Вопросительное мышление: как выжить в эпоху искусственного интеллекта
Современные нейросети — это не умные помощники, а языковые модели, которые не знают, что такое правда. Те, кто воспринимает ответы ИИ как объективную истину, действуют по инструкции, которая может оказаться ошибочной и даже смертельно опасной
Не так давно группа туристов попросила ChatGPT составить маршрут для трекинга. В легкой одежде, подходящей скорее для прогулки в городском парке, путешественники вышли на предложенный искусственным интеллектом маршрут — и оказались на опасном заснеженном склоне. Выжили туристы только благодаря спасателям, которые, помимо прочего, принесли им трекинговые ботинки и теплую одежду.
Ситуация классическая: искусственный интеллект формирует и красиво описывает маршруты и планы, но не учитывает массу нюансов. Он дает ответ — но не задается вопросами вроде: доступна ли дорога? что делать, если испортится погода? как быть, если склон в это время года покрыт снегом? Да и мы, получая с появлением ИИ все больше готовых решений, все реже задумываемся, какие вопросы стоило бы задать, прежде чем следовать его рекомендациям. Между тем формулировать вопросы — важнейший навык, без которого сегодня в буквальном смысле не выжить.
Нас же всю жизнь учат не задавать свои, а отвечать на чужие вопросы. На этом построена вся система образования. «Напишите сочинение, дав ответы на поставленные вопросы», — просят нас в школе. Но как быть, когда ChatGPT рисует красивый маршрут, не интересуясь: «А ты ничего не забыл у меня спросить?» Человек, которому не объяснили, что важно задавать вопросы, всегда будет попадать в ловушки.
Некоторое время назад в Стэнфордском университете провели эксперимент: студентам предложили при подготовке к экзамену по базовому программированию использовать GPT-4. Анализ показал, что только 0,6% учащихся, обращаясь к ИИ, формулировали уточняющие вопросы. Остальные просто использовали готовые ответы.
В ходе исследования выяснилось: эффективность работы с GPT-4 зависит от стратегий обучения, которым привыкли следовать студенты. Те, кто умел ставить уточняющие или диагностические вопросы: а почему так? а есть ли альтернативы? — использовали ИИ как инструмент для прояснения, систематизации и осмысления материала. Они лучше справлялись с задачами, глубже понимали их структуру, четче формулировали решения. Те же, кто применял GPT-4 как генератор готовых ответов, практически не продвинулись в изучении предмета и подготовке к экзамену. Причина в том, что GPT-4 не добавляет понимания, а повторяет привычный пользователю шаблон мышления. Он следует за логикой человека, не предлагая ему новую.
ИИ помогает тем, кто уже умеет задавать вопросы. Остальные остаются менее везучими «туристами». Поэтому, если мы не научим детей формулировать вопросы, кто поможет им не застрять в горах?
В последние годы в разных странах набирает популярность так называемый метод формулировки вопросов (Question Formulation Technique, QFT), направленный, в частности, на развитие критического мышления и умения справляться с проблемами. Его создали в 1990-х годах Дан Ротштейн и Луз Сантана — специалисты американской некоммерческой образовательной организации Right Question Institute (Институт правильного вопроса). Задачей разработчиков было помочь семьям из неблагополучных районов лучше взаимодействовать с учителями и школами. Со временем метод трансформировался в универсальную образовательную практику.
QFT прост и четко структурирован: ученикам дают изображение, книгу или научную статью по ранее неизвестной им теме и просят сформулировать как можно больше вопросов по материалу, классифицировать их и выбрать самые важные. Цель — не найти правильный ответ, а научиться думать, исследовать, видеть многогранность темы и выстраивать собственную траекторию познания.
Книга Дана Ротштейна и Луз Сантаны Make Just One Change: Teach Students to Ask Their Own Questions («Измените лишь одно: учите студентов задавать вопросы»), в которой описана их методика, стала бестселлером в Японии. В Токио, Киото, Хиросиме проходят хатенатоны — марафоны вопросов («хатена» по-японски — «вопросительный знак»). Японские учителя говорят, что QFT «включает в детях режим учебы». Исследования подтверждают: регулярное применение этого метода в школах Востока и Запада приводит к росту любознательности, вовлеченности, креативности и уверенности в себе у детей.
QFT помогает сменить роли: стать инициатором исследования, а не исполнителем чужого задания.
В школе, которой я руководила, воплощали тот же принцип: учили не отвечать на вопросы, а задавать собственные. Педагогам запрещалось говорить больше десяти минут за урок. Слушать, провоцировать вопросы, помогать их уточнять — да. Читать лекции — нет. Мы учили не усваивать материал, а видеть себя исследователем нового знания.
Любая нейросеть, которой мы пользуемся сегодня, — это не умный помощник, а стохастическая (то есть вероятностная) языковая модель. Она не знает, что такое правда. Она предсказывает наиболее вероятное продолжение текста — на основе миллиардов слов, которые видела. Она не думает о безопасности, логике, контексте. Те, кто воспринимает ее ответы как объективную истину и мыслит бинарно («правда или ложь», «верно или нет»), действуют по инструкции, которая может оказаться ошибочной и даже смертельно опасной.
Тем же, кто способен работать с вероятностями, держать в голове несколько гипотез, задаваться вопросами: что, если? а может, дело обстоит иначе? что там с перепадом высот? что стоит взять с собой? какие могут быть опасности? — ИИ помогает учиться и переходить на новый уровень.
Задача современных родителей — научить детей мыслить: задавать вопросы, а не просто получать ответы, сомневаться во всем и переосмысливать все, быть готовыми изменить маршрут — в физическом и интеллектуальном смысле.
В мире, где мощная ИИ-карта есть у каждого, победят не те, кто первым получит красивый ответ, а те, кто будет задавать все новые и новые вопросы.
