К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

От учебы к получению опыта: что такое ExperienceTech


Фокус на получение практических знаний на реальных кейсах стал настолько необходимым, что на рынке образования появляется новое направление — ExperienceTech. В основе его образовательного трека лежит реальный опыт работы в компании. Разберемся, чем ExpTech отличается от EdTech.
Никита Старун
Никита Старун
Директор по стратегическому маркетингу школы IT-профессий Skillfactory

Кто нужен рынку?

В России дефицит IT-специалистов достигает 700 000 человек. В 2022 году в стране появилось 377 000 вакансий для IT-специалистов младшего (junior) и среднего (middle) уровней. Общее число соискателей — 214 000.

При этом только 23% работодателей требуют наличие высшего образования у кандидатов. 60% компаний акцентируют внимание на опыте и профессиональных навыках, не указывая требования к образованию, свидетельствуют данные hh.ru. Об этом говорит и другое исследование: только 27,9% работодателей учитывают специальность в дипломе при найме. Большинство (56,8%) руководствуются опытом работы кандидата, следует из данных Института технологий управления РТУ МИРЭА.

У работодателей растут требования: даже от джунов, специалистов начального уровня, ждут практического опыта. В рамках нашего исследования 45% нанимателей заявили, что новичкам часто не хватает опыта работы с реальными кейсами и проектами. Также у многих кандидатов отсутствует понимание принципов работы индустрии и нет развитых гибких навыков.


Рынок EdTech в России переходит в стадию зрелости. Выручка 100 крупнейших компаний в первом квартале 2023 года составила 26 млрд рублей, что на 23% выше показателей прошлого года, а по итогам первого полугодия — 50 млрд рублей (увеличение уже на 35% год к году), свидетельствуют данные Smart Ranking. В 2023 году ожидается рост всего рынка до 30% в годовом выражении.


На рынке востребованы специалисты, которые уже что-то умеют. Например, успели поработать в кросс-функциональных командах и что-то разработать, погрузиться в данные, пройти стажировку в компании. Только теоретические знания не подходят — нужен опыт взаимодействия с задачами бизнеса.

Опыт влияет и на зарплату. В среднем, по данным McKinsey, он увеличивает оплату труда на 46%. Аналитики подсчитали, что от страны к стране этот показатель выглядит по-разному: опыт работы влияет на 40% среднего заработка в США и на 43% в Германии и Великобритании. Согласно данным Работа.ру, 69% работодателей в России готовы повысить зарплату кандидатам с уникальными навыками, 56% — тем, кто идеально подходит для их компании, а 41% повысят оклад, чтобы «перекупить» кандидата у конкурента.

Как новичкам получить опыт?

Ситуацию способны изменить программы, направленные на получение практического опыта. Обучение IT-специальностям значительно трансформируется: на первый план выходят не просто знания, а реальный опыт работы. Это направление рынка и можно назвать ExperienceTech или ExpTech.

У классического обучения в EdTech и обновленного ExpTech есть несколько отличий:

Партнерство с компаниями

ExpTech, прежде всего, ориентируется на отработку практических навыков с реальными бизнес-задачами. Здесь меньше примеров в вакууме, которые обычно используются на стажировках: образовательная платформа сотрудничает с компаниями, которые хотят отдать часть своих задач на аутсорс. Студенты сразу погружаются в рабочую атмосферу и постигают важные нюансы, которые на гипотетических примерах изучить не получится. Можно сказать, ExpTech — существенный апгрейд или эволюция EdTech-направления.

Больше практики

В учебных программах EdTech актуальна формула занятий, где 20% времени занимает теория, а остальные 80% — практика. ExpTech, в свою очередь, меняет практику на реальную работу уже в первые месяцы обучения. И выпускник учебной программы по факту будет иметь полгода-год фактического опыта — это даст ему преимущество перед остальными новичками на собеседованиях.

Конкретные кейсы и задачи

ExpTech позволяет студентам работать над проектами с реальными данными и бюджетами или близкими к ним, а не выдуманными таблицами с далекими от реальности цифрами. Обновленный формат обучения предполагает конкретно прописанные условия сотрудничества и даже KPI, а также команду сервиса или бренда, с которой нужно будет взаимодействовать.

Демократичный порог входа

В вузах, где проводят качественные стажировки и даже хакатоны (например, в НИУ ВШЭ или МГУ им. М.В. Ломоносова), большой конкурс и дорогое обучение. Благодаря ExpTech-направлению студенты имеют больше шансов получить работу сразу после окончания учебной программы.

Зачем онлайн-платформам бизнес?

В текущих реалиях IT-рынка обучение должно быть максимально прикладным для тех, кто получает новую профессию. Пользователи стали внимательнее относиться к выбору курсов: теперь они легче отказываются от программ, которые не приносят им практической пользы и не способствуют достижению целей.


По данным проекта «Цифровые профессии», 20% выпускников сменили работу после курсов, 10% перешли в IT, а 5% нашли первую работу. Зарплата увеличилась у 60% участников: более половины повысили доход на 75%, а для 18% рост составил до 30%. Три программы, обеспечившие наибольший рост зарплат — «Профессиональный разработчик «1С», «Аналитик данных» и «Специалист по Data Science».


Чтобы обучение было прикладным и востребованным, образовательные платформы анализируют запросы бизнеса. Понимание способов их решения открывает для онлайн-школ новую нишу и позволит зарабатывать не только на обучении, но и на сотрудничестве с компаниями.

Одним из вызовов станет постоянный поиск и совершенствование эффективной модели, при которой бизнес получает рабочие решения своих задач и внедряет их, а студенты — релевантный опыт качественно нового уровня по сравнению с традиционной образовательной моделью.

В этом процессе необходимо активное участие бизнеса, причем шире, чем только предложение задач. Компании должны быть заинтересованы в передаче опыта студентам. Таким образом они смогут отдавать задачи на аутсорс, получать новые идеи, масштабироваться и при этом расширять кадровый резерв компании. Онлайн-школы в этой системе могут стать связующим звеном, соединяющим потребности студентов и бизнеса, которому компании будут делегировать свои бизнес-задачи, а обучающиеся под руководством экспертов будут работать над ними и собирать кейсы для будущего портфолио. Нарабатывая опыт в процессе обучения, будущие специалисты попробуют себя в реальных задачах, поработают в кросс-функциональных командах, научатся совершать ошибки и исправлять их, самостоятельно находить решение, повышая таким образом свои шансы на успешное трудоустройство.

В итоге симбиоз образовательных платформ с бизнесом в перспективе поможет индустрии получать кадры, более приспособленные к реальной рабочей среде, сократив дефицит кадров в IT.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+