые мечтают о карьере доктора или портного. Многие хотят быть полицейскими. Помню, один парень хотел быть парикмахером, а одна девочка — военной. Насколько их мечты реализуемы, не знаю, но я надеюсь, что если они будут хорошо учиться, то смогут достичь своих целей.

— Что больше всего удивило тебя в Африке?

— Каким-то образом Colgate смогли разукрасить каждую школу, по крайней мере, на Занзибаре. На каждой школе нарисована система чистки зубов и есть огромная красная стена, где изображено как правильно чистить зубы! Мне кажется, это прекрасная идея, которую можно и нужно использовать в России.

Местные дети любят футбол и знают, что такое баскетбол, но их любимая игра — нетбол. Мне она напомнила смесь баскетбола и пионербола. В игре по шесть человек в команде, нет замен, но как в баскетболе есть две сетки. Задача — забить как можно больше мячей в сетку противника. В большие подробности правил игры я не вдавалась, но со стороны болеть было весело! Команда моей школы очень хорошо играет в нетбол (причем играют девочки), поэтому мы часто выезжали в другие школы на соревнования. У меня закралось подозрение, что нетбол — сугубо женская игра.

За три месяца на Занзибаре я побывала на трех свадьбах, две из которых были традиционными мусульманскими, и одна христианской. Красочнее всего оказалась самая первая свадьба — мусульманская. Торжество началось в шесть утра. Если честно, я даже на свою свадьбу так рано бы не встала. А тут в шесть уже сбор гостей. Из-за жары днем церемонию проводят рано утром, а вторая часть празднования проходит вечером. В общем, гости собрались и поехали вместе с женихом к дому невесты. Тут свадьба разделилась на две: по мусульманским обычаям существует отдельная церемония для жениха, куда не допускаются женщины. Также есть отдельная церемония и для невесты, куда не допускаются мужчины. Где-то между этими церемониями проходят пляски, песни, играют народную музыку, а подружки невесты дерутся. Через пару часов, гостям можно увидеть невесту: вы заходите в дом ее родителей, проходите в ее комнату и видите невесту во всеоружии, восседающую на своей кровати. Яркий макияж, длинные ресницы, рисунки хной от рук до пят, множество золотых украшений и расписные платья темных оттенков (невозможно оторвать взгляд). Затем невеста выходит к жениху, спрятав свое лицо. Встречаются они уже в качестве мужа и жены, то есть, поженили их отдельно друг от друга. Затем молодожены едут в свой дом, где праздно обедают. На той свадьбе я ела пилау (напоминает плов с корицей и разными пряностями), кассаву, хлебные лепешки, а вместо вина гости пили кашу. Торжественная церемония заканчивается в десять часов утра. Стоит отметить, что мужчины на Занзибаре могут иметь до четырех жен одновременно!

— Чему тебя научила Африка?

Делиться — значит быть неравнодушным. В Африке нужно быть готовым делиться всем: деньгами с местными жителями, знаниями с детьми, едой с животными и даже кровью с комарами.

Здесь никогда не будет достаточно. Неважно, сколько денег вы пожертвуете, сколько книг подарите, сколько одежды или игрушек отдадите — Африке никогда не будет достаточно. Тут все разворовывается, ломается, теряется. Такое ощущение, что люди просто не привыкли беречь вещи, потому что у них никогда не было чего-то своего, о чем можно и нужно заботиться. Это относится как к небольшим предметам, типа телефонов или одежды, так и к дорогостоящему оборудованию в каком-нибудь ресторане или отеле, где только управляющий-европеец будет следить за должным обращением к технике. Именно поэтому как бы хорошо ни работал коллектив, владельцы бизнеса (в основном, европейцы) всегда будут искать управляющего-мзунгу.

Действовать. Даже без опыта здесь можно устроиться на классную работу. Я не поверила, пока после преподавания в школе меня не взяли на позицию генерального менеджера пятизвездочного бутик-отеля. На такую должность в Европе нужно минимум пять лет опыта. Получается, что в Африке я поняла, что такое работа мечты!

Фото предоставлены Юлией Байструковой
Фото предоставлены Юлией Байструковой
Фото предоставлены Юлией Байструковой
Фото предоставлены Юлией Байструковой
Фото предоставлены Юлией Байструковой
Фото предоставлены Юлией Байструковой
Фото предоставлены Юлией Байструковой
Фото предоставлены Юлией Байструковой
Фото предоставлены Юлией Байструковой
Фото предоставлены Юлией Байструковой
Фото предоставлены Юлией Байструковой

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+