Что значит быть взрослым: мнения детей и родителей

В преддверии Дня защиты детей благотворительный фонд «Абсолют-Помощь», образовательная платформа «Учи.ру» и Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина изучили, как дети и взрослые воспринимают процесс взросления. Авторы исследования опросили более 2000 учащихся 5–11-х классов школ из разных регионов России, а также более 600 родителей и специалистов, работающих в области социальной, медицинской, образовательной поддержки детей.
Исследование (есть в распоряжении Forbes Education) показало, что основными характеристиками взрослого человека представители всех групп респондентов считают готовность брать на себя ответственность (такой ответ дали 67% детей, 82% родителей, 80% специалистов), а также умение заботиться о себе (58, 74, 69% соответственно) и самостоятельно принимать решения (57, 55, 53%).
Первые признаки взросления и обретения самостоятельности дети обычно замечают у себя при переходе из начальной школы в среднюю — об этом заявляют более половины опрошенных школьников (54%). После окончания 4-го класса 43% начинают испытывать трудности, связанные с учебой, а 40% — по-новому, в том числе более уважительно, общаться с одноклассниками. Некоторым (17%) становится труднее обращаться за помощью к учителям — по мнению авторов исследования, это свидетельствует о страхе быть непонятыми или показаться недостаточно самостоятельными.
Чтобы подготовиться к взрослой жизни, по мнению школьников, нужно перестать бояться ошибок (41%) и научиться брать на себя ответственность за собственные поступки (37%). Родители советуют подросткам развивать самостоятельность (47%) и умение отвечать за свои действия (45%).
Дети, в свою очередь, рекомендуют взрослым не сравнивать их с другими (40%) и не контролировать каждый шаг (34%). А взрослые респонденты полагают, что родителям следует доверять ребенку (49%), позволять ему принимать решения и нести за них ответственность (45%), а также не обесценивать его чувства (44%).
Основным источником поддержки на пути взросления и дети, и родители считают семью. Такого мнения придерживаются 36% школьников, 59% родителей, 43% специалистов. Для детей также важны уважение к личным границам и поддержка со стороны друзей (по 28%). В отличие от школьников, взрослые в поддержку друзей не верят (ее считают значимой лишь 6% родителей и 4% специалистов), но при этом выделяют такой фактор, как взаимодействие с людьми (39 и 57% соответственно).
Размышляя о взрослении, школьники и родители испытывают в первую очередь интерес (63 и 58% соответственно), однако у родителей к нему примешивается тревога и растерянность (51%). У детей и специалистов, работающих в области социальной, медицинской, образовательной поддержки, показатель тревоги ниже — 40 и 35% соответственно.