81% российских студентов не уверен в перспективах трудоустройства после выпуска

Карьерная платформа Changellenge представила результаты исследования Best Company Award 2025 (есть в распоряжении Forbes Education), в рамках которого студенты оценили вузы, в которых они обучаются. Эксперты предложили респондентам, в число которых вошло более 8000 представителей 40 университетов страны, оценить по десятибалльной шкале готовность рекомендовать свой вуз абитуриентам. В числе прочего авторы исследования собрали мнения студентов о качестве образовательного процесса в их учебных заведениях и перспективах трудоустройства выпускников. После обработки данных в финальную выборку вошли ответы 5190 учащихся 30 университетов.
Рекомендованные вузы
Наибольшее число рекомендаций получил Московский государственный институт международных отношений МИД России: участники исследования присудили ему 8,96 балла. Второе место занял Московский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (8,83), третье — Национальный исследовательский университет ИТМО (8,65). В пятерку вузов, в которые, по мнению учащихся, стоит поступать, вошли также Нижегородский и Петербургский филиалы Высшей школы экономики, набравшие 8,62 и 8,47 балла соответственно.
Топ-10 вузов и филиалов, по оценкам студентов
Недостатки образовательного процесса
Хотя многие студенты считают, что их вуз достоин высокой оценки, они также видят недостатки своих учебных заведений, в частности в том, что касается организации образовательного процесса. В ходе опроса респонденты чаще всего жаловались на несоответствие программ запросам рынка труда — на это указали 39% учащихся. Такое же количество участников исследования отметило, что преподаваемые курсы устарели и утратили актуальность. Треть опрошенных (33%) заявили, что их университеты не уделяют достаточного внимания развитию практических навыков. Еще столько же сообщили, что не получают реального опыта работы во время производственной практики. В список проблем, с которыми студенты сталкиваются во время обучения, вошли также: нехватка профильных дисциплин (31%), избыток предметов, не связанных с изучаемым направлением (29%), и недостаточный фокус на развитии гибких навыков, в том числе умения общаться и работать в команде (29%).
Представители разных факультетов обращали внимание на разные проблемы. Будущие ИТ-специалисты чаще жаловались на оторванность программ от требований работодателей, а изучающие технические дисциплины — на устаревшие программы и плохую подготовку к работе на производстве. Участники исследования, получающие бизнес-образование, убеждены, что им не прививают необходимых практических навыков.
Начиная с третьего курса бакалавриата и особенно в магистратуре студенты все чаще замечают недостатки практической части образования. Бакалавры недовольны недостаточным количеством профильных дисциплин при избытке общеобразовательных. Магистранты в первую очередь отмечают невыраженную связь образовательного процесса с требованиями рынка труда.
Зарплатные ожидания
На наиболее высокий доход после выпуска из университета рассчитывают учащиеся Московского физико-технического института (в среднем 98 478 рублей в месяц), Московского государственного института международных отношений (98 421 рубль) и Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (92 079 рублей). В среднем студенты 30 рассмотренных вузов после окончания учебы хотели бы получать 79 611 рублей, что на 16% больше, чем в прошлом году (тогда респонденты претендовали в среднем на 68 707 рублей).
Работа во время учебы
Готовность совмещать учебу с полноценной работой чаще всего выражали респонденты из Университета ИТМО, Высшей школы экономики и Российской академии народного хозяйства. Реже всего о желании работать в студенческие годы заявляли учащиеся Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, Санкт-Петербургского государственного университета и Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. К частичной занятости (около 20 часов в неделю) готова примерно треть опрошенных.
Проблемы, связанные с трудоустройством
Несмотря на высокие зарплатные ожидания, 81% будущих выпускников переживает о перспективах трудоустройства. Основные опасения связаны с неуверенностью в собственных знаниях и навыках (45%), неопределенностью профессиональных интересов (33%) и отсутствием подходящих вакансий (22%). Каждый пятый полагает, что его навыки не соответствуют требованиям работодателей, столько же не понимает, как проходить собеседование, и такое же количество опрошенных волнуется из-за того, что их резюме не получает откликов. 19% респондентов заявили, что не знают, где искать вакансии.
Уверенность в трудовом будущем выразили 19% опрошенных. Больше всего таких людей оказалось среди студентов Московского государственного института международных отношений, Московского физико-технического института и Сибирского федерального университета.
Подготовка к карьерному старту
Чтобы подготовиться к трудовой жизни и побороть неуверенность в собственных силах, знаниях и навыках, студенты обращаются за консультацией к вузовским специалистам и участвуют в университетских мероприятиях, которые помогают определиться с выбором профессионального пути. Наибольшее число таких мероприятий проводят Петербургский филиал Высшей школы экономики, Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского университета и Новосибирский государственный университет. Консультационные услуги чаще других предоставляют Уфимский государственный нефтяной технический университет, Российская школа экономики и Новосибирский государственный технический университет.
Больше половины опрошенных (61%) заявили, что нередко изучают специализированные карьерные ресурсы и подписаны на профессиональные сообщества в социальных сетях.
