Цифровой парадокс: технологии повышают эффективность учебы и отвлекают от нее

Эксперты СберУниверситета опросили более 100 топ-менеджеров российских компаний из разных отраслей, чтобы изучить, как руководители взаимодействуют с цифровой средой во время обучения.
Исследование (есть в распоряжении Forbes Education) показало: руководители часто используют цифровые технологии для профессионального развития. 67% респондентов просматривают учебные материалы — статьи, книги и т. д. — на экране чаще, чем в печатном виде. 61% регулярно обращается к обучающим видео в интернете. 59% выбирают интерактивные и электронные программы. 32% слушают лекции в Сети. На вопрос «Помогает ли цифровая среда учиться эффективнее?» положительно ответили 93% участников опроса.
Цифровые технологии не только облегчают доступ к информации, но и становятся отвлекающим фактором. 72% опрошенных признают: они нередко переключаются на другие дела во время занятий, реагируя на уведомления и сообщения о новых рабочих задачах. Такое же количество респондентов (72%) отмечает, что теряет концентрацию и из-за этого хуже усваивает материал. 61% считает, что тратит слишком много времени на бесцельный серфинг в Сети.
Постоянное переключение между задачами эмоционально выматывает участников исследования. Однако сам процесс обучения в цифровой среде вызывает ощущение усталости реже (31%), чем работа (53%) или общение в интернете (35%). Важная деталь: чем выше руководитель оценивает свой уровень стресса, тем сложнее ему дается учеба в цифровом формате.
Чтобы обучаться результативнее и не допускать истощения, 72% респондентов прерываются на прогулки и спортивные занятия, 46% отключают уведомления на электронных устройствах. При этом только 30% уверены, что умеют эффективно справляться с потоком цифровой информации.
Чтобы снизить усталость от учебы в цифровой среде, специалисты советуют:
- составлять четкий график работы, обучения и отдыха, позволяющий концентрироваться на одном виде деятельности, не отвлекаясь на другие;
- во время занятий устраивать регулярные перерывы для медитации, спортивных или дыхательных упражнений;
- выделять время на развлечения в Сети;
- соблюдать режим сна;
- правильно питаться, не забывая о том, что кофеин, никотин, алкоголь и другие стимуляторы замедляют усвоение материала и снижают устойчивость к стрессу;
- выстраивать конструктивное общение с окружающими, избегая эмоциональных перегрузок, но и не игнорируя собеседников;
- группировать цифровую информацию, например раскладывая сообщения и письма по папкам в мессенджерах и почте;
- своевременно отписываться от ненужных источников контента.
Эксперты подсчитали: эти методы помогают обучающимся на 30% снизить чувство усталости и на 27% сократить время на бесцельный серфинг в интернете.
