Итоги десятилетия: как менялись взгляды родителей на образовательный путь детей

Лонгитюдные исследования позволяют проследить динамику отношения россиян к высшему и среднему профессиональному образованию и спрогнозировать поведение выпускников в ближайшем будущем. В 2025 году специалисты Президентской академии (РАНХиГС) подготовили отчет (есть в распоряжении Forbes Education) на основе ежегодных опросов, которые проводились среди родителей школьников всех возрастов в период с 2013 по 2023 год. Этот отчет дает представление о том, как меняются образовательные траектории россиян и какие факторы на это влияют.
Отношение родителей к обучению в вузе
Доля желающих, чтобы ребенок после сдачи основного государственного экзамена продолжил образование в школе, в течение десятилетия менялась нелинейно. В 2013 году она составляла 53%, в 2017-м достигла пика — 59%, после чего стала постепенно снижаться. С 2018 по 2022 год число родителей, уверенных в необходимости высшего образования, снизилось с 72 до 60%.
Роль высшего образования в успешном трудоустройстве, по мнению родителей, становится менее заметной. В 2020 году 78% респондентов считали, что вузовский диплом обеспечит их ребенку высокооплачиваемую работу, а двумя годами позднее — только 67%.
Самыми актуальными направлениями университетской подготовки, по результатам опроса 2023 года, оказались: госуправление (15%), медицина (13%) и ИТ (12%).
Отношение родителей к СПО
В 2023 году всего 42% респондентов сообщили, что их дети намерены остаться в школе после сдачи ОГЭ. Процент потенциальных абитуриентов колледжей и училищ в последние годы, напротив, растет. Если в период с 2013 по 2021 год в учреждения СПО, со слов родителей, собиралось поступать 9–13% школьников, то в 2022 году — 15%, а спустя еще год — 25% (максимум с начала наблюдений).
Причины, по которым опрошенные поддерживают поступление ребенка в колледж, за период наблюдений во многом изменились. Если в 2018 году абсолютное большинство (81%) склонявшихся к СПО, считали его лучшей базой для последующего поступления в вуз, то в 2023 году этот фактор не вошел даже в топ-3 наиболее популярных.
Легкий поиск работы после выпуска оставался значимым мотивом выбора СПО на протяжении всего периода наблюдений, а в 2021 году он вышел для родителей на первый план. Тогда же к перечню поводов предпочесть колледж вузу добавились пробелы в знаниях школьников, образовавшиеся из-за перехода на дистанционное обучение во время пандемии. По сравнению с 2021 и 2022 годом, в 2023-м резко — более чем вдвое — выросла доля тех, кто выбирает СПО из-за нехватки средств на подготовку к ЕГЭ и оплату обучения в университете. Возможность раньше выйти на рынок труда в 2018–2023 годах была наименее важной причиной поступить в ссуз.
Среднее профессиональное образование в России включает в себя два типа программ: подготовки квалифицированных рабочих (обычно 2–3 года для выпускников 9-го класса) и специалистов среднего звена (3–4 года). 41% родителей, выбирающих ссузы, считает оптимальным для своего ребенка второй вариант. Обучение рабочим специальностям предпочитает менее четверти опрошенных сторонников СПО (24%).
Последние годы самыми перспективными направлениями профессионального обучения родители считают технические, в частности информационные технологии, компьютерные науки, связь. СПО в области медицины, входившее в топ наиболее популярных по результатам родительских опросов в 2019 и 2020 году, утратило позиции и в 2023-м оказалось в числе аутсайдеров. Интерес к строительству, наоборот, растет. Наименее привлекательной на протяжении всего периода наблюдений остается сфера сельского и лесного хозяйства.
Факторы, определяющие взгляды родителей на образовательный маршрут ребенка
- Возраст учащегося
Самая низкая доля респондентов, готовых ответить, куда их ребенок пойдет учиться после школы, закономерно обнаружилась среди родителей первоклассников. По мере взросления ребенка — начиная с пятого класса — число опрошенных, ориентированных на СПО, заметно растет: среди родителей пятиклассников их 10%, среди родителей девятиклассников — уже 59%. Количество респондентов, нацеленных на вуз, не имеет ярко выраженной динамики: доля выбирающих этот вариант родителей учеников 2–9-х классов колеблется в пределах 29–39%. Родители старшеклассников в подавляющем большинстве ожидают, что их дети поступят в университет. - Школьная успеваемость
Чем хуже успеваемость ребенка, тем чаще его семья рассматривает СПО как основной вариант образовательной траектории. Среди родителей отличников меньше всего желающих отправить ребенка в колледж (10%) и больше всего нацеленных на вуз (59%). Из тех, чьи дети получают в основном удовлетворительные оценки, только 7% ориентируются на высшее образование после школы, а 72% — на среднее профессиональное. Среди родителей хорошистов по 37% строящих планы на вуз и неопределившихся, 26% — сторонников СПО. - Уровень образования родителей
Образование респондентов оказывает сильное воздействие на их выбор дальнейшего обучения детей. Родители с дипломом вуза чаще стремятся к тому, чтобы ребенок повторил их путь, причем отцовское влияние в этом случае более выраженно: поступления в университет своим детям желают 77% отцов и 71% матерей, имеющих высшее образование. Родители с начальным и средним профессиональным образованием чаще склоняются к СПО, однако среди отцов, окончивших ссузы, больше поощряющих обучение ребенка в вузе, чем среди матерей: 34% против 19% соответственно. В неполных семьях вдвое меньше сторонников высшего образования, чем в целом по выборке (17 и 20% против средних 42%), и значительно больше неопределившихся (47% и 67% против средних 33%). - Достаток семьи
Финансовое благополучие — еще один сильный фактор, влияющий на решение родителей об образовательном пути детей. 74% респондентов из семей с доходом выше среднего рассчитывают, что их ребенок поступит в вуз, и только 5% выбирают колледж. Среди опрошенных с низким достатком эти показатели равны 4% и 76% соответственно. В семьях со средним материальным положением 31% нацеливается на высшее образование, 29% — на СПО.