Инновации или адаптация: как определить тип мышления студента по увлечениям и оценкам

Почему одним людям удается создавать и успешно внедрять инновации, а другие предпочитают действовать проверенными методами? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые из Высшей школы экономики провели исследование с участием 203 студентов разных курсов факультета экономических наук НИУ ВШЭ. Основной целью было выявить факторы, коррелирующие со склонностью к инновационному мышлению.
При проведении исследования аналитики отталкивались от классификации когнитивных стилей, разработанной британским психологом Майклом Киртоном. Согласно этой классификации, существует два когнитивных стиля: адаптационный и инновационный. Инноваторы решают задачи нестандартно, выходя за установленные рамки, адаптеры добиваются наилучшего результата в заданных условиях, действуя осторожно и методично.
В результате опроса аналитики разделили респондентов на две группы: в одну попали 122 человека, которых можно назвать в большей степени адаптерами, в другую — 81 человек, относящийся к категории инноваторов. У респондентов из второй группы удалось обнаружить общие черты характера и особенности, коррелирующие с инновационным когнитивным стилем. В число основных вошли:
- опыт обучения в нескольких вузах;
- склонность к поиску новых впечатлений;
- готовность к риску;
- высокая креативность и активность;
- любовь к экстремальным видам спорта.
Среди адаптеров оказалось значительно больше женщин, среди инноваторов — мужчин. Исследователи объясняют это эволюционной теорией полов: генетически женщины более склонны к стабильности и сохранению традиций, в то время как мужчины чаще действуют смело, безрассудно и по-новому.
Одним из неожиданных открытий стала обратная зависимость между инновационным типом мышления и академической успеваемостью. У студентов-инноваторов средний балл оказался на единицу ниже (по 10-балльной системе), чем у адаптеров. Это может объясняться тем, что, согласно исследованию канадских ученых Стюарта Джонса и Майкла Райта, экономическая и финансовая деятельность в большей степени подходит людям с адаптивным когнитивным стилем. Получая образование в этой сфере, инноваторы могут ощущать дискомфорт и хуже учиться. Высокие оценки, в свою очередь, свидетельствуют о том, что студент, получающий их, скорее всего, принадлежит к числу адаптеров.
Оказалось также, что на средний балл адаптеров и инноваторов влияют разные факторы. Например, наличие зависимостей (никотиновой, игровой) ухудшает успеваемость адаптеров, но не влияет на оценки инноваторов. А любовь к экстремальным видам спорта снижает средний балл инноваторов, но не значима для адаптеров.
Авторы исследования полагают, что результаты их работы могут найти применение в нескольких областях.
- Профориентация и карьерное планирование. Исследование показывает, что людей, склонных к инновационному мышлению, легко отличить от тех, кто предпочитается адаптироваться. Для этого не нужно проводить опросов — достаточно изучить открытые данные. В соответствии с полученной информацией людей можно ориентировать на наиболее подходящую карьерную стратегию. Адаптеры лучше подходят для работы, требующей внимания к деталям и не предполагающей риска. Инноваторы успешнее в областях, в которых нужно принимать нестандартные решения и рисковать.
- Развитие инновационного мышления. Известно, что благодаря новым впечатлениям формируются новые нейронные связи, влияющие на способность находить необычные решения в разных ситуациях.
- Исследование показало, что способность мыслить и действовать нестандартно улучшается в том числе благодаря опыту обучения в разных университетах и занятиям экстремальными видами спорта.
- Формирование эффективных команд. Сочетание инноваторов и адаптеров может создать оптимальный баланс в рабочем коллективе. Зная когнитивный стиль сотрудников, можно правильно распределять задачи.
