Выпустить, но не отпустить: как вузам сотрудничать с бывшими студентами

Выдающиеся выпускники — маркеры успешности любого вуза. Понимая это, многие учебные заведения мира продолжают поддерживать отношения с бывшими студентами и оставлять их на орбите своего влияния. В России, однако, это новое и до конца не сформировавшееся направление деятельности классических университетов. Лишь несколько крупных вузов целенаправленно выстраивают культуру сотрудничества с бывшими учащимися. Они налаживают с выпускниками партнерские отношения и задействуют их ресурсы. Это приводит к приросту социального капитала и внебюджетных источников финансирования вузов, а также усиливает их связь с рынком труда.
Многие выпускники благодарны учебному заведению, в котором они получили знания и навыки. Но это не означает, что университету не нужно прилагать усилий к поддержанию этой связи. Укреплять взаимоотношения с выпускниками необходимо постоянно — системно и в разных форматах: участвуя в их жизни, став для них площадкой для нетворкинга, научным или бизнес-партнером.
В этой статье мы расскажем, как устанавливать взаимодействие с бывшими студентами, и приведем примеры из практики российских вузов, которым удается сохранять отношения с выпускниками. Инструменты, которые мы опишем, можно использовать при разработке проектов и инициатив в любой образовательной среде: школе, колледже, вузе, на курсах и даже отдельных программах.
Первые шаги к взаимодействию
Чтобы наладить связи с выпускниками, вузу необходимо принять следующие меры:
- выработать единую политику взаимодействия с выпускниками. Она должна включать в себя принципы и правила, понятные для всех сотрудников. Некоторые вузы выделяют работу по поддержке сообществ выпускников в специальные социально-экономические проекты;
- назначить ответственных за укрепление связей с бывшими студентами. Основная задача таких сотрудников — повышение лояльности выпускников к вузу. Чтобы новая задача не легла на людей тяжким бременем, целесообразно закладывать в бюджет стимулирующие надбавки;
- регулярно собирать данные о выпускниках: проводить мониторинг их карьеры, изучать социальный портрет, интересоваться их мнением об образовательных программах вуза;
- наладить неформальное взаимодействие с выпускниками через разные каналы коммуникации. Можно рассылать письма с новостями, создавать группы в социальных сетях и мессенджерах и т. д. Коммуникация между бывшими и нынешними студентами также играет важную роль: открытые лекции, ярмарки вакансий и стажировок позволяют выпускникам делиться опытом и поддерживать имидж университета;
- проводить встречи выпускников, на которых бывшие студенты смогут общаться с преподавателями и администрацией вуза, обмениваться контактами, вступать в сообщества, вносить пожертвования. Мероприятия могут быть общеуниверситетскими — в этом случае вуз организует их вместе с сообществами выпускников — или камерными, приуроченными к знаковым событиям кафедр, курсов, факультетов. Университету стоит выделить из числа выпускников возможных инициаторов таких мероприятий, поддерживать с ними контакт и помогать организовывать встречи. Некоторые вузы разрабатывают для координации выпускников отдельные сервисы. Например, НГУ создал систему «Глобус», которая используется в том числе для оповещения о встречах, рассылки информации, регистрации гостей;
- находить амбассадоров за рубежом. Выпускники, живущие за границей, часто становятся амбассадорами своих вузов и помогают формировать их имидж в разных странах мира. Объединяясь в диаспоры, сообщества или ассоциации, выпускники поддерживают друг друга не только в профессиональной сфере, но и в жизни. Например, всемирная сеть Ассоциации выпускников МГИМО включает в себя 34 зарубежных клуба. Ассоциация регулярно проводит встречи и международные форумы. Многие клубы выпускников учреждают стипендии для иностранных учащихся, поддерживают студенческие проекты, помогают вузам рекрутировать студентов, проводить совместные исследовательские проекты и т. д.
Сообщества выпускников
Когда говорят о сообществе выпускников, обычно представляют себе союз бывших студентов юридического факультета или целого вуза. Однако в реальности гораздо более прочные связи устанавливаются между участниками студенческой спортивной команды, учениками конкретного харизматичного преподавателя или бывшими членами студсовета. Причина в том, что живые сообщества чаще всего возникают на основании общего дела или связующей идеи и остаются крепкими, даже когда их члены оканчивают вуз.
Особенно интересны объединения, состоящие как из выпускников, так и из студентов. Наиболее очевидный пример — спортивные клубы. Оканчивая университет, бывшие члены клуба не перестают поддерживать действующих членов — студентов. Выпускники оказывают им финансовую помощь, покупают форму или оборудование для соревнований. Более близкий к профессиональной сфере пример: университетские бизнес-клубы или проектно-ориентированные лаборатории — инженерные, социологические, дизайнерские — тесно интегрированные в профессиональное поле. Университетам важно уметь строить отношения с такими сообществами, чтобы иметь возможность опереться на их ресурс.
Инструменты поощрения выпускников
Если университет оставляет двери открытыми — в прямом и переносном смысле, лояльность выпускников возрастает. Делать это можно разными способами: предоставлять бывшим студентам неограниченный доступ на территорию, предлагать им бонусы и скидки на дополнительное обучение, признавать заслуги и достижения.
Скидки и бонусы. Некоторые вузы предлагают бывшим студентам карту выпускника, которая дает доступ к университетским сервисам и партнерским программам лояльности. Например, с помощью такой карты выпускники ВШЭ могут заходить в здания московского кампуса и без ограничений посещать библиотеку, коворкинг, спортзалы, образовательные факультативы, а также участвовать в скидочных программах. А МФТИ и ТГУ выдают выпускникам банковские карты: кэшбек за оплаченные ими покупки перечисляется в университетский эндаумент-фонд.
ВШЭ также предлагает бывшим студентам скидки до 15% на оплату обучения по программам повышения квалификации. В ДВФУ подобные скидки достигают 50%. К сожалению, эта практика, распространенная в Европе и США, в России приживается с трудом: государственным вузам, особенно небольшим региональным, сложно выделить из бюджета средства на запуск таких программ.
Признание заслуг. Создание именных аудиторий, стен меценатов, портретных галерей и арт-объектов, посвященных знаменитым выпускникам, — самое очевидное из того, что могут сделать вузы. Некоторые университеты, например НГУ, учреждают в честь выдающихся выпускников гранты и стипендии. Это не только помогает поддерживать память об известных личностях, но и вдохновляет новые поколения студентов. Иногда вузы приглашают выпускников на эксклюзивные мероприятия и интервью, объявляют им благодарность, поздравляют от имени руководства. А МИФИ увековечил вклад выпускников в науку, создав Аллею нобелевских лауреатов.
Инструменты взаимодействия с выпускниками
Чтобы налаживать и поддерживать связи с бывшими студентами, необходимо вовлечь их в университетскую жизнь. Для этого можно использовать ряд инструментов, которые доказали свою эффективность.
- Программы поддержки студентов. Наиболее распространенные форматы участия в таких программах — наставничество и выступление на публичных мероприятиях. Выпускники могут читать лекции или рассказывать о своих работодателях на днях карьеры. В некоторых университетах — МГУ, ВШЭ, ИТМО, ДВФУ и др. — существует традиция менторства. Выпускники помогают студентам вырабатывать нужные навыки и выстраивать оптимальные образовательные или карьерные треки. Для студентов это возможность получить поддержку выпускников на этапе профессионального становления, а для бывших студентов — понятный способ вернуться в университет.
- Программы поддержки университетского сообщества и традиций. Выпускники наравне с преподавателями и студентами могут быть хранителями идентичности и истории вуза. Их можно привлекать к проведению балов и интервью с сотрудниками вуза, сбору экспонатов для университетского музея, открытию аудиторий в честь выдающихся профессоров и т. д. Кроме того, выпускники могут участвовать в акциях и программах помощи пожилым и попавшим в трудную ситуацию преподавателям: поздравлять пенсионеров с праздниками (дарить им подарки, писать письма, встречаться с ними), помогать с уходом и лечением, оказывать материальную поддержку.
- Включение выпускников в наблюдательные и попечительские советы вузов. Выпускники, которые принимают важные для жизни и развития университета решения, могут принести вузу большую пользу. В России, однако, бывших студентов редко включают в число стейкхолдеров, влияющих на управление университетом, хотя закон допускает их участие в наблюдательных советах. Одно из редких исключений — МФТИ, где с 2013 года функционирует «Физтех-Союз», объединяющий более 3500 выпускников. Он играет существенную роль в принятии ключевых решений: его представители входят в комиссии по благоустройству и студенческим инициативам, в советы крупных проектов. В 2021 году МФТИ закрепил в уставе роль выпускников в управлении университетом: появился постоянный совет, который участвует в обсуждении кадровых, финансовых и хозяйственных вопросов.
Еще один яркий пример — РЭШ, выпускники которой входят в попечительский совет вуза. Консультативный академический комитет и Инвестиционный комитет фонда целевого капитала также состоят в основном из бывших студентов РЭШ. - Создание совместных некоммерческих организаций при вузах. Университеты могут совместно с выпускниками учреждать некоммерческие организации. Это позволяет привлекать бывших студентов, которые готовы помогать вузу финансово — небольшими, но регулярными взносами. НКО открывают университету больше возможностей для участия в грантовых программах и получения дополнительных средств на развитие инфраструктуры, образовательных и прочих проектов. Кроме того, некоммерческая организация может предоставлять платные услуги и за счет этого поддерживать финансовую устойчивость. При создании НКО университету стоит заранее определить свою роль в управлении организацией: от принятия решений до контроля над данными, использованием бренда и помещений.
- Фандрайзинг. Сбор пожертвований не должен становиться основной целью взаимодействия с выпускниками. Обращаться к бывшим студентам за финансовой поддержкой стоит, когда системная работа с ними уже отлажена. Участие в программах фандрайзинга должно восприниматься выпускниками не как бремя, а как возможность выразить благодарность вузу или помочь ему решить амбициозные, социально важные задачи.
Технологии фандрайзинга включают в себя проведение телефонных и личных переговоров с выпускниками, пиар-акции и кампании по сбору средств, приуроченные к знаковым для университета датам и событиям. Ключевой фактор успеха — выбор проектов и программ, которые заинтересуют значительное число бывших студентов. Как правило, это проекты, связанные с тем, что близко и понятно выпускникам, — например, с устранением очевидных недостатков или поддержанием ценных элементов работы вуза. - Эндаументы. Это еще один механизм, который можно использовать для привлечения выпускников и финансовой помощи с их стороны. Фонды целевого капитала, или эндаумент-фонды, принимают пожертвования, направляют средства в управляющую компанию и передают инвестиционный доход университету. Во многих образовательных системах мира пожертвования альма-матер, в том числе в форме завещаний, — общепринятая норма. В России эта культура пока не прижилась: крупных вузовских эндаумент-фондов, активы которых превышают 1 млрд рублей, в России не более пяти. В структуре доходов большинства университетов доход от целевого капитала не слишком заметен. И все же эндаументы могут внести вклад в развитие конкретных программ и проектов учебного заведения.
Выстраивание системного взаимодействия с выпускниками — важное, но пока недооцененное направление работы российских вузов. Значимый эффект от участия бывших студентов в развитии университета подтвержден мировой практикой. Привлечение самой многочисленной когорты стейкхолдеров к участию в жизни вуза позволяет получить репутационную, финансовую, социальную и экспертную выгоду.
Текст составлен на основе работы «Методические рекомендации по взаимодействию с выпускниками в российских университетах» / Ю. С. Хукаленко (сост. и науч. ред.), Е. А. Аргунова, М. В. Булыгина, О. И. Гаевская, А. Ю. Демидов, Д. И. Земцов (рук. рабоч. группы), З. Ю. Касабиева, Д. Ф. Мухарамова, И. В. Сибирякова, А. А. Строителева, М. Н. Ступникова, С. В. Ти, И. А. Травина, Л. А. Цой, А. Г. Штерн; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. — 62 с.
