Домашнее обучение – ответ родителей на недостатки школьной системы?

Homeschooling (хоумскулинг, домашнее обучение) – вид обучения, когда ребенок учится вне школы по индивидуальной программе.
Больше всего хоумскулинг распространен в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии и Австралии. В США примерно 2,5 млн детей находятся на домашнем обучении (ежегодный прирост составляет 2-8%[1]). В России, для сравнения, 100 000 семей выбрали хоумскулинг[2].
Домашнее обучение более требовательно по отношению к самому обучающемуся, и у ребенка должна быть самостоятельная воля, представление о том, какие усилия нужно прикладывать, и насколько это необходимо, – считает Наталья Цуранова, детский психолог. По ее мнению, пандемия с вынужденным обучением онлайн актуализировала вопросы мотивации. Если сравнивать учащихся высших учебных заведений и школьников, то можно увидеть колоссальную разницу: студенты хоть и нехотя, но принимают новые правила игры, в то время как среди школьников катастрофический процент тех, кто не может себя заставить учиться ни в каком виде. Этот год стал годом массовых отказов от школьных уроков, где в ход идет все – от невставания по утрам до отключения камер, занятия параллельными делами и так далее, лишь бы не учиться.
Домашнее обучение имеет посыл не ломать школьника, а позволить ему раскрыться и найти себя. Такой подход может работать, но только тогда, когда ребенок развит как личность, что сейчас встречается довольно редко. В наше время происходит поляризация – дети либо чрезмерно инфантильны, либо, наоборот, слишком сознательны. Если ребенок осознанно подходит к своей жизни, то, по большому счету, форма обучения не так важна.
Домашнее обучение без дополнения работой в группах в некоторой степени дефицитарно с точки зрения социализации, так как социальные институты никто не отменял, и классическая схема «детский сад – школа – вуз» работает не только как этапы обучения, но и как этапы социализации.
Если ребенок будет общаться со взрослыми, то ему будет проще социализироваться с другими взрослыми – однако, что будет с ребенком, когда он встретится с недружелюбным коллективом? Социальный институт создан, в том числе, для того, чтобы научиться общаться с недружелюбными сверстниками.
Очное обучение с сильными учениками – оптимальный вариант для развития, так как вопрос сравнения и конкуренции тоже имеет место, в то время как домашнее обучение может проигрывать по богатству опыта и создавать тепличные условия.
Для ребенка очень важна социализация, развитие коммуникативных навыков, основы базовой психологии – этому всему очень тяжело научится в Zoom или даже по самым лучшим книгам, – считает Ольга Соколова, журналист, медиапродюсер, мама 9-летнего сына. Ребенок должен чувствовать, что он принадлежит к определенному обществу, что его окружают друзья и единомышленники — это составляет огромную зону комфорта и эмоциональной безопасности ребенка. Но, с другой стороны, мы должны быть гибкими и адаптивными к любой ситуации и 2020 год многому научил нас.
У полностью удаленного обучения, конечно, есть ряд преимуществ, таких как возможность путешествовать, обогатить обучение новыми классами и индивидуальным подходом, более гибкое расписание для ребенка и родителей. Но тем не менее, Ольга считает, что все это – лишь хорошая адаптивная стратегия на краткосрочный период, и она очень хотела бы, чтобы ее сын вернулся к классической системе обучения.
Сегодня homeschooling – широкое понятие, которое совершенно не означает, что ребенок постоянно сидит дома, – рассказывает Полина Мальцева, эксперт в сфере образования. Ребенок находится «вне» школы, однако есть всевозможные курсы, кружки и секции, где он может проявить себя и наработать социальные навыки. Полина считает, что для развития социальных навыков, скорее, важны постоянство среды и долгосрочность социальных связей. Если родитель понимает, как это воссоздать, то хоумскулинг не будет сильно отличаться от школы.
Известны случаи, когда ребенок полдня проводит в школе, где учителя просто зачитывают учебник. Возникает тема эффективности единицы времени – если школа не эффективна в изложении материала, то при более эффективной модели обучения, наоборот, высвободится больше времени для социализации.
По мнению Полины, первым триггером перехода на домашнее обучение для родителей является потеря мотивации у ребенка. Еще одной причиной может стать то, что высокие оценки в одной школе не котируются в другой. А бывают случаи, когда родители не нашли школы, которая бы отвечала их запросам на современное образование и сразу приняли решение как минимум начальную ступень дать самостоятельно.
И здесь как раз возникает вопрос о том, каким должно быть образование, чтобы соответствовать запросам времени. Существует несколько трендов в современном образовании: оно должно учить применимости знаний и иметь связь с глобальными вызовами, обучение должно развивать навыки критического мышления на контентной и содержательной базе, учебный процесс все больше цифровизируется и базируется на project-based learning (проектном обучении). Чтобы отвечать современным трендам, образование должно перейти от фактологического построения программы к концептному. Это уже будет не лекционной формат, а скорее формат командной работы, рефлексии и индивидуальных проектов, что требует другой контентной сборки урока.
То есть, пока образование полностью не адаптируется к требованиям современности, все больше родителей будут задумываться о том, чтобы самостоятельно выстраивать образовательную траекторию ребенка, в том числе, и с помощью домашнего обучения.
Хоумскулинг зачастую становится временной мерой – на период, когда необходимо максимально индивидуально подойти к прохождению школьной программы. Так кому же может подойти домашнее обучение? Задуматься о хоумскулинге могут родители, чьи дети:
- сильно увлечены каким-либо предметом или сферой деятельности – домашнее обучение позволяет строить индивидуальную программу и углубленно заниматься тем, к чему у ребёнка есть явные склонности;
- требуют особого подхода к обучению в силу особенностей здоровья – домашнее обучение позволяет регулировать физическую, эмоциональную и интеллектуальную нагрузку, в зависимости от состояния ребенка;
- сложно находят контакт с другими детьми и имеют риск, например, стать жертвой буллинга;
- отстают от программы и должны наверстать ее за короткий период времени (например, из-за длительной болезни или при смене учебной программы);
- вместе с семьей часто меняют место жительства, много путешествуют и долго не задерживаются на одном месте – ведь постоянная смена школ и программ принесет гораздо больше вреда, чем домашнее обучение.
