
Согласно отчету Future of Jobs Всемирного экономического форума, к 2030 году креативность станет одним из самых востребованных мягких навыков на рынке труда. Уже сейчас 78% сотрудников в США отмечают, что работодатели ждут от них творческого подхода к решению задач. Сегодня креативность — не только ключевая характеристика, необходимая для создания инноваций, но и важный драйвер экономического роста. В мире, где неопределенность и изменчивость становятся нормой, творческое мышление превращается в своего рода страховку, которая помогает находить необычные решения там, где привычные уже не работают. Что такое креативность, правда ли, что ею обладают лишь избранные, и как применять ее в разных ситуациях? Попробуем разобраться.
Мифы о креативности
Креативность — это способность мыслить гибко и нестандартно, однако нельзя сказать, что она всегда связана исключительно с оригинальными идеями. Креативный человек прежде всего умеет находить эффективные и функциональные решения, соответствующие конкретной задаче. Многие успешные проекты — это комбинация и переработка уже известных концепций. Например, идея объединить в одном устройстве мобильный телефон, компьютер, камеру и MP3-плеер стала революционной — так появились смартфоны, абсолютно новая категория товаров, без которых сегодня сложно представить себе жизнь.
Еще один миф связан со стереотипным делением людей на творческих правополушарных и логически мыслящих левополушарных. Математики и программисты, художники и поэты — все в одинаковой степени задействуют нейроны обоих полушарий. Нобелевский лауреат Эрик Кандель, изучавший когнитивные функции мозга и механизмы памяти, писал, что здоровый мозг функционирует как единое целое и не делится на «творческие» и «логические» полушария. Полушария работают согласованно и взаимодействуют между собой, выполняя любую сложную задачу.
Следующий миф заключается в том, что креативность зависит от вдохновения. Вопреки распространенному мнению, творческие проекты — зачастую результат длительной подготовки, практики и изучения существующих подходов. Еще в 1926 году социальный психолог Грэм Уоллес предложил одну из первых процессуальных моделей креативности, которая состоит из четырех этапов: подготовки, инкубации, озарения и верификации. Понимание этого помогает человеку снизить градус перфекционизма и уровень требований к себе при решении нестандартных задач: стоящая идея редко рождается мгновенно и уж точно не появляется из ниоткуда — ей необходимо пройти определенные стадии.
Наконец, долгое время существовало убеждение, что креативность — это врожденное свойство, дар, а не развиваемый навык. Однако во второй половине ХХ века ученые развенчали этот миф. В 1960-х по поручению NASA психологи Джордж Лэнд и Бет Джарман разработали тест для оценки креативности будущих инженеров, которых нанимали в агентство. Затем они решили с помощью этого же теста изучить творческий потенциал детей. Результаты были впечатляющими: 98% детей в возрасте 4–5 лет обладали огромным творческим потенциалом. Однако дальнейшие наблюдения показали, что по мере взросления под влиянием традиционной системы образования уровень креативности у большинства существенно снижался: к 10 годам высокий показатель сохраняли лишь 30% исследуемых, к 15 годам — 12%, а во взрослом возрасте — к 30 годам и старше — всего 2%. Это доказывает, что практически все дошкольники одинаково креативны, а значит, для развития этого навыка важнее среда и обучение, а не врожденные способности.
Что мешает развивать креативность
Несмотря на то, что мозг человека способен эффективно решать самые разнообразные творческие задачи, есть факторы, которые могут этому препятствовать. Вот некоторые из них.
Страх неудачи и чрезмерный фокус на поиске правильного решения. Многие не пробуют нового, потому что боятся ошибок и критики. Это часто происходит в традиционной образовательной системе и в обществе в целом из-за зацикленности на правильных ответах и оценках. Можно прорабатывать этот страх самостоятельно, а можно найти среду, в том числе образовательную, в которой к ошибкам относятся как к естественной части процесса обучения и, более того, призывают человека экспериментировать и даже ошибаться.
Фиксированное мышление. Склонность считать уровень своих способностей и креативности предопределенным может снижать мотивацию к развитию. Креативность нужно рассматривать как динамическую, а не статичную характеристику. Благодаря нейропластичности мозга люди способны учиться и осваивать новое всю жизнь. Регулярные упражнения стимулируют развитие мозга, его гибкость и адаптивность. И — что особенно вдохновляет — тренировать мозг можно и в пять, и в 65 лет.
Когнитивная перегрузка. Если человек непрерывно поглощает информацию, его мозг лишается энергии для творческого мышления. Люди в среднем проверяют свои телефоны 58 раз в день, затрачивая на это почти четыре часа ежедневно, что снижает концентрацию и творческую продуктивность. Для поддержания креативности нужно делать перерывы, чтобы обработать и осмыслить входящую информацию, — гулять, заниматься спортом, готовить еду и т. д.
Детектор ошибок. В мозге существует встроенный механизм по обнаружению ошибок, описанный нейрофизиологом Наталией Бехтеревой. Его задача — снизить возможные риски. Он всегда начеку и непрерывно анализирует текущие события, сверяя их с «правильным» шаблоном, хранящимся в памяти. Как только что-то идет не так, этот механизм мгновенно подает сигнал опасности. Без детектора ошибок повседневная жизнь была бы хаосом. Но есть и другая сторона медали: мощно развитый механизм контроля тормозит креативное мышление. Это важно понимать и осознанно подходить к процессу поиска новых решений или идей.
Стресс. Если умеренный стресс, например вызванный дедлайном или новыми задачами, активизирует мозг, помогает генерировать идеи и вызывает прилив дофамина, то хронический блокирует доступ к творческим ресурсам, переключая мозг на режим выживания. Кроме того, он снижает когнитивную гибкость.
Отсутствие знаний и насмотренности. Профессор Гарвардской школы бизнеса Тереза Амабайл рассматривает креативность как сочетание трех ключевых компонентов: мотивации, креативного мышления и навыков в конкретной области. Креативность невозможна в вакууме. Знания дают ориентиры и позволяют увидеть, какие идеи уже были реализованы, а также подсказывают, как их можно комбинировать и улучшить.
Какой бывает креативность
Креативность может проявляться в разные моменты — не важно, принимает человек повседневные решения или совершает открытия, меняющие ход истории. Это демонстрирует модель креативности, разработанная психологами Джеймсом Кауфманом и Рональдом Бегетто. Она включает в себя четыре компонента.
- Mini-C — интерпретативное творчество. Это новый взгляд на рутинные задачи — например, поиск нового маршрута до работы или анализ знакомого фильма с неожиданной точки зрения. Цель — найти новое эффективное решение.
- Little-C — повседневное творчество. Один из примеров — использование в работе необычного формата презентации, который поможет вывести выступление на новый уровень.
- Pro-С — профессиональное творчество. Это может быть создание системных решений или профессиональных проектов: подготовка уникального курса или разработка новой бизнес-стратегии.
- Big-С — преобразующее творчество. Речь идет о генерации идей, которые меняют целую индустрию и даже мир, скажем о создании нового способа переработки пластика, производстве культового фильма, запуске новой системы образования.
Авторы модели показывают, что креативный подход к решению задач доступен каждому, независимо от уровня знаний, профессии или масштаба деятельности. Модель помогает структурировать понимание творческих процессов, демонстрируя, что креативность проявляется не только в глобальных открытиях, но и в повседневных решениях, которые могут сделать жизнь интереснее и продуктивнее.
Пять шагов к развитию креативности
Чтобы раскрыть свой творческий потенциал, нужно сделать несколько шагов, которые помогут выйти за границы привычного мышления.
Шаг 1. Найти стимулирующую среду. Среда критически важна для развития креативности в работе или учебе. Она должна подталкивать человека к тому, чтобы выходить за рамки привычных установок. Это помогает развивать дивергентное мышление, которое отвечает за генерацию идей.
Шаг 2. Освоить новые подходы. Небольшие изменения прокладывают путь к значимым достижениям, поэтому время от времени стоит менять подход к выполнению привычных задач. Например, нужно чаще задавать себе вопросы: «Как я могу сделать это по-другому?», «Какие альтернативы я еще не рассматривал?»
Шаг 3. Преодолевать творческие вызовы. Выполнение проектов, требующих нестандартного подхода, может оказаться очень полезным. Стоит заняться чем-нибудь новым: от рисования до записи подкаста. Полезно также обсуждать свои идеи с другими: мозговые штурмы и общение с людьми, имеющими схожие интересы, откроют новые перспективы.
Шаг 4. Наращивайте профессионализм. Речь идет о совершенствовании уже приобретенных навыков. Например, фотограф может освоить более сложную технику съемки и изучить новые жанры. Большую роль играет окружение: оно должно стимулировать креативность и помогать налаживать новые связи — как нейронные, так и социальные. Большинство инновационных проектов реализуется командами, а групповое взаимодействие — важный драйвер креативности.
Шаг 5. Выполнять ментальные и физические упражнения. Можно составлять аналогии и работать с метафорами (например, придумывать способы описать цвет, не называя его), применять технику свободного письма, подразумевающую механическое записывание всех возникающих в голове мыслей в течение определенного времени; разгадывать головоломки и ребусы; придумывать новые способы применения привычных предметов. И конечно, не стоит забывать про хотя бы минимальную, но регулярную физическую активность.
