Опережая время: цитаты 10 великих женщин, изменивших систему образования

На протяжении веков воспитывали детей женщины, но обучали в школах и университетах их почти исключительно мужчины. Эра учительниц началась менее 150 лет назад. Тем значимее был вклад в педагогику ее основоположниц — первых директоров школ, первых профессоров университетов, первых идеологов дошкольного обучения. С их именами, в частности, связаны важные реформы в области педагогики: гуманизация образования, отказ от телесных наказаний в процессе воспитания, внедрение методов обучения детей с особенностями развития, введение всеобщего права на образование независимо от пола, общественного положения, сословия — то, что сейчас воспринимается как само собой разумеющееся, стало реальностью в том числе благодаря женщинам. А многим их идеям, опередившим свое время, еще предстоит воплотиться в жизнь.
Широко известных просветительниц и преподавательниц существенно меньше, чем их именитых коллег-мужчин, а фамилии их, возможно, не так хорошо известны обществу. Международный женский день — хороший повод дать им слово и вспомнить об их достижениях.
Екатерина Дашкова
«…Образование ведет за собой свободу, а не свобода творит образование, первое без второй никогда не породят анархию и возмущения. Когда низшие классы моих соотечественников будут просвещены, тогда они сами захотят быть свободными, потому что поймут, как надо пользоваться свободой без вреда для других и плодами ее, столь необходимыми каждому цивилизованному обществу» (Дашкова Е. Р. Записки княгини: Воспоминания. Мемуары. Мн.: Харвест, 2003).
Екатерина Дашкова (1743–1810) ― российская дворянка, писательница и педагог, руководитель Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге, организатор публичных лекций по математике и естественной истории. Развивала международное образование: в годы ее директорства существовала практика отправлять перспективных молодых людей завершать обучение в немецкий Геттинген. Инициатор учреждения литературной Российской академии, созданной по образцу французской. Участвовала в создании первого толкового словаря русского языка.
Софья Ковалевская
«Что касается меня, я всегда с радостью приму место доцента университета. Я никогда и не рассчитывала ни на какое другое положение и, признаюсь вам в этом откровенно, буду чувствовать себя менее смущенной, занимая скромное место; я стремлюсь применить свои познания и преподавать в высшем учебном заведении, чтобы навсегда открыть женщинам доступ в университет; теперь, как бы то ни было, этот доступ есть исключение или особая милость, которой всегда можно лишить, что и произошло в большинстве германских университетов» (С. В. Ковалевская (женщина-математик): ее жизнь и ученая деятельность / Литвинова Е. Ф. СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1894).
Софья Ковалевская (1850–1891) ― российский математик, писательница, публицист, педагог, член-корреспондент Петербургской академии наук, первая в мире женщина — профессор математики и первая женщина-профессор в Северной Европе. Преподавала в Санкт-Петербургском техническом (технологическом) институте. После вынужденного переезда в Европу заняла должность приват-доцента, затем ординарного профессора в Стокгольмском университете. Читала лекции на немецком и шведском языках.
Мария Трубникова
«…У нас в России, с одной стороны, значительное множество женщин, ищущих труда, с другой стороны, полный недостаток (на который раздаются вечные жалобы) в школьных учителях, врачах, деревенских аптекарях, арендаторах, просвещенных земледельцах, всякого рода специалистах. Все эти факты доказывают, что специальное образование не есть фантазия, а истинная настоятельная потребность. Мы прекрасно понимаем, что, кроме специалистов по призванию или по необходимости, есть масса женщин, жаждущих общего образования, которые на нем и остановятся и влияние которых в обществе и семействе будет столь же благодетельно и столько же благородно, как влияние женщин, посвятивших себя специальностям. Но мы желали бы, чтобы всякий человек имел право выбирать себе дорогу без всякой помехи...» (Надежда Васильевна Стасова. Воспоминания и очерки / В. В. Стасов. СПб.: Типография М. Меркушева, 1899).
Мария Трубникова (1835–1897) — российская писательница, общественный деятель, сторонница права женщин получать образование и зарабатывать на жизнь только умственным трудом. Вместе с Надеждой Стасовой и Анной Философовой входила в «Женский триумвират», боровшийся за права женщин в России XIX века. Во многом благодаря ходатайствам триумвирата в стране появились первые высшие женские курсы.
Эллен Кей
«Давать возможность самому ученику делать опыты; самому находить отмеченные ошибки; самому придумывать предметы для выполнения; вообще не исправлять его работы в мелочах, кроме тех случаев, когда они слишком неправильны и отнимут у ученика много времени на исправление — давать возможность самостоятельно, путем опыта находить правильный, наиболее совершенный способ работы и способ выражения мысли — вот в чем заключается и воспитание, и образование!» (Век ребенка / Э. Кей. М.: Изд. В. М. Саблина, 1910).
Эллен Кей (1849–1926) ― шведский педагог, философ и писательница. Преподавала общеобразовательные предметы в датских народных университетах — высших школах для малообеспеченных деревенских жителей. Мечтала основать собственный народный университет в Швеции, но вместо этого стала преподавательницей колледжа Анны Уитлок для девочек в Стокгольме. Идеи Эллен Кей, изложенные в ее трудах «Век ребенка» и «О любви и браке», оказали влияние на социальное законодательство нескольких государств и развитие педагогической науки. Кей выступала против телесных наказаний и гиперопеки, настаивала на соблюдении принципов равенства прав в образовании и индивидуального подхода к воспитанию и обучению.
Надежда Крупская
«Население заинтересовано в том, чтобы у начальной, средней и высшей школы была одна общая цель: воспитание всесторонне развитых людей, с сознательными и организованными общественными инстинктами, имеющих цельное продуманное мировоззрение, ясно понимающих все то, что происходит вокруг них в природе и общественной жизни; людей, подготовленных в теории и на практике ко всякого рода труду, как физическому, так и умственному, умеющих строить разумную, полную содержания, красивую и радостную общественную жизнь» (К вопросу о социалистической школе / Народное просвещение: Вопросы политики и организации нар. Просвещения: [Ежемес. журн. Наркомпроса РСФСР], № 1–2. Январь. Петроград: Гос. изд-во, 1918).
Надежда Крупская (1869–1939) ― российский общественный деятель, доктор педагогических наук, почетный член Академии наук СССР, главный идеолог советской системы народного образования. Будучи членом Государственной комиссии по просвещению, пропагандировала и внедряла дошкольное образование, стояла у истоков развития государственной системы детских садов. Занималась организацией юношеских движений, в частности пионерского.
Мария Монтессори
«Воспитание должно направлять деятельность, но не подавлять ее. Задача педагога состоит скорее в том, чтобы питать и содействовать, наблюдать, поощрять, руководить побуждать, чем вмешиваться, предписывать или ограничивать» (Дом ребенка: Метод науч. Педагогики / М. Монтессори. М.: Задруга, 1913).
Мария Монтессори (1870–1952) ― итальянский педагог, врач по образованию, автор методики обучения, впоследствии названной ее именем. Внесла вклад в инклюзивное образование. Изначально работала с детьми в клинике для пациентов с умственной отсталостью, впоследствии возглавила Ортофренический институт в Риме, который готовил учителей для работы с детьми, имеющими особенности развития. Образовательная модель Монтессори получила международное признание и в настоящее время применяется во многих странах мира, в основном в дошкольных учреждениях, частных и государственных.
Елена Паркхерст
«В школах и колледжах, переполненных учащимися, перед педагогами встают новые проблемы, как в умственном, так и в материальном отношении. Требование образования не только исходит от гораздо более обширного круга лиц, но и самый характер требуемого образования теперь совсем иной. В прежнее время учащийся шел в школу, чтобы получить там, что школа может ему предложить; теперь он направляется в школу для удовлетворения определенной потребности саморазвития. Он совсем не намерен просто воспринимать то, что ему предложит преподаватель. Шаблон образования, который годился для прежних поколений учащихся, не удовлетворяет современных стремлений к знанию» (Воспитание и обучение по дальтонскому плану / Е. Паркхерст. М.: Новая Москва, 1935).
Елена Паркхерст (1887–1973) — американский педагог и писательница. Разработала систему обучения под названием Дальтон-план, основанную на идеях философа Джона Дьюи и предполагающую отказ от классно-урочной системы в пользу индивидуальных учебных программ, самообразования, самоуправления и ранней социализации учащихся. Дальтон-план в разное время внедрялся в учебных заведениях США, СССР, Австрии, Китая, Нидерландов, Польши, Чехии; до сих пор в мире существуют школы, которые работают по образовательной системе, созданной Паркхерст.
Франсуаза Дольто
«Ответственность родителей состоит в том, чтобы снабдить ребенка оружием, с помощью которого он мог бы обходиться без них, — оружием физическим, моральным и технологическим, то есть профессией» (На стороне подростка / Ф. Дольто. М.: Рама Паблишинг, 2013).
Франсуаза Дольто (1908–1988) ― французский психоаналитик, педиатр, писательница, гуманист. Курировала экспериментальную школу Новилля, участвовала в подготовке Конвенции о правах ребенка. Акцентировала внимание на необходимости оставаться на стороне ребенка: видеть, слушать, слышать и уважать его. Всемирную известность Дольто принесло исследование личности ребенка с точки зрения психоанализа. Ее труды и подход повлияли на современные принципы работы с детьми в детских садах, больницах, интернатах.
Алис Миллер
«В наше время принципы воспитания, несомненно, изменились, и родители это осознают. Воспитание беспрекословного послушания, принуждение, суровое обращение и эмоциональная глухота уже не считаются абсолютными ценностями. Однако воплощению в жизнь новых идеалов зачастую препятствуют воспоминания о перенесенных в детстве страданиях, сохранившиеся в подсознании, что опять же приводит к недостаточной эмпатии» (В начале было воспитание / А. Миллер. М.: Академический проект, 2019).
Алис Миллер (1923–2010) — польско-швейцарский психоаналитик, доктор философии, психологии и социологии, писательница. Получила известность главным образом как критик так называемой черной педагогики, оправдывающей насилие над детьми, постулирующей безусловную правоту взрослых и необходимость воспитывать в детях чувство долга любой ценой. В своих книгах Миллер обнажала механизмы скрытой жестокости в воспитании детей и исследовала ее влияние на динамику роста насилия в обществе.
Дафна Коллер
«Для развивающихся стран онлайн-сервисы — единственный способ сократить разрыв в образовании и дать студентам навыки, необходимые в XXI веке. Традиционные модели не могут масштабироваться достаточно быстро. К примеру, в Индии надо построить 51 500 новых кампусов. Это нереально. <…> Мы верим, что образование — базовое право человека, а не привилегия» (Как продавать образование в интернете: Интервью Елены Масоловой с Дафной Коллер / онлайн-блог компании Eduson, 2013).
Дафна Коллер (род. 1968) — израильско-американская исследовательница искусственного интеллекта и его роли в развитии биомедицины, профессор факультета информатики Стэнфордского университета, член Национальной академии наук США и Инженерной академии США, а также Американской академии искусств и наук, соосновательница крупнейшей образовательной онлайн-платформы Coursera. Коллер знаменита своими прогрессивными идеями, к примеру о том, что качественное образование, по крайней мере в цифровом формате, должно быть общедоступно, а лучшим университетам мира следует выкладывать свои курсы в интернет.
