К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Цифровое детство: как смартфоны изменили социальные навыки зумеров

Фото: Freepik
Фото: Freepik
За последние 15 лет поведение и психологическое состояние молодежи во многих странах изменилось. Одна из причин — распространение гаджетов и быстрого интернета. Вместо того, чтобы нарабатывать навыки взаимодействия в реальном мире, дети предпочитают общаться онлайн. Соцсети дают ощущение мнимой защищенности и мешают мозгу развиваться так, как задумала природа

Около 15 лет назад американские социологи и психологи забили тревогу: подростки-зумеры стали чаще жаловаться на тревожность. Согласно исследованиям, проводившимся с 2010 по 2019 год, уровень депрессии, ранее довольно стабильный, у молодых людей вырос более чем на 50%. Уровень самоубийств среди школьников увеличился на 48%, а у девочек в возрасте от 10 до 14 лет — на 131%. Участились также случаи селфхарма. Аналогичные тенденции отмечались в Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, странах Европы.

Параллельно с этим снизилась академическая успеваемость зумеров. Охватывающее большую часть развитых стран мира международное исследование образовательных достижений PISA, результаты которого публикуются каждые три года, показывает, что у школьников ухудшаются навыки, имеющие отношение к изучению всех наук: точных, естественных, гуманитарных.

Самые старшие представители зумеров — сегодня им под 30 лет — редко ходят на свидания и занимаются сексом, не спешат обзаводиться детьми, продолжают жить с родителями. Многие из них впервые трудоустроились лишь после 20 лет, и работодатели утверждают, что с ними сложно работать. Зумеры склонны проявлять осторожность и избегать рисков, отчасти поэтому среди них меньше успешных предпринимателей, чем в предыдущих поколениях. В 2023 году генеральный директор OpenAI Сэм Альтман и соучредитель Stripe Патрик Коллисон отметили в интервью, что впервые с 1970-х годов среди выдающихся предпринимателей Кремниевой долины нет людей моложе 30 лет.

Иными словами, представители молодого поколения отличаются повышенной тревожностью и подавленностью, не спешат создавать семью и строить карьеру. И их социально-экономические предпочтения неизбежно оказывают влияние на общество в целом.

Скрытая угроза

Ученые называют более десятка возможных причин происходящего, но большинство версий не объясняют, почему явление возникло в нескольких странах одновременно. Ясно одно: на рубеже 2000–2010-х годов в развитых странах что-то резко изменилось и эта трансформация оказала сильное влияние на подростков и молодежь большей части планеты.

Американский социальный психолог Джонатан Хайдт убежден, что корень проблемы кроется в массовом распространении смартфонов (iPhone, пионер этого сегмента рынка, был представлен в 2007 году) и планшетов (первый iPad появился в 2010 году), которые радикально изменили повседневную жизнь, в первую очередь молодых людей. Человеческое общение постепенно переместилось в онлайн-пространство: в чаты и социальные сети. Гаджеты повлияли на увлечения, продолжительность сна, уровень тревожности и физическую активность детей и подростков. Но основные перемены коснулись их поведенческих особенностей в процессе взросления.

Миллениалов — предыдущее поколение, многие представители которого взрослели, уже имея доступ к Сети, — не затронуло негативное влияние интернета. Напротив, они оказались здоровее и счастливее предшественников — поколения X.

Дело в том, что подростки-миллениалы, хоть и принялись с энтузиазмом осваивать социальные сети сразу после их появления, но время, которое они могли проводить в интернете, жестко ограничивалось: войти в Сеть дети могли только с помощью компьютера, часто семейного, стоявшего, например, в гостиной. Они не имели возможности листать ленту или переходить с сайта на сайт, сидя в автобусе, во время занятий или прогулок с друзьями. Да, у многих подростков в начале и середине 2000-х имелись мобильные устройства, но это были простые телефоны без выхода в интернет. Их, как и соцсети, школьники использовали для личных контактов и организации очных встреч.

Когда «карманный интернет» только начинал распространяться, он представлялся свободным, прогрессивным и демократичным пространством, которое объединит людей, поможет им эффективно обучаться, воспитывать в подрастающих поколениях ценные качества и не повторить ошибок прошлых лет. Социальные сети воспринимались как инструмент, с которым легче заводить новых друзей, расширять кругозор и нарабатывать навыки работы с компьютером. Однако выяснилось, что онлайн-среда совершенно не соответствует потребностям детского мозга.

Утрата независимости и виртуальное общение

Казалось бы, быстрый интернет обеспечил моментальный доступ к самой разной информации, что должно было позитивно сказаться на развитии детей. Но мы наблюдаем противоположный эффект. Мозг человека настроен на формирование определенных навыков в конкретные периоды. Например, известно, что в детстве легче, чем во взрослом возрасте, заговорить на иностранном языке без акцента. Чтобы процесс взросления протекал последовательно и полноценно, на каждом его этапе необходимы определенные впечатления и опыт взаимодействия с себе подобными. Его обеспечивает, в частности, игра — важный элемент развития всех млекопитающих. Играя, детеныши приобретают навыки, которые требуются им во взрослом возрасте. Ребенок в процессе игр не только развивает координацию движений и мелкую моторику, но и учится контролировать агрессию, разрешать конфликты и налаживать отношения с окружающими. Исследования доказывают, что взрослеющий человек в той же степени, что и животные, нуждается в играх, а их отсутствие негативно отражается на его социальном, когнитивном и эмоциональном развитии.

Игра помогает детям объединяться в группы, самостоятельно принимать решения и обучаться взаимодействию с коллективом. Она нередко включает в себя элемент риска. Рискуя и совершая ошибки, дети открывают в себе способности, преодолевают страхи, учатся оценивать опасность и сотрудничать. Вероятность столкнуться с болью или неприятными эмоциями придает игре азарт — и помогает справляться с тревогой, обретать уверенность в собственных силах. Все это в полной мере справедливо лишь в отношении игр, которые проходят вне дома без постоянного контроля взрослых, и главным образом касается игровой деятельности подростков — пик потребности в азарте и риске приходится на пубертатный период.

Однако именно подростков постепенно лишали той необходимой степени свободы, которая требовалась им для развития. Этот процесс, по утверждению Хайдта, начался еще в конце прошлого столетия. Уже в 1980-х годах в обществе наметилась тенденция к обособленности семей. Благодаря развитию кабельного телевидения стала доступнее информация о преступлениях, в том числе против детей, — это усилило родительскую тревожность. Взрослые во многих странах начали уделять больше внимания безопасности: ограничивать свободу детей, реже позволять играть без присмотра. С появлением гаджетов подростков и вовсе усадили дома со смартфоном или планшетом, подальше от уличных драк и прочих внешних опасностей. Утрата независимости, похоже, сыграла значительную роль в стремительном уходе молодежи в виртуальную среду — кажущуюся безопасной, но зачастую более деструктивную, чем реальная жизнь.

Не в контакте

Современные подростки ежедневно проводят в социальных сетях, в том числе за просмотром видео, примерно пять часов, а суммарно в интернете — от семи до девяти часов в день. Телефон — первое, что они берут в руки после пробуждения, и последнее, что видят, перед тем как заснуть.

Безусловно, онлайн-общение — важное социальное взаимодействие, у которого есть положительные стороны. Тем не менее ему не хватает множества преимуществ личного контакта. При встрече лицом к лицу люди распознают мимику, жесты и интонационные оттенки речи друг друга. Вживую люди оперативно откликаются на услышанное, подмечают детали поведения и по невербальным сигналам понимают, когда стоит поделиться своим мнением и понравился ли их ответ собеседнику. Во время онлайн-коммуникации всегда есть риск ошибочно интерпретировать текст, а эмоциональные реакции остаются недоступными.

Живое общение обычно протекает в рамках сообществ, которыми человек дорожит (например, в семье, в кругу друзей). Ценность членства в этих группах заставляет вкладываться в общение, стараться сгладить острые углы. В интернете многие позволяют себе поведение, которое никогда не допустили бы при личном контакте. Даже взрослые порой грубят в переписке с незнакомцами — подросткам контролировать себя еще сложнее.

В реальном мире человек обычно разговаривает с одним или несколькими людьми одновременно. В групповых чатах он обращается к большой аудитории и постоянно рискует испортить себе репутацию или нарваться на агрессию. Когда он вовлечен в несколько диалогов, то не сосредоточен целиком ни на одном из них. Все это снижает качество общения и усиливает тревожность. В онлайне собеседника можно запросто заблокировать или завершить разговор без объяснения причин, из-за чего отношения между людьми обесцениваются.

Прочие негативные последствия

Уход подростков в виртуальный мир чреват и другими проблемами.

Рассеянное внимание и снижение концентрации. Префронтальная кора головного мозга школьника и даже студента еще находится в стадии развития, поэтому ему нелегко концентрироваться на учебе. Когда на столе лежит непрерывно мигающий смартфон, эта задача становится практически невыполнимой. Согласно отчету Common Sense Media, подросток в среднем получает 237 уведомлений в день, примерно по 15 каждый час бодрствования. Устойчивое внимание, необходимое для выполнения любой большой задачи, требующей скрупулезного труда или творческого подхода, дробится и рассеивается, когда человек отвлекается, чтобы прочесть новый пост в социальной сети или ответить приятелю.

Зависимость. Социальные сети и онлайн-игры вызывают привыкание. Удовольствие, испытываемое во время игры или просмотра ленты, связано с активацией большого количества дофаминовых нейронов. Интернет- или гейм-зависимость, как и любая другая, характеризуются последующим синдромом отмены. Дети, лишенные любимого развлечения, нервничают, плохо спят, срываются на окружающих, закрываются от внешнего мира и всеми силами ищут способ погрузиться в привычный виртуальный. Как показало исследование, проведенное в 29 странах, зависимостью от соцсетей страдают 5–15% подростков. Среди девочек эта доля существенно выше — они более подвержены такому виду зависимости. Юноши чаще склонны злоупотреблять видеоиграми. В общей сложности зависимость от смартфона формируется у каждого десятого пользователя еще в раннем детстве.

Примечательно, что уход в виртуальную реальность не приносит особой радости самим подросткам. Многие из них понимают, что постоянное пребывание в социальных сетях и онлайн-игры делают их более тревожными. При этом сознательный отказ от использования интернета с большой долей вероятности провоцирует непонимание и насмешки сверстников. Ребенок боится стать изгоем и упустить важные события, что точно так же повышает риск депрессии, как и сама интернет-зависимость. Таким образом, смартфоны наносят вред даже тем, кто ими не пользуется, и выбраться из этой ловушки крайне сложно.

Интересно, что среди тысячи опрошенных студентов университетов почти все согласились бы отказаться от соцсетей на месяц минимум за $50. Однако, если бы все их друзья сделали то же самое, молодые люди были бы готовы не только отказаться бесплатно, но и даже заплатить небольшую сумму. Трое из пятерых участников опроса предпочли бы жить в мире без соцсетей, и почти каждый респондент осознает, что проводит в интернете слишком много времени.

Неспособность фильтровать и анализировать информацию. Период формирования культурной идентичности у детей продолжается приблизительно с девяти до 15 лет. В это время важно то, кто и каким образом демонстрирует ребенку модели поведения в различных ситуациях. Если на подростка обрушивается поток разрозненных сведений от незнакомых людей и общение с ними вытесняет контакты с семьей, нарушается процесс передачи ценностей от взрослого к ребенку, рвется связь поколений. У молодого человека не формируется навык фильтрации информации, он может попасть под влияние самых абсурдных идей. У него не складывается адекватного представления о себе и своей роли в обществе, не появляется четких жизненных ориентиров. Если в 1990 году не находила смысла в жизни каждая шестая юная американка, то сейчас уже каждая третья.

Четыре шага к улучшению ситуации: версия Джонатана Хайдта

Хайдт считает, что даже ситуацию, в которой смартфоны уже заняли центральное место в жизни детей и помешали их успешному взрослению, возможно переломить, если изменить подход к использованию гаджетов. Психолог предлагает ввести четыре правила.

Никаких смартфонов до 14 лет. Свободный доступ к интернету в любое время недопустим вплоть до старших классов школы. Это позволит защитить подростков в самый уязвимый период их взросления — в первые годы пубертата. Для связи достаточно иметь простой кнопочный телефон.

Никаких соцсетей до 16 лет. Здесь речь идет не о запрете доступа к онлайн-контенту, размещенному в социальных сетях (это допустимо и приемлемо), а о создании собственного аккаунта, который открывает поисковым алгоритмам доступ к личной информации о пользователе, его взглядам и интересам, что позволяет оказывать на ребенка большее влияние и давление.

Никаких телефонов в учебных заведениях: не только на уроках, но и на переменах. Наиболее эффективным способом реализовать этот запрет Хайдт считает сбор телефонов перед началом перед началом учебного дня, потому что вариант «смартфон в сумке» чреват постоянными нарушениями. Школы, которые установили подобное правило, сообщают, что ученики стали более внимательными на уроках и друг к другу, более вежливыми и общительными.

Больше независимости, свободной игры и ответственности. Несмотря на то, что преступность в мире в целом снижается, родители все еще склонны чрезмерно опекать детей и не предоставляют им той свободы, которой обладали сами. Когда ребенок помогает по хозяйству, ухаживает за близкими или выполняет несложные поручения вне дома, он чувствует себя более востребованным и уверенным в себе. Критически важно заполнять освободившееся после отказа от смартфона время живым общением, яркими впечатлениями, творческой деятельностью — это поможет ребенку быстрее преодолеть психологическую ломку. Важно не стремиться в деталях воссоздать детство без гаджетов, а укрепить связь подростка с реальностью, чтобы обеспечить надежную основу его успеха в цифровую эпоху.

В разных странах уже появляются игровые центры, в которых запрещено пользоваться смартфонами, и проекты, направленные на обучение детей навыкам, характерным для предыдущих поколений: лазанию по деревьям, самостоятельным походам в магазин и приготовлению пищи.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+