Город как игровая площадка: итоги круглого стола

Все больше семей при выборе недвижимости обращают внимание не только на наличие, но и на качество детской инфраструктуры. При этом требования родителей повышаются вместе с классом жилого комплекса: в массовом сегменте значимость наличия образовательных учреждений (детских садов и школ) в пешей доступности важна для одной пятой покупателей, а в бизнес- и премиум-сегментах — уже для одной трети.
Результаты проведенных опросов показали, что для семей с детьми дошкольного и школьного возраста самым важным элементом детской инфраструктуры является «детская площадка с увлекательными и развивающими игровыми снарядами» (30%), а для родителей старших школьников принципиально, чтобы была «школа в шаговой доступности в составе ЖК» (40%).
Ответственные застройщики, чтобы удовлетворить требования семей к детской и подростковой инфраструктуре, уделяют особенное внимание качеству придомовой территории, квартала проживания, игровых площадок, детского сада, школы и других элементов среды.
Forbes Education и Prime Life Development провели круглый стол «Территория развития. Как архитектура жилой и образовательной среды влияет на развитие ребенка». Вместе с экспертами мы обсудили, какое влияние среда оказывает на будущее детей и раскрытие их потенциала, а также разбирались, какими должны быть современные детские площадки, сады и школы, чтобы максимально соответствовать своей основной задаче — развитию детей.
Детский слой
Многочисленные исследования доказали, что пространство, в котором растет ребенок, влияет на его будущее. Так, согласно результатам эксперимента Чикагского университета, дошкольное образование влияет на академические достижения ребенка в школе и его последующую адаптацию в социуме. А ученые Оксфордского университета доказали, что подростки, в раннем возрасте посещавшие хорошие детские сады продолжительный период времени, сдавали выпускные экзамены значительно лучше тех, кто не имел подобного опыта. К сожалению, детская среда в нашей стране вызывает много вопросов как у специалистов, так и у семей.
Младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ Анна Якшина привела в пример недавнее исследование, которое показало, что почти 80% дворовых площадок в Москве разделены на зоны для разных возрастов (раннего, дошкольного и школьного). Это соответствует запросу родителей, однако более половины из них (53,8%) оснащены однотипным набором оборудования, ориентированным в первую очередь на физическую активность и не создающим условий для экспериментов и сюжетной игры. Младшие школьники, приходящие на такие площадки, пытаются повысить их игровую ценность и начинают использовать элементы не по назначению: карабкаются на крышу, раскачиваются впятером на одной качели.
Однако, по словам заведующей лабораторией образовательных инфраструктур МГПУ, исследователя, кандидата психологических наук Елены Ивановой, площадки стали меняться, а насмотренность девелоперов возросла — многие стали задумываться о том, какую среду необходимо создать не только для повышения привлекательности жилого комплекса, но и для того, чтобы качественно удовлетворить потребности семей. Она подчеркнула, что очень важно подумать о том, чтобы все возрасты (не только дошкольники и младшие школьники) были в фокусе внимания девелоперов, города и взрослых.
Совместная работа
Перед архитекторами стоит сложная задача — объединить накопленные знания и опыт, рекомендации психологов и запросы родителей, требования безопасности и даже текущие особенности импорта оборудования с возможностями, имеющимися у девелоперов, вписав проект благоустройства в концепцию застройки.
По мнению управляющего партнера Prime Life Development Дениса Коноваленко, при создании инфраструктуры и общественных пространств в жилых комплексах важна совместная работа застройщиков и архитекторов со специалистами в области педагогики. Он рассказал, что «проектирование детского сада на 300 детей в жилом комплексе бизнес-класса «1-й Нагатинский» велось с учетом результатов исследований ведущих психологов и педагогов. Детский сад полностью соответствует самым современным трендам девелопмента и воплощает лучшие практики дошкольного образования. В итоге удалось сформировать многофункциональные и насыщенные пространства и общественные зоны. Акцент был сделан на благоустройстве и озеленении территории вокруг детского сада. Концепция озеленения включает в себя мотивы детских сказок. Здесь запланирована экотропа, проходящая по всей территории комплекса. Каждый ребенок сможет расти и развиваться с учетом потребностей своего возраста».
«Мы всегда в проектировании отталкиваемся от исследований. Изучив мировые и российские тренды в проектировании детских зон, мы выделили основные понятия: творчество и экспериментирование; развитие социальных навыков через совместную игру; развитие разных форм движения; эстетическое воспитание и воспитание эмпатии», — поделился архитектор, сооснователь архитектурного «Бюро А4» Алексей Афоничкин. По его опыту, важно дать детям контролируемую свободу, чтобы они могли испытывать себя и таким образом развиваться. Пространство должно обеспечивать безопасность и защиту, при этом подталкивать к развитию и познанию, поощрению и поддержанию «волшебного» детского мира, быть продолжением фантазии. Эти принципы заложены в основу проекта благоустройства территории детского сада в ЖК бизнес-класса «1-й Нагатинский», который «Бюро А4» разработало для Prime Life Development. Детский сад, получивший архитектурную премию города Москвы 2023 года в номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение детского сада», будет окружен насыщенной игровой инфраструктурой, учитывающей возрастные особенности и потребности детей в разных типах игры и активностей. «Концепцию благоустройства ЖК «1-й Нагатинский» пронизывает тема «Путь героя». Ребенок проходит путь с испытаниями, как настоящий герой мифов или сказок, и к концу истории взрослеет, приходит к новым знаниям и навыкам», — объяснил Коноваленко. Пространство включает в себя современные и безопасные площадки для детей разного возраста: «Зов приключений» (3–4 года), «Отправление в путь» (4–5 лет), «Приключение» (5–6 лет), «Дорога домой» (6–7 лет), «Спортивные испытания», праздничное дерево, детский театр, природный уголок и зону ожидания для родителей. «Дети смогут изучить профессии (археолога, художника, пилота, фермера, ученого, строителя и пр.) и выбрать, кем хотят стать в будущем», – резюмировал управляющий партнер Prime Life Development.
Из пользователя в создатели
Продолжая разговор о современных требованиях к детским пространствам, участники круглого стола обсудили и вопрос трансформации среды. «Моя основная претензия к нашим площадкам — они очень красивые, дорогие, но проблема в том, что ребенок ежедневно выходит в одно и то же пространство. И вопрос: что является образовательным компонентом? Что реально он может преобразовать? Пока что только самые мелкие фракции — песок», — инициировал дискуссию педагог, психолог, эксперт в дошкольном и начальном школьном образовании Сергей Плахотников. Подобной точки зрения придерживается и Любовь Гурарий, многодетная мама, куратор, разработчик и ведущий образовательных и социокультурных программ, городской продюсер, специалист по соучаствующему проектированию и работе с сообществами: «Ты не можешь на тематической детской площадке, которая выглядит как корабль, проследить взаимодействие, построить отношения в коллективе и прикоснуться к своему собственному ритму».
Решить эту проблему помогают полифункциональные пространства и соучаствующее проектирование, благодаря которым ребенок из роли пользователя переходит в роль создателя: дети имеют возможность влиять на среду, самостоятельно ее проектировать, изменять, видеть результаты и вдохновляться. Ребенку важно пройти путь от возникновения идеи до ее реализации много раз, чтобы сделать это привычкой. Благодаря такому опыту, став взрослым, он сможет не только генерировать идеи, но и воплощать и внедрять.
Соучаствующее проектирование — архитектурный метод проектирования общественных пространств с вовлечением в процесс жителей, в том числе детей, местных сообществ и бизнеса, активистов, представителей администрации, инвесторов, экспертов и других неравнодушных людей.
Рая Ивановская, директор студии дизайна образовательных пространств, отметила: помимо того, что суть соучаствующего проектирования — возможность разработать удовлетворяющий все заинтересованные стороны проект, разрешить возможные конфликты в период его реализации, оно еще и позволяет девелоперам снять с себя часть ответственности за будущее пространство без репутационных рисков и потери качества.
Не просто школа
В последнее десятилетие многие девелоперы, застраивая микрорайоны, уделяют особое внимание тому, какая именно школа будет построена на территории.
«Построить школу — еще не создать», — пояснил Марк Сартан, психолог-педагог, директор АНОО «Школа 800», руководитель центра разработки образовательных систем «Умная школа». Он также заметил, что основная задача девелопера — построить школу в соответствии с современными требованиями к образовательной среде. При этом необходимо внимательно отнестись к взаимодействию с местными властями и принять участие в разработке образовательной модели, чтобы школа была востребована.
Многие сегодняшние родители дошкольников и школьников учились еще в советский или постсоветский период, когда все было типовым с одинаковой инфраструктурой. Теперь же в школах появилось много новых процессов и функций, их оснащают высокотехнологичным оборудованием и предъявляют высокие требования к безопасности — и все это сказывается на конструкции здания.
Сартан перечислил основные ошибки проектирования школ:
- не учитывается трафик (дети все время перемещаются, нельзя допускать пересечение потоков, встречное движение, скопление в узких местах, наличие тупиков, а входные группы должны быть организованы таким образом, чтобы все могли войти в школу за 10 минут);
- не предусмотрены места для родителей;
- не считается количество часов нагрузки на кабинеты — как следствие, какие-то из них бывают сильно перегружены, например спортивные залы;
- упускается задача создания различных функциональных зон вне кабинетов;
- отсутствует логика компоновки пространств в тематические блоки (например, химико-биологический блок);
- мало внимания уделяется психологической безопасности (в том числе в целях профилактики буллинга).
Эксперты были едины во мнении, что абсолютно неправильно всю ответственность перекладывать на девелоперов. Многое зависит от оператора учебного заведения и родителей. «Нужно делать современные пространства, но без настройки содержания, отношений, культуры в этих пространствах происходить ничего не будет. И родители это чувствуют», — заметила Мария Васильева, основатель и руководитель проекта «ПРОвыбор». Она рассказала, что семьи можно условно разделить на две большие группы: «новички» — те, кто склонны выбирать детские сады и школы по «фасаду», им важно, чтобы пространства были современными и комфортными, и «опытные родители» — те, кто уже окунулся в особенности обучения, им все равно, как выглядит учебное заведение, они ищут педагогическую команду и атмосферу.
«Задача застройщика — построить яркую, современную, насыщенную образовательными возможностями школу как драйвер продаж квартир. У родителей же могут быть другие требования», — резюмировал Сартан.
