К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Делаем науку вместе: как найти и привлечь волонтеров для научного проекта

Фото: cookie_studio, Freepik
Фото: cookie_studio, Freepik
Forbes Education публикует отрывок из книги под редакцией Александры Борисовой-Сале и Яны Плехович «Научное волонтерство: Делаем науку вместе», вышедшей в 2025 году в издательстве «Альпина нон-фикшн». Книга рассказывает о гражданской науке — форме сотрудничества, при которой ученые привлекают обычных людей к проведению научных исследований

Гражданская наука, или научное волонтерство, набирает популярность в России с 2020 года, когда был создан проект «Люди науки» — благодаря ему и появилась книга «Научное волонтерство: Делаем науку вместе». В работе над книгой приняли участие ученые, исследователи, преподаватели, журналисты и редакторы, каждый из которых внес вклад в развитие научного волонтерства в России и каждому из которых есть о чем рассказать: от истории гражданской науки и ее успехов в мировых масштабах до реализации конкретных проектов добровольными исследователями.

В публикуемой главе (приводится в сокращенном варианте) Владислав Цой, бывший специалист по продвижению в соцсетях программы научного волонтерства и редактор просветительского проекта «Двор» Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, делится опытом привлечения добровольцев к проектам.

Обложка книги «Научное волонтерство: Делаем науку вместе». Издательство «Альпина нон-фикшн»

Как вы представляете себе идеального научного волонтера? Вероятно, это студент технического вуза, который пока не знает, где применить свои знания. Или школьница, решающая, куда ей отправить аттестат. А может, солидный ученый, интересующийся достижениями коллег из смежных направлений?

Все они могут быть идеальными. Но только для определенных проектов. Мы не пригласим ученого в исследование про молодежные субкультуры, студента — в проект, изучающий поведение пожилых людей, а школьницу — вообще никуда, если ее родители не дадут письменного согласия.

Наши добровольцы уникальны. Более того, даже если мы найдем волонтера, который идеально подойдет под все критерии, он или она может нас проигнорировать. Ведь анализировать спутниковые снимки, проходить испытания в лабораториях и раскапывать культурные слои не всегда так же увлекательно, как листать мемы про котиков.

Поэтому нужно хорошо подготовиться, чтобы человек согласился вам помочь. И в этой главе мы поговорим, как среди всех русскоязычных пользователей социальных сетей найти тех, кто готов стать научным волонтером. И подумаем, как их привлечь к вашему исследованию.

Как подступиться к своему волонтеру?

В России около 106 млн пользователей соцсетей — больше двух третей жителей страны. А в среднем каждый россиянин проводит в социальных медиа не меньше часа. Скорее всего, почти все ваши знакомые имеют хотя бы один аккаунт во «ВКонтакте», «Одноклассниках» или Instagram (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) и пользуются каким-то мессенджером — WhatsApp или Telegram. А это значит, что гипотетически мы можем дотянуться до них через эти площадки и рассказать о своем проекте гражданской науки.

Порой возникает иллюзия, будто после первого анонса в только что созданной группе к вам придут десятки, сотни или даже тысячи добровольцев. Увы, это маловероятно. За внимание потенциального волонтера наш пост с анонсом будет биться с мемами, котиками и свежими новостями. Поэтому очень важно поработать и над оформлением материала, и над контентом: написать серию ликбезов (зачем это нужно, как работает и так далее). А еще решить, нужна ли вам новая отдельная страница проекта или лучше разместить анонс на уже существующих.

Чтобы принять решение, можно воспользоваться следующим алгоритмом.

  1. Составьте портрет целевой аудитории. Поймите, кого именно вы ищете. Какими характеристиками обладает ваш волонтер? Что его интересует, кого он читает и смотрит?
  2. Подберите площадку и форматы. Какая социальная сеть лучше всего подойдет именно для вашей целевой аудитории? Какие тексты и фотографии лучше всего сработают?
  3. Проверьте свои ресурсы. Сколько времени вы можете потратить на привлечение волонтеров через социальные сети? Кто из ваших знакомых, коллег, участников дружественных проектов может вас поддержать?
  4. Составьте несколько гипотез о том, как эффективнее всего привлекать вашего волонтера. Протестируйте их. Если гипотезы сработали, поздравляем и желаем хорошей работы. Не получилось? Составьте заново портрет вашего волонтера, подумайте, верен ли был выбор площадки и форматов, после чего отредактируйте гипотезу.

Составляем портрет идеального волонтера

В первую очередь стоит определить социально-демографические характеристики волонтера: пол, возраст, место проживания, образование, род занятий, семейное положение.

Разумеется, во многом этот список зависит от условий вашего исследования. Он может быть дополнен другими пунктами вроде количества детей, уровня дохода, наличия родственников с хроническими заболеваниями и так далее.

Вероятно, некоторые пункты покажутся вам незначительными — вы можете их не прорабатывать и сэкономить время. Но помните: чем больше информации вы соберете, тем проще вам будет подобрать площадку для поиска и инструменты привлечения аудитории.

Параллельно начните создавать аватар своего волонтера. Например: Маша Иванова — 21 год, живет в Санкт-Петербурге. Студентка старших курсов бакалавриата ИТМО. Учится на эколога, подрабатывает научным ассистентом профессора своего вуза. Не замужем.

Как только у вас появится такая основа — постарайтесь понять, чем интересуется ваш волонтер. Возможно, он или она посещает научно-популярные лектории, выставки и фестивали. Или читает медиа про искусство. А может быть, свободное время проводит за волонтерством в хосписах и ночлежках?

Если вы знаете проекты, на которые может быть подписан ваш потенциальный волонтер, — используйте парсеры, то есть специальные сервисы, которые собирают и систематизируют данные на разных сайтах, в том числе в социальных сетях («Церебро Таргет», Pepper Ninja, TargetHunter и другие). Благодаря парсерам мы можем выгружать ссылки на профили пользователей, определять их интересы, находить пересечения между сообществами (то есть определять, кто подписан сразу на две, три, четыре и более страниц) и так далее. Как это может помочь? Вариантов очень много. Например, можно:

  • собрать вручную список из нескольких научно-популярных проектов во «ВКонтакте»;
  • выгрузить .txt со списком подписчиков каждого проекта;
  • проверить пересечения, то есть выяснить, какие пользователи подписаны на все эти проекты.

Так у нас появится список пользователей, которых, скорее всего, интересует современный научпоп. Можно пойти дальше и посмотреть, на что еще они часто подписываются и какие категории интересов им наиболее свойственны, согласно алгоритмам социальной сети.

Возможно, вам также будут полезны сервисы по сбору и анализу поисковых запросов, например «Яндекс Вордстат» или Google Trends. Они позволяют выяснить, насколько часто за тот или иной период пользователи вбивали в поисковик определенное слово или словосочетание. Сервисы дополнительно показывают похожие темы, которыми интересовались люди. К примеру, забьем в «Вордстат» слово «бердвотчинг». Сервис нам выдаст, что весной 2024 года этот термин каждый месяц искали примерно 1400 раз. А несколько десятков человек даже указывали словосочетание «бердвотчинг в Москве», «бердвотчинг Екатеринбург» и «бердвотчинг СПб». На основе этих данных можно сформулировать гипотезу о том, жители каких российских городов больше всего интересуются наблюдением за птицами.

Вернемся к нашему портрету волонтера. Давайте дополним его интересами.

Маша Иванова подписана на дюжину проектов про окружающую среду и биологию. Кроме того, она читает несколько блогов про бердвотчинг, путешествия, фотографию и хайкинг. Судя по ее подпискам на магазины спортивной одежды и туристского снаряжения, Маша ведет активный образ жизни.

Теперь наш волонтер — это уже не просто набор сухих характеристик, а личность. Хоть и выдуманная.

Здорово, если среди ваших знакомых окажутся люди, которые на 100% соответствуют образу идеального волонтера. Если таких не будет, постарайтесь найти похожих: немного старше или младше, со смежными интересами и так далее — тех, кто соответствует требованиям вашего исследования. Пообщайтесь с этими людьми, чтобы лучше узнать их поведение и привычки: проведите опрос, фокус-группу или интервью. Очень важно выяснить, когда потенциальным научным волонтерам будет удобно поучаствовать в вашем исследовании, какой формат для них максимально удобен и, наоборот, неудобен, может ли ваша команда чем-то замотивировать человека.

Тогда образ Маши Ивановой можно будет дополнить:

Маша проводит около восьми часов в сутки за учебой и работой. В перерывах между парами она может сидеть в интернете, предпочитает читать новости в Telegram-каналах и смотреть ролики на YouTube. Еще два часа у девушки уходит на перемещение от дома до вуза — обычно она ездит на метро. Около трех часов также занимает бытовая рутина. Оставшиеся четыре часа в будни Маша тратит на отдых и самообразование: встречается с друзьями, читает книги, проходит онлайн-курсы, ходит на лекции в соседнюю библиотеку.

На выходных она старается выбираться с друзьями на пешую прогулку — с недавних пор совмещает это время с бердвотчингом. Во время каникул отправляется в походы и экспедиции.

Идеальный формат научного волонтерства для Маши — это поездка на орнитологическую станцию или в заповедник, где она могла бы помочь ученым и задать вопросы об их работе.

Подбираем площадки

Теперь, когда мы составили портрет целевой аудитории, подобрать площадку будет намного проще. Кратко расскажем о самых популярных в России социальных сетях.

Не так давно лидером по среднесуточному охвату стал Telegram. В 2024 этот показатель достиг 61 млн пользователей. При этом Telegram — единственная площадка, где наибольшей популярностью пользуется текстовый контент (хотя есть возможность публиковать фото, аудио и видео). Основная аудитория — от 25 до 34 лет. При этом в Telegram все чаще приходят школьники и студенты, чего не случается с другими площадками.

«ВКонтакте» (VK) — вторая по популярности социальная сеть в России и СНГ. Среднесуточный охват этой площадки составляет 55 млн пользователей. Одно из ключевых преимуществ «ВКонтакте» — возможность использовать любые форматы (тексты, фото, видео, подкасты, истории, клипы и прочие). Чаще всего этой социальной сетью пользуются люди двух возрастных категорий: 25‒34 и 35‒44. Если вы соберетесь заводить публичные страницы и аккаунты в социальных сетях, рекомендуем обратить внимание на «ВКонтакте» вне зависимости от выборки вашего исследования.

«Одноклассники» (OK) весьма популярны у аудитории в возрасте 35‒45 лет. Около 20 млн пользователей заходят в ОК хотя бы раз в сутки. Как и в случае с VK, здесь можно размещать разные виды контента. Важно учитывать, что пользователи этой социальной сети чаще потребляют развлекательный контент, поэтому найти здесь научных волонтеров может быть проблематично.

Проверьте свои ресурсы

Теперь у нас есть не только портрет идеального научного волонтера, но и представление о пользователях разных площадок. Стоит ли сразу завести социальные сети и начать публиковать посты с приглашением поучаствовать в исследовании? Нет. Вполне вероятно, вам вообще не нужно создавать публичные страницы и аккаунты.

Составьте список людей и организаций, которые могли бы поделиться информацией о вашем исследовании. Кто может быть в этом списке? Все авторы работы, их коллеги, друзья и знакомые (если это, конечно, не противоречит условиям исследования), пресс-служба вашей научной организации, научно-популярные СМИ, лектории, популяризаторы науки и научные журналисты. Обязательно свяжитесь с ними, отправьте им пресс-релиз или хотя бы аннотацию своего исследования. Вполне вероятно, они расскажут о вашем проекте гражданской науки и тем самым обеспечат вас волонтерами.

Посчитайте также свободные часы, которые ваша команда сможет потратить на ведение социальных сетей. Одного поста с анонсом, скорее всего, не хватит, чтобы привлечь нужное количество волонтеров. Еще вам потребуется подготовить текст с емким объяснением, зачем нужна ваша научная работа и как волонтеры могут помочь. Время от времени стоит рассказывать об успехах добровольцев и делиться новостями проекта. И хотя бы раз в сутки проверять личные сообщения, чтобы общаться с пользователями — потенциальными волонтерами.

Если вы будете работать над материалами для своих социальных сетей, сразу подумайте о тональности сообщений. Как будете обращаться к пользователю? Насколько живыми должны быть ваши посты? Уместен ли юмор? Подумайте, какая информация будет лучше всего принята вашим научным волонтером, ориентируясь на составленный выше портрет.

В идеале стоит подготовить иллюстрации, чтобы ваши посты выделялись в ленте новостей. Для этого можно использовать различные сервисы графического дизайна, в том числе бесплатные.

Давайте подумаем, какие площадки, форматы и тональность лучше всего подойдут Маше Ивановой. Допустим, у нас есть около одного-двух часов в сутки на ведение социальных сетей.

Маша Иванова говорила, что сидит в Telegram и YouTube. Производство видео требует много ресурсов, поэтому от YouTube лучше отказаться. Можно завести Telegram-канал. Ровесники Маши также используют «ВКонтакте». Остальные площадки не подходят для пользователей с похожими характеристиками.

Обращение на «ты» в социальных сетях кажется приемлемым — так мы продемонстрируем волонтерам свою дружелюбность и открытость. Уместным будет небольшое количество юмора, например актуальные мемы про науку. Но идею стоит протестировать: волонтеры могут посчитать такое отношение панибратством.

Дизайнеров в команде нет, значит, создадим иллюстрации в бесплатных онлайн-сервисах или добавим собственные снимки. Акцент сделаем на текстах: будем публиковать новости о проекте и любопытные научные факты, которые связаны с работой. Повествование будем вести от первого лица — благодаря этому страницы «ВКонтакте» и Telegram-канал превратятся в дневники ученого.

Когда заводите страницы в социальных сетях или просите разместить анонс проекта, помните, что в первую очередь вы хотите привлечь к своему исследованию волонтеров. Лайки, репосты, комментарии, просмотры важны, но не стоит по ним оценивать успешность публикации. Ключевые показатели — это число переходов на страницу с вашим исследованием и количество новых добровольцев.

Составьте несколько гипотез и протестируйте их

Раз у нас есть ресурсы и портрет целевой аудитории — самое время составить гипотезы, как ее привлечь.

Хороший вариант — сформулировать эту гипотезу как уникальное торговое предложение (УТП). С его помощью предприниматели объясняют потенциальным клиентам, почему стоит выбрать именно их товар или услугу, а не кого-то из конкурентов. В нашем случае мы должны объяснить, почему волонтер должен потратить на нас свое время.

Давайте подумаем, какую проблему Маши Ивановой мы решим, пригласив ее в наш проект. Может, Маша ищет идеальное хобби, в котором соединились бы научпоп и активный отдых? А еще вероятно, что девушка пресытилась обычными лекциями и мастер-классами, поэтому ищет новый просветительский формат. Или она хочет расширить свой круг общения — найти новых людей с похожими интересами?

Готового ответа нет. Поэтому вам нужно будет самостоятельно сформулировать несколько гипотез и протестировать их.

Проблема 1: «Маша Иванова ищет хобби, которое бы удовлетворяло всем ее интересам».

Возможное УТП: «Полевая работа бок о бок с учеными и увлекательные научно-популярные байки у костра».

Что делаем в соцсетях: публикуем серию живописных фотографий из наших экспедиций и сопровождаем их такими историями «полевиков».

Проблема 2: «Маша Иванова устала от однообразных лекций и ищет новый научпоп-формат».

Возможное УТП: «Беседуем про когнитивные науки, пока пускаем электроды в ваш мозг».

Что делаем в соцсетях: рассказываем об исследовании через серию репортажей от лица испытуемого в нашей лаборатории.

Проблема 3: «Маша Иванова хочет расширить свой круг общения».

Возможное УТП: «Совмещаем науку и нетворкинг».

Что делаем в соцсетях: создаем для волонтеров специальные чаты и активно с ними коммуницируем.

Будет здорово, если ваше УТП будет емким и ярким. Но не акцентируйте на этом много внимания. Гораздо важнее, чтобы оно было максимально понятным и содержательным.

Как только сформулируете несколько таких гипотез — приступайте к публикациям. Отправьте их своим коллегам и потенциальным волонтерам, которые ранее приняли участие в ваших опросах, фокус-группах и интервью. Соберите документ с комментариями, внесите правки в изначальные гипотезы и подготовьте новые материалы.

Как можно вести соцсети о гражданской науке: разберемся на примерах

Личные страницы биолога Алексея Серегина, «Флора России»

Доктор биологических наук, куратор гербария МГУ Алексей Серегин руководит проектом гражданской науки «Флора России». Его участники собирают данные — фото и видео — по сосудистым растениям и загружают их на платформу iNaturalist.

На личной странице «ВКонтакте» Алексей Серегин периодически делится достижениями проекта, а заодно подробно описывает обнаруженные им виды. Многие посты ученый иллюстрирует скриншотами или собственными непрофессиональными снимками.

Посты Алексея Серегина набирают до тысячи просмотров — через них пользователи могут узнать о существовании «Флоры России». Помимо этого, Алексей ведет страницу проекта на iNaturalist, где есть возможность делать что-то вроде блога. Там участники могут обсудить важные новости и задать вопросы. Часто публикуются интересные подборки, анонсы мероприятий и сводные таблицы с самыми активными участниками и интересными результатами проекта.

Также посты о проекте публикуются в VK на странице Цифрового гербария МГУ. Практически на всех площадках существует четкий график времени выхода постов, есть требования к их содержанию. Информация не публикуется хаотично, поэтому интерес пользователей стабильно поддерживается.

Отличные результаты достигаются тем, что вокруг проекта выстраивается сильное сообщество, а разные соцсети — это просто инструменты, чтобы с этим сообществом общаться.

Специальные сообщества «Прожито» для волонтеров

О важности построения сообщества также знают кураторы проекта «Прожито» — это электронный корпус личных дневников людей, живших в XX веке. Волонтеры собирают, анализируют и оцифровывают рукописные тексты, а затем отправляют кураторам. У «Прожито» есть социальные сети, где организаторы публикуют фото и сканы любопытных текстов. Но что важнее, у проекта есть специальная страница во «ВКонтакте» и Telegram-канал для коммуникации с волонтерами. На этих площадках участники «Прожито» могут обсудить свои находки и задать вопрос о правилах расшифровки текстов. И это работает.

Опыт «Людей науки»

Когда «Люди науки» только запускались, у нас не было почти никакой аудитории. Поэтому мы обратились к своим друзьям и коллегам из различных научно-популярных организаций. Так, например, почти сразу после запуска о «Людях науки» рассказали в социальных сетях журнал «Кот Шредингера» и просветительский проект «Двор». Чтобы партнерские материалы были эффективны, мы не только отправили в редакции пресс-релизы, но и сами написали посты, адаптированные специально под эти медиа.

За счет постов в «Коте Шредингера» и «Дворе» к нам пришли несколько сотен пользователей, которые стали одними из наших первых научных волонтеров. Спустя несколько месяцев с нами связались администраторы образовательно-развлекательного проекта Science Side of Tumblr и предложили разместиться у них на безвозмездной основе. Поскольку в этом сообществе VK публикуется в основном юмористический контент, мы отправили им ссылки на посты с мемами, созданными специально для проектов гражданской науки. Благодаря серии репостов мы набрали еще две сотни новых пользователей. А в мае 2021 года YouTube-блогер Руслан Усачев упомянул «Людей науки» в новостном шоу UsachevToday. Видео набрало более 1 млн просмотров — и мы получили около 1000 новых регистраций на сайте.

В целом если вы посмотрите на наши соцсети, то сможете заметить, что основной инструмент для вовлечения наших пользователей — это легкий тон и юмор. Нам было важно показать участникам сообщества, что наука ближе, чем кажется. Это, собственно, то, о чем все проекты гражданской науки. Но читать описания с научными терминами бывает непросто, особенно когда они проносятся в бесконечной ленте вместе с другим контентом.

Поэтому мы использовали необычные картинки и мемы, чтобы глаз читателя зацепился за это и ему захотелось узнать больше. Некоторым наш подход может показаться несерьезным, но так нам и нашим пользователям было комфортно. Мы обращались к ним уважительно, но как к друзьям, всегда оставляли место для диалога и ответных шуток.

Поэтому в завершение, если вы собираетесь вести страницы проектов в соцсетях, советую найти свой стиль (tone of voice) и подход к пользователю. Это может быть юмор, саспенс, квизы или даже поэтические рассказы об экспедициях (как в социальных сетях Ладожской орнитологической станции). Главное, чтобы это увлекало и вас, и ваших волонтеров.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+