Зеленые технологии и закрепитель шнурков: предпринимательство в школе Wunderpark

Предпринимательское мышление — особый склад ума, который определяет подход к решению задач, характерный для успешных бизнесменов. По мнению педагогической команды частной школы Wunderpark, подобный тип мышления необходим не только тем, кто мечтает о собственном деле. «В современном мире предпринимательское мышление — это ценный актив. Оно помогает успешно справляться с вызовами, находить новые возможности и делать мир лучше, — рассказывает директор школы Мария Сычева. — В любой сфере жизни нужно уметь быть творческим создателем».
Восемь признаков предпринимательского мышления
- Умение видеть потенциальные возможности там, где другие видят проблемы или ничего не замечают. Желание постоянно искать новые идеи.
- Стремление быть проактивным, действовать на опережение, брать инициативу в свои руки и создавать желаемые условия.
- Готовность пробовать новые подходы, методы и идеи, не бояться экспериментировать и выходить за рамки привычного.
- Умение оценивать риски и принимать взвешенные решения в условиях неопределенности.
- Готовность брать на себя полную ответственность за свои решения и действия, не искать оправданий при неудачах.
- Способность быстро адаптироваться к изменениям, делать полезные выводы из ошибок и корректировать собственные действия в зависимости от ситуации.
- Умение не застревать в бесконечном планировании, а переходить к конкретным действиям, даже если условия не идеальны.
- Способность мыслить системно: видеть связь между различными факторами и оценивать, как решения в одной области могут повлиять на другую.
В основе концепции школы — ориентация на разностороннее развитие: личностные качества, такие как умение инновационно и критически мыслить, считаются не менее значимыми, чем академические достижения. В школе хотят, чтобы ученики могли не только адаптироваться к быстро меняющемуся миру, но и активно преобразовывать его. Чтобы обучение было практико-ориентированным, одним из ключевых педагогических принципов выбрали проектный подход.
Сделать из ничего все что угодно
Проектная деятельность — обязательная часть обеих программ обучения: российской и международной. Вместо пассивного усвоения готовых ответов школьникам предлагают активно исследовать реальные и значимые для них темы. «Проектная работа включает в себя несколько ключевых этапов: выявление проблемы, постановку целей, планирование, реализацию и презентацию результатов. Школьники учатся видеть потребности и нерешенные задачи вокруг себя. Они анализируют существующие решения и доступные ресурсы, предлагают свои идеи и воплощают их в жизнь. Мы стремимся показать, что из ничего можно сделать все что угодно», — заявляет руководитель международных программ школы Джеффри Адамсон. В процессе работы над проектами ребята осваивают навыки командного взаимодействия, учатся эффективно распределять роли, управлять временем и другими ресурсами.
У проектной деятельности много общего с предпринимательской, поэтому проектный подход в образовании становится эффективной основой для развития предпринимательского мышления. Среди общих черт:
- ориентация на результат;
- цикл от идеи до реализации;
- работа с неопределенностью, отсутствие готовых алгоритмов;
- командная работа и распределение ролей;
- управление ресурсами;
- важность обратной связи;
- междисциплинарный подход;
- востребованность презентационных навыков;
- ценность постоянного улучшения и доработки продукта.
Чтобы проекты были связаны с реальной жизнью, в Wunderpark создали банк заявок, который регулярно пополняют кураторы, учителя и сами ученики. В заявки попадают идеи по улучшению школьного пространства и частные запросы. Каждый ребенок в любой момент может взять из банка задачу, которая ему нравится, обратиться за советом к наставнику, собрать команду, придумать решение и реализовать проект. В открытых мастерских ученики работают над несложными техническими решениями, необходимыми для реализации проектов.
«Мы стараемся предоставлять как можно больше возможностей для осмысленного применения знаний. Например, когда мы организовали в школе инсектарий с тропическими бабочками, то не стали покупать для него увлажнитель воздуха, а внесли задачу в банк — предложили ребятам самостоятельно придумать, как поддерживать нужную влажность. В итоге дети сделали увлажнитель самостоятельно, используя оборудование школьной мастерской», — рассказывает Мария Сычева.
Осязаемый результат
Все ученики презентуют свои проекты в рамках общешкольного события, которое называется Project Day и проводится раз в полтора месяца — по окончании каждого учебного модуля. Кроме того, у школьников есть возможность принять участие в конкурсе инноваций и предпринимательства WunderPitch — это мероприятие подобно питчингу настоящих стартапов: ученики представляют свои идеи жюри, которое решает, какие из проектов получат инвестиции от школы на дальнейшую доработку.
Идея развивать предпринимательское мышление учеников получила активную поддержку со стороны родителей, многие из которых — успешные предприниматели и топ-менеджеры. Школа приглашает их в состав жюри, а также в школьные проекты в качестве экспертов. Такая синергия мотивирует подростков, а занятым взрослым дает возможность вовлечься в образовательный процесс в комфортной для себя роли — проводить время с детьми, занимаясь чем-то, что интересно и приятно всем участникам процесса.
Проекты учеников школы Wunderpark
Продукт: приложение Wunder App
Авторы: ученики 5-го класса
В приложении собрана полная информация о школе: от ежедневного меню в столовой до изменений в расписании и последних новостей. Также доступны каналы связи для общения учителей, учеников и родителей. Школьники самостоятельно продумали интерфейс приложения, собрали необходимые данные и при поддержке учителя информатики создали прототип, используя язык программирования.
Продукт: «Зеленые технологии»
Авторы: ученицы 8-го класса
Это рабочий прототип системы полива домашних растений в школьных фитомодулях. Школьницы сделали необходимые замеры, провели анализ доступных предложений на рынке, разработали дизайн в соответствии с потребностями заказчика, самостоятельно изготовили прототип на 3D-принтере в школьной мастерской.
Продукт: «Метеостанция»
Авторы: ученики 6-го и 7-го классов
Школьники разработали устройство, которое позволяет получить информацию об атмосферном давлении, уровне влажности и температуре в помещении. Все данные выводятся на дисплей. Кроме того, ученики создали telegram-бот, с помощью которого можно быстро узнать текущую температуру в ключевых точках здания, просто отправив запрос в чат. Авторы самостоятельно освоили работу с датчиками, продумали дизайн устройства и способы подключения всех элементов, напечатали корпус на 3D-принтере.
Продукт: браслет с датчиком шума
Авторы: ученики 2-го класса
Это инновационное устройство, созданное с использованием междисциплинарного подхода. Основная функция браслета — реагировать на повышение уровня шума. Авторы проекта заметили, что во время совместной работы люди нередко повышают голос и спорят. Сигнал браслета напоминает собеседникам, что пора сделать паузу и отдохнуть перед возвращением к обсуждению. Браслет также применим в учебной среде: когда в классе становится слишком шумно, учитель может нажать на кнопку и устройство начнет издавать неприятный звук.
Продукт: «Универсальный закрепитель шнурков»
Авторы: ученицы 4-го класса
Устройство способно решить проблему младших школьников — постоянно развязывающиеся шнурки. Три участника команды, разработавшие это инновационное решение, задумались, как сделать передвижение по школе безопасным. Их изобретение помогает зафиксировать шнурки так, чтобы, даже развязавшись, они не попадали под ноги. Ученики самостоятельно создали проект, изготовили устройство на 3D-принтере и провели испытания в полевых условиях.
Теория и практика
Педагоги заметили: по мере взросления учеников их предпринимательские навыки развиваются, а желание запускать собственные проекты только усиливается. Со временем стало очевидно, что запуск профильного предпринимательского класса — целесообразный шаг.
Так в школе появилась специальная программа для старшеклассников, которая дает комплексное представление о ведении бизнеса: охватывает изучение теории предпринимательства, правовых аспектов, экономики, а также основ бизнес-моделирования, менеджмента, маркетинга и других важных дисциплин. Практическая часть обучения включает в себя командные тренинги, занятия по развитию лидерских качеств и управлению коммуникацией, сторителлинг, дебаты, деловые игры.
Преподаватели курса — команда единомышленников, увлеченных различными аспектами бизнеса и заинтересованных в развитии предпринимательского мышления у подростков. Помимо учителей, со старшеклассниками работают практикующие эксперты. У многих наставников есть опыт запуска собственного дела. В школе стремятся сделать курс максимально практико-ориентированным и показать как можно больше понятных примеров из жизни. Поэтому, например, тему продвижения в социальных сетях ученики разбирают с командой отдела маркетинга школы на реальных примерах из профессиональной практики.
«Мы подписали соглашение с Московским областным отделением «Опоры России» — Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства. Главная цель партнерства — помочь школьникам в профориентации и дать старшеклассникам знания и навыки, которые пригодятся им при поступлении в вузы по бизнес-направлениям. Также мы стремимся развивать молодежное предпринимательство и помогать ребятам реализовывать их первые бизнес-проекты уже сейчас. В рамках совместного проекта «Диалог с бизнесом» уже проводятся встречи школьников с действующими предпринимателями», — рассказывает Мария Сычева. Также школа сотрудничает с Российским экономическим университетом имени Г. В. Плеханова и с лицеем при этом вузе: профессора университета проводят лекции и мастер-классы в школе. Кроме того, к ученикам приезжают студенты факультета креативных индустрий Высшей школы экономики и устраивают различные тренинги и профориентационные мероприятия.
Wunderpark планирует развивать предпринимательское направление, помогая школьным проектам превратиться в реальные стартапы. В ближайшем будущем для учеников 8–11-х классов откроется «Предпринимательский клуб», который будет не только знакомить подростков с лучшими практиками, но и предлагать возможность пройти стажировку или реализовать собственный мини-стартап. «Мы хотим, чтобы проекты наших учеников вышли за пределы школы и у ребят появился шанс выстроить коллаборации с действующими компаниями. Школьники очень креативны, они способны генерировать огромное количество нестандартных решений — и это может быть ценно для бизнеса. Ребята же, в свою очередь, могли бы получить хорошую базовую площадку для развития собственных стартапов», — заключает Мария Сычева.
