К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Экстернат и гибкая система старшей школы: как сосредоточиться на самом важном?

Фото: «ЕГЭ-Центр»
Фото: «ЕГЭ-Центр»
Подготовка к поступлению в вуз без стресса

Старшая школа — точка наивысшего напряжения для многих школьников. Стресс просачивается буквально изо всех сфер жизни учащихся. С одной стороны, необходимо мобилизовать все силы и получить хорошие оценки в аттестате по 13–14 предметам (в некоторых школах — по 18), с другой — активно готовиться к ЕГЭ по русскому языку, математике и профильным предметам. Частная жизнь тоже требует внимания, и на фоне школьной загрузки приходится выкраивать время на спорт, творчество или хобби. Конечно, такой график никому не пойдет на пользу, и в конце 11-го класса школьники оказываются в ситуации перманентной усталости и вытекающих из нее раздражительности и демотивации.

Такое положение вещей — не норма, считает академический директор «ЕГЭ-Центра» Екатерина Гаврилюк. И выход есть — экстернат и специальные программы старшей школы, сфокусировавшиеся только вокруг нужных школьнику предметов по примеру британской системы. Большую часть учебной нагрузки можно было бы освоить гораздо быстрее и эффективнее, тем самым сократив расход сил и времени ученика, считает она. Так учащиеся получат возможность больше внимания уделить профильным предметам, необходимым для дальнейшего поступления в вуз. На этих двух направлениях, альтернативных классической школьной программе, и сконцентрировался «ЕГЭ-Центр». Рассказываем об опыте обучения, в котором не осталось ничего лишнего.

Экстернат, или Успеть все за год

Как показывает статистика «ЕГЭ-Центра», год от года в школу поступает на 5–10% больше заявок на программу экстерна. Это говорит если не о росте, то как минимум об устойчивом интересе родителей и учащихся к возможности сэкономить от 6 до 12 месяцев школьной жизни. Это объяснимо: нередко к выпускным классам учащиеся уже определились с приоритетами и своими дальнейшими академическими и профессиональными треками.

На программы экстерна записываются разные ученики: кто-то профессионально занимается спортом и нуждается в гибкости расписания и большем количестве свободного времени, кто-то занимается искусством и испытывает те же потребности. Такой путь выбирают и те, кто просто хочет оставить в запасе большой временной промежуток для усиленной подготовки к ЕГЭ, профессионального самоопределения или работы над поступлением в зарубежный вуз. Иными словами, ключевая причина — желание выкроить время и поскорее освоить школьную программу. Но главное, что должен понимать будущий ученик экстерната, — такая программа требует больших вложений собственных сил, высокой степени ответственности и дисциплины.

В «ЕГЭ-Центре» подошли к проблеме гибко: в обязательном фокусе обучения у школьников остаются лишь необходимые им предметы (русский язык, математика и профильные дисциплины), которые потребуются при поступлении. Все остальное изучается на базовом уровне, достаточном для прохождения аттестаций.

Такой подход может слегка напугать родителей, считают в школе. Ведь получается, что в старшей школе их ребенок пройдет мимо большей части предметов. Но эти опасения напрасны. Гаврилюк подчеркивает, что общеобразовательный курс заканчивается в 9-м классе, а в старшей школе программа устроена таким образом, что в ней закрепляются уже пройденные темы. Исключением является лишь математика, но те темы, которые появляются в 10-11-м классе, необходимы для успешной сдачи ЕГЭ и в обязательном порядке изучаются в рамках подготовки к экзамену. Так что об эрудиции переживать не приходится. Более того, кругозор формируется через позитивную мотивацию, увлеченность и любознательность. Если к 10-му классу в ребенке, мечтающем стать инженером, не появился интерес к литературе, то естественным образом возникает вопрос о ее целесообразности. Часы, выделяемые на словесность в традиционной школе, могут быть использованы с большей эффективностью и интересом.

Старшая школа без излишеств

В своей альтернативной программе старших классов «ЕГЭ-Центр» также избавился от всего лишнего. Вместо стандартного набора дисциплин от физики до ОБЖ в школе реализовали британский подход: в дополнение к обязательным русскому языку и математике ученики сами выбирают, какие предметы им изучать. Изучение же сфокусировано на конкретной цели — сдаче ОГЭ или ЕГЭ. Но это не значит, что все обучение сводится к «набиванию руки». Напротив, «ЕГЭ-Центр» помещает экзамен в контекст программы и обеспечивает тем самым и качественное освоение предмета, и эффективную подготовку к экзамену. Благодаря такому подходу содержание школьных уроков больше не противоречит тому, что от выпускников ждут на ЕГЭ. Дисциплины, на которых нет нужды фокусироваться, так же как и на программе экстерната, изучаются на достаточном для сдачи аттестаций уровне, но не более.

Такое решение высвободило колоссальный временной ресурс. Это позволило методистам и администрации развить гибкую систему расписаний учеников. Последние сами определяют, в какой день и время будут учиться, и таким образом формируют уникальный образовательный опыт, который легко совмещается с другими занятиями вне школы (а если по тем или иным причинам посетить занятие не удается, то педагог выходит в прямой эфир в Zoom и подключает ученика к уроку). Если в течение учебного года в жизни ученика что-то меняется, то можно перейти в другую группу — расписание изначально составляется так, чтобы школа могла предоставить ученикам подобную возможность.

Кроме того, школьники не объединяются в классы — на их место пришли предметные группы. Распределение по ним зависит от входных знаний ученика, поэтому он оказывается в подходящей по уровню подготовки среде, что снижает уровень стресса и делает обучение комфортным. При этом традиционно на уроке собираются от 6 до 11 человек. Такой объем учащихся в классе позволяет педагогу уделить внимание каждому ученику. Неочевидное следствие такого решения — отсутствие буллинга в школьной среде. Ведь почвы, на которой он мог бы сформироваться, нет.

Работа на результат и школьная среда

Согласно анализу итогов экзаменов, результаты выпускников школы по ЕГЭ обгоняют средний показатель по Москве на 27 баллов. Однако не одна лишь образовательная система сформировала такой успех. К преподаванию приглашаются учителя, которые проходят долгий этап отбора. Многие из них работают в других передовых образовательных учреждениях, являются авторами пособий и научных статей о педагогике, лауреатами различных профессиональных конкурсов и экспертами ЕГЭ. Но, безусловно, помимо обучения на этих людях держится еще и школьная среда.

Константин Эрдман
Константин Эрдман
Основатель школы «ЕГЭ-Центр»

«Хорошие учителя — залог отличного образования. Действительно, для того чтобы подготовиться к ЕГЭ или изучить дисциплину на высоком уровне, нужен глубоко погруженный, разбирающийся в своей теме педагог, наставник, — рассуждает основатель школы «ЕГЭ-Центр» Константин Эрдман. — Но школа — это не только учеба. Нашим ученикам, помимо качественного обучения, важны и другие вещи: окружающие их люди, приятная среда, уют, круг единомышленников… В хорошем окружении им проще сформировать свои ценности, определиться с ориентирами. Поэтому мы так много внимания уделяем и тому, что учебный процесс окружает». По этой причине школьная, учебная жизнь не замкнута только на образовательном процессе и ЕГЭ, а расширяется в сторону дополнительных мероприятий и поддержки учащихся.

Во-первых, «ЕГЭ-Центр» проводит встречи с людьми интересных профессий, дополнительные занятия по разнообразным темам, спортивные мероприятия и экскурсии на различные производства, что повышает мотивацию учащихся, способствует их профессиональному самоопределению и развивает кругозор.

Во-вторых, сама школьная среда находится под чутким контролем психологов-кураторов, готовых прийти на помощь в любой момент: в школе акцентируют внимание на благоприятном психологическом климате. В нем ученики могут отбросить лишние переживания (или разобраться с ними), раскрыть себя, свои личные качества и академический потенциал. Все это формирует особые условия обучения, помогающие не сбиться с выбранного пути и уверенно дойти до его финала.

«Весь коллектив школы работает над тем, чтобы нашим ученикам было комфортно здесь, чтобы им хотелось оставаться в школе и возвращаться в нее. В целом мы делаем школу нового формата, в которой предельная свобода сочетается с эффективной подготовкой к экзаменам и будущему пути», — заключил Эрдман.

Реклама
ООО «ЕГЭ-Центр»

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+