Колледж или старшие классы: как не ошибиться с выбором

После Октябрьской революции 1917 года рабочие и крестьяне впервые в истории страны смогли получать не только среднее и среднее специальное, но и высшее образование. Поступление в институт дало им реальный шанс изменить свою жизнь, в том числе переехав из деревни в город. Для нескольких поколений советских людей учеба в вузе стала мечтой. Но и среднее специальное образование и работа на заводе не считались в СССР чем-то зазорным. Рабочий класс воспевался в фильмах, книгах, песнях и пользовался уважением в обществе.
Образование в советское время было нацелено на реальный сектор экономики и привязывалось к его потребностям. После развала страны начала формироваться рыночная экономика, изменился запрос на квалификации, появились новые профессии, а в промышленности наступил кризис. Все это больно ударило по техникумам и профессионально-техническим училищам. Молодые люди больше не хотели идти на завод: там, как правило, не было перспектив для развития, а зарплату платили нерегулярно. Слово «пэтэушник» стало почти ругательным — так называли тех, кто не смог поступить в вуз из-за невысоких умственных способностей и вместо этого пошел в профессионально-техническое училище.
Ситуация начала меняться в середине 2000-х, когда был дан старт новым проектам в авиационной, космической промышленности, ВПК, двигателестроении и других отраслях. Чтобы развивать эти проекты, требовалось обучать новые кадры — возникла необходимость реорганизовать систему среднего профессионального образования.
Прощай, ПТУ
К 2012 году федеральные власти получили право регламентировать государственную политику в сфере СПО и устанавливать перечень профессий и специальностей, на основе которого разрабатываются профстандарты и образовательные программы. Поправки к федеральному закону «Об образовании в РФ», вступившие в силу в 2013 году, приравняли начальное профессиональное образование к среднему профессиональному, а ПТУ и техникумы начали переименовывать в колледжи. При этом разница в объеме курсов сохранилась и стала зависеть от программы колледжа: будущим рабочим и служащим нужно учиться меньше, а специалистам среднего звена — дольше.
В 2018 году президент страны заявил, что за 17 лет «бюджетные вложения в совершенствование системы среднего профобразования увеличились в реальном выражении почти в два раза, в номинальном — в девять раз». В 2022 году стартовал федеральный проект «Профессионалитет», на который из бюджета было выделено 30 млрд рублей. Цель проекта, который охватывает уже 79 регионов страны, 1600 предприятий и около 1000 колледжей, — укрепить взаимодействие колледжей с промышленностью.
В результате преобразований отношение школьников к учебе в колледже изменилось. Если в начале 2000-х только 10–12% выпускников 9-го класса выбирали техникумы, то в 2024-м этот показатель вырос до 60%. По данным опроса, проведенного в 2023 году рамках «Профессионалитета», 55,7% поступающих в колледжи — это хорошисты, 13,5% — отличники и только около 30% — троечники. Основными причинами, по которым люди выбирают систему СПО, оказались нежелание сдавать ЕГЭ (40,5%), отсутствие интереса к учебе в старших классах и вузе (34,1%) и стремление скорее выйти на работу (27,3%).
Колледж или школа
Сегодня выбор между колледжем и старшими классами с последующим поступлением в вуз не кажется таким однозначным, как в советское время. У обеих образовательных траекторий есть свои плюсы и минусы.
Колледж
Преимущества
Отсутствие необходимости сдавать ЕГЭ. При поступлении в колледж чаще всего учитывается средний балл аттестата. Чем престижней учебное заведение, тем выше он должен быть. Но в отдельных учреждениях СПО все же есть вступительные испытания — например, в творческих колледжах.
Конкуренция ниже, чем при поступлении в вуз. Поступить во многие колледжи сегодня совсем непросто, в некоторых из них конкурс доходит до 30 человек на место, а необходимый средний балл аттестата — до 4,75. Но в целом конкуренция в учреждениях СПО ниже, чем в вузах.
Обучение дешевле, чем в вузе. Шансы поступить на бюджет в среднее специальное учебное заведение существенно выше, чем в вуз, а платное образование в системе СПО значительно дешевле. Средняя стоимость обучения в столичных колледжах, по данным справочника вузов и ссузов Москвы, в 2024 году составила около 160 000 рублей, а в вузах — более 370 000 рублей в год.
Быстрый выход на рынок труда. Выпускник 9-го класса может за три-четыре года получить в колледже профессию и устроиться на работу по специальности. Учеба в 10–11-м классе с дальнейшим поступлением в университет может продолжаться до семи лет.
Гарантированное трудоустройство. На российском рынке труда не хватает рабочих, и кадровый голод в ближайшие годы будет усиливаться. По данным Минтруда, к 2030 году только в обрабатывающем производстве появится почти 800 000 вакантных мест. А значит, выпускник колледжа с огромной долей вероятности найдет себе работу, причем, скорее всего, его будут хантить еще во время учебы. Исследование РАНХиГС, проведенное в феврале 2024 года, показало, что более 80% выпускников средних специальных учебных заведений не сомневаются, что смогут трудоустроиться. Для многих именно стабильность и уверенность в завтрашнем дне — решающие факторы в пользу колледжа.
Хорошая зарплата. Нехватка рабочих рук, увеличение госфинансирования, особенно на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, подстегивают рост зарплат на производстве. По данным Роструда, уровень предлагаемых зарплат в промышленно-производственном секторе к 2024 году вырос на 307% относительно 2018-го. Средний оклад специалистов в этой сфере составляет 95 000 рублей. По данным «ВЦИОМ-Консалтинга», токари пятого-шестого разрядов могут получать до 200 000 рублей, а высококлассные сварщики — до 300 000 рублей. Это больше, чем зарплаты многих офисных сотрудников с высшим образованием.
Возможность продолжить учебу в университете. Во многих колледжах срок обучения сейчас сокращен с трех с половиной — четырех до двух — двух с половиной лет для девятиклассников, а после 11-го класса специальность можно получить и вовсе за 10 месяцев. При этом в ряде случаев после окончания ссуза есть возможность поступить в вуз, сдав внутренние экзамены, которые могут быть проще ЕГЭ. Поэтому семьи зачастую рассматривают колледж в качестве ступени на пути к высшему образованию или запасного варианта, если баллов ЕГЭ не хватит для поступления в университет.
Недостатки
Мало времени на профориентацию. Выбор колледжа школьнику нужно делать уже в 14–15 лет, и далеко не все в этом возрасте понимают, в какой сфере они предпочли бы работать и чего хотят от жизни. Поэтому есть риск, что учеба в колледже станет для молодого человека мучением или он ее и вовсе бросит.
Потеря отсрочки от армии. В настоящее время юноша может получить отсрочку от армии либо в колледже, либо в вузе. То есть после окончания среднего специального учебного заведения он не сможет воспользоваться ею еще раз.
Зарплаты ниже, чем у выпускников вузов. По данным исследования, проведенного Высшей школой экономики, выпускники колледжей зарабатывают на 30% больше тех, кто вышел на рынок труда после 11-го класса, на 55% больше выпускников 9-го класса, но на 60% меньше, чем обладатели дипломов о высшем образовании.
Вероятность так и не получить высшее образование. По данным Минпросвещения, только 6,8% выпускников колледжей в 2024 году сразу поступили в вуз. Для сравнения: в 2021 году этот показатель составлял около 12%, а в 2015-м — 30%. В то же время, согласно опросам, проведенным в рамках проекта «Профессионалитет», более 50% выпускников колледжей планируют получать высшее образование в будущем. Статистики, какая доля бывших студентов колледжей окончила вуз через 10–15 лет после выпуска, не ведется, но очевидно, что с появлением семьи, детей и ипотеки вероятность того, что у человека найдутся время и силы на полноценную учебу, существенно снижается.
Ограниченные возможности карьерного роста. Выпускник колледжа может строить вертикальную карьеру, вырастая из рабочего в руководителя отдела или бригады, но без вузовского диплома занять высокую руководящую должность едва ли удастся.
«Современный мир требует от молодых людей гибкости и способности адаптироваться к быстро меняющимся реалиям. Стратегия семей тоже должна трансформироваться из традиционной, в которой акцент делался на обязательном завершении 11 классов и поступлении в вуз, к более осмысленной, в которой главное — чтобы школьник определил свою жизненную стратегию и дальнейшую траекторию развития»
Старшие классы и вуз
Преимущества
Достаточно времени на профориентацию. Старшеклассник в школе имеет возможность глубже погрузиться в несколько сфер, чтобы понять, какая из них его больше интересует. Это снижает риск ошибок при выборе жизненного пути и делает дальнейшее обучение по профессии проще. Кроме того, при желании он может поступить в колледж и после 11-го класса и пройти обучение по ускоренной программе, рассчитанной на 10 месяцев.
Качественная образовательная среда в вузе. Университет не только дает знания, но и формирует среду, в которой налаживаются связи, необходимые для построения карьеры в будущем. В этом плане колледж уступает высшим учебным заведениям.
Зарплаты выше, чем у выпускников колледжей. Учеба в школе с последующим поступлением в вуз — длинная образовательная траектория. Но дипломированные специалисты могут рассчитывать на более высокие зарплаты, чем выпускники колледжей, а значит, и на то, что со временем расходы на учебу в университете окупятся.
Недостатки
Проблемы с переходом в 10-й класс. Во многих школах существует «заградительный барьер», который отсеивает учеников с низкой или средней успеваемостью. Из-за этого у некоторых школьников просто нет возможности перейти в 10-й класс.
Необходимость готовиться к ЕГЭ. Подготовка к единому государственному экзамену требует много сил, времени и прочих ресурсов. При недостаточно высоких баллах количество факультетов, на которые можно поступить, существенно сокращается. В результате есть вероятность, что выпускнику придется учиться не там, где он хотел.
Финансовые затраты. Сдать ЕГЭ без работы с репетиторами на высокий балл непросто. При этом частные уроки за последние годы существенно подорожали. Согласно данным портала SuperJob, в 2021 году родители старшеклассников тратили на дополнительные занятия в среднем 3500 рублей в неделю, а в 2023 году — 5000 рублей. Учеба в вузе — даже на бюджете — также требует затрат.
Во-первых, учиться в университете приходится дольше, чем в колледже, а начать полноценно работать и обеспечивать себя можно только после окончания обучения. Во-вторых, за высшим образованием зачастую приходится ехать в крупный город, где жизнь дороже, чем в небольших населенных пунктах.
«Сравнивать нужно конкретные учебные заведения, а не высшее образование со средним специальным. Плохая школа и вуз дадут человеку меньше, чем хороший колледж. Кроме того, многое зависит от финансовых возможностей семьи, желаний и амбиций школьника. Кто-то будет прекрасно себя чувствовать на заводе у станка ЧПУ, а кто-то захочет стать ученым. Высшее образование как самоцель — вредная установка, которая вряд ли сделает человека счастливым. И наоборот, если для школьника больше подходит длинный образовательный трек, не стоит принуждать его поступать в колледж»
Выбор между колледжем и старшими классами с дальнейшим поступлением в вуз зависит от образовательной цели. Если человек хочет быстрее получить прикладную профессию, выйти на рынок труда и начать зарабатывать, ему больше подойдет колледж. Если он стремится получить более глубокие фундаментальные здания, стоит отдать предпочтение вузу. При этом, однако, необходимо учитывать все особенности выбранной образовательной траектории.
Важно, чтобы выбор в пользу колледжа или продолжения учебы в школе делал сам ученик, причем лучше не в 9-м классе, а раньше. Задача родителей и школы — не давить на подростка, а помочь ему попробовать себя в разных профессиях.
В 2024 году специалисты Института социальной политики НИУ ВШЭ изучили уровень и качество образования 379 человек из списков богатейших бизнесменов России, опубликованных Forbes в 2004–2021 годах. Исследование выявило, что более 90% сверхбогатых людей окончили вузы и этот показатель в несколько раз выше, чем в среднем по стране. В рамках переписи населения 2021 года о наличии высшего образования заявили 20% опрошенных россиян.
Тот факт, что самые успешные предприниматели России, как правило, имеют университетские дипломы, можно объяснить так: для бизнеса нужны навыки, которые не прививают в колледжах. В перспективе, однако, ситуация может измениться, в том числе благодаря появлению разнообразных цифровых платформ и решений на основе искусственного интеллекта. Они помогают продвигать бизнес через цифровые каналы и берут на себя большую часть работы по управлению компанией. А значит, выпускнику колледжа будет намного проще начать свое дело и в будущем мы сможем увидеть в списках Forbes намного больше бизнесменов со средним специальным образованием.