Интеллектуальные нагрузки вызывают неприятные ощущения

Ученые из Университета Неймегена в Нидерландах провели метаанализ научных работ, в которых изучалось, как люди воспринимают интенсивные интеллектуальные нагрузки. Авторы проанализировали данные 170 экспериментов с участием в общей сложности 4670 испытуемых из 29 стран. В выборку попали представители разных социальных и профессиональных групп, например специалисты в области здравоохранения, военнослужащие, спортсмены-любители, студенты колледжей. В ходе экспериментов они выполнили более 350 различных когнитивных задач, в частности ориентировались в незнакомой обстановке, тестировали оборудование или учились играть в гольф. Чтобы проследить, как усилия, прилагаемые испытуемыми, соотносятся с возникающими эмоциями, во всех исследованиях использовался индекс нагрузки при выполнении задачи (Task Load Index, TLX), разработанный специалистами NASA.
Результаты показали: чем большего умственного напряжения требует деятельность, тем сильнее неприятные ощущения. Некоторые участники даже оценивали их как болезненные.
Ученые отметили и региональные различия в данных: у испытуемых из азиатских стран связь между умственными усилиями и дискомфортом оказалась менее выражена, чем у участников из Европы и Северной Америки. Профессор Эрик Бейлевельд, один из специалистов, проводивших метаанализ, считает, что это можно объяснить особенностями системы образования. Школьники в странах Азии тратят больше времени на учебу, поэтому лучше переносят интенсивную умственную работу.
Бейлевельд объясняет, что человек преодолевает неприятные ощущения от напряженной мыслительной деятельности ради результата. Это может быть удовлетворение от решения проблемы или поощрение, а сам по себе интеллектуальный труд не приносит удовольствия. Автор считает, что этот вывод будет полезен преподавателям, разработчикам обучающих приложений и другим специалистам, задача которых — подтолкнуть людей к решению сложных задач. «Если вам необходимо, чтобы люди приложили значительные умственные усилия, обеспечьте им поддержку и вознаградите их за труд», — советует профессор Бейлевельд.
