Сам себе повар и стилист: россияне рассказали о целях просмотра обучающего контента

Образовательный холдинг Skillbox, социальная сеть «Одноклассники» и сервис Anketolog.ru изучили уровень востребованности у россиян обучающего контента в формате DIY (от англ. do it yourself — «сделай сам»): онлайн-мастер-классы, видеоролики и т. п. Исследование (результаты есть в распоряжении Forbes Education) проводилось среди 2000 россиян 18–60 лет, проживающих в городах-миллионниках.
Опрос показал, что 44% жителей России — постоянные потребители DIY-контента. Наиболее популярной тематикой оказалась кулинария — ее отметили 62%. 41% интересуется ремонтом и обустройством дома, 34% — техникой, 28% — садоводством и огородничеством, 26% — уходом за собой, 21% — рукоделием, 19% — одеждой и аксессуарами, 12% — фото- и видеосъемкой.
Треть опрошенных (33%) смотрит DIY-ролики, чтобы смастерить что-то своими руками для удовольствия, 30% — чтобы решить бытовые задачи, 16% — чтобы расслабиться, 5% — чтобы получить новую профессию. Те, кто стремится приобрести новые навыки, также обращаются к родственникам и знакомым (48%), обучающим приложениям (46%), онлайн-курсам (36%) и книгам (28%).
При условии, что удастся освоить новый вид деятельности, респонденты хотели бы отказаться от услуг следующих специалистов: мастера по ремонту (35%), стилиста-визажиста (28%), повара (28%), дизайнера интерьеров (27%), кондитера (21%), фотографа (20%), парикмахера (18%), ландшафтного дизайнера (17%), флориста (14%). Многим, однако, пока не удается достаточно далеко продвинуться в выбранном направлении: 42% не хватает времени, 23% — мотивации, 18% жалуются на отсутствие необходимых материалов, 10% — на сложность обучения без участия эксперта.
Каждый второй респондент пытается решить бытовые проблемы самостоятельно, прибегнув к помощи DIY-контента. Треть опрошенных призналась, что поступает так ради экономии средств, 15% — из-за недоверия к специалистам. 31% сначала пробует справиться своими силами и обращается в сервис только в случае неудачи. Лишь 5% (женщины втрое чаще мужчин) сразу вызывают мастера.
Исследователи также выяснили, что большинство россиян готовы переквалифицироваться, чтобы получать максимум удовольствия от работы и стабильный доход. Самой популярной профессией мечты у опрошенных оказался тревел-эксперт — о желании путешествовать и делиться знаниями о других странах заявили 34%. 23% хотели бы зарабатывать на жизнь, создавая собственный продукт, 23% — творчеством, 22% — ручным трудом, 19% — кулинарией. 18% готовы погрузиться в тему саморазвития, 16% — в тему растениеводства, по 13% предпочли бы преподавать и вести блог, 11% мечтают работать с животными. 8% респондентов утверждают, что вообще не хотели бы ничем заниматься, если бы предоставилась такая возможность.
