К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Японист Александр Мещеряков — Forbes: «А что если сэнсэй не прав?»

Александр Мещеряков. Фото: Олег Яковлев
Александр Мещеряков. Фото: Олег Яковлев
Интерес россиян к Японии растет: в 2024 году страну посетили почти 100 000 россиян, что в 2,3 раза больше, чем годом ранее. Путешествие по Японии дает возможность в первом приближении познакомиться с ее традициями и историей. Однако, чтобы по-настоящему понять Японию — с ее акцентом на дисциплину, уважение к иерархии и стремление к коллективной гармонии, — необходимо изучить элементы, лежащие в основе ее культуры. Один них — система образования. Именно она с ранних лет формирует мировоззрение японцев и их картину мира, закладывает основы мышления, поведенческие и ценностные установки

Об истории создания японской системы школьного и университетского образования, ее современном состоянии и влиянии на людей рассказывает японист, профессор Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ, лауреат премии «Просветитель» за книгу «Император Мэйдзи и его Япония», переводчик и литератор Александр Мещеряков.

История вопроса: от элитарности до массовости

— Большинство японцев традиционно полагает, что образование — это благо. Как сложилось такое представление?

— Представление о том, что грамотность дает человеку особый статус, приближает к идеалу, укоренено в японской культуре больше тысячи лет. Это связано с тем, что письменность в Японии иероглифическая и овладеть ею довольно сложно.

На протяжении столетий важнейшую роль в управлении страной играли чиновники. Уже с VIII века грамотность в их среде была стопроцентной. Стать чиновником мечтали все, кто хотел подняться по социальной лестнице, поэтому умение читать и писать в целом ценилось высоко. Позднее главные указы сёгуната (феодального военного правительства, управлявшего Японией с XII века) и местных властей не зачитывались, а вывешивались на специальных досках, так что грамотность пригождалась и остальному населению: она помогала не попасть впросак.

Долгое время Япония была преимущественно крестьянской страной, однако многие дети крестьян учились два-три года в местных школах, например при буддийских храмах. Даже несмотря на жесткое сословное деление в эпоху правления клана Токугава (1603–1868 годы), уровень грамотности простых граждан был довольно высоким. Считается, что к середине XIX века около 40% мужчин и 15% женщин умели читать и писать (население Японии тогда составляло примерно 30 млн человек).

— Япония была неразвитой феодальной страной, фактически изолированной от внешнего мира, до второй половины XIX века. Затем власть сменилась, началась модернизация и вестернизация. Как это сказалось на образовании?

— Да, в 1868 году сёгунат был свергнут и началась эпоха Мэйдзи — «просвещенного правления». Номинально власть вернулась к императору, но основные решения принимала новая политическая элита, осознававшая, насколько сильно Япония отстала от Запада в промышленном и военном отношении. Был чрезвычайно велик страх стать колонией какой-нибудь западной державы. Чтобы избежать этого, правительство начало создавать могучую армию. Однако ставку сделали не только на укрепление военной мощи, но и на развитие всеобщего образования. Для этого имелась надежная основа — весьма грамотное население, значительная часть которого хотела учиться и дальше.

Показательно, что образовательную реформу в Японии провели в 1872 году, на год раньше военной. В то время инвестиции правительства Мэйдзи в сферу образования равнялись расходам на оборону. На Западе тогда существовало лишь одно государство, распределявшее бюджет подобным образом, — Соединенные Штаты Америки. В ходе реформы по всей Японии открыли более 50 000 школ — по одной примерно на 600 учеников.

— Сразу возникает вопрос: как удалось набрать столько учителей?

— В основном учителями становились лишившиеся власти самураи — представители привилегированного военного сословия, которые с XVII по XIX век формировали культурную элиту страны. Они поголовно были грамотными, и их было немало. В Европе верхушка общества, дворяне и духовенство, в то время составляла приблизительно 2–3% населения, в Японии — около 5%.

— Какие меры, кроме открытия школ, подразумевала образовательная реформа Мэйдзи?

— Когда в развивающихся странах затевают образовательную реформу, обычно прежде всего создают университеты. Понятно, к чему это приводит: имущественный и социальный разрыв между простым населением и элитой дополняется колоссальной разницей в уровне образования. Умные становятся умнее, глупые — глупее, богатые — богаче, бедные — беднее.

В Японии новое правительство держало курс на разрушение прежней феодальной иерархии и создание социальной гомогенности.

Поэтому в стране пошли другим путем: вначале развили систему школьного образования. Одна из задач, которую поставили перед ней, — сформировать единый для всего народа «фонд знаний и памяти»: граждане должны были знать одни и те же факты, разделять общие ценности. Япония стала представлять свою систему начального и среднего образования на международных выставках и получать премии за развитие народного просвещения.

К началу XX века практически все население Японии было грамотным. Однако вплоть до конца Второй мировой войны в стране было сравнительно мало университетов и людей с высшим образованием. Затем ситуация изменилась: вузы начали появляться один за другим на фоне экономического роста.

Современная ситуация 

— Как устроено школьное образование в современной Японии?

— Обязательное образование включает в себя девять классов, но почти все продолжают учиться еще три года. 12 классов оканчивает приблизительно 95% молодых людей. Большинство посещает государственные школы: их в Японии больше, чем частных.

Конкуренция между учебными заведениями не поощряется. Правительство стремится уравнивать качество школ: чтобы одна не была лучше другой, учителей постоянно ротируют — переводят из одного учебного заведения в другое.

Когда я рассказывал японским педагогам, что в Советском Союзе есть специальные школы для способных детей, они удивлялись, как такое может быть.

— Каков уровень школьного образования в целом?

— По уровню школьного образования Япония традиционно входит в первую десятку стран мира. Школьники часто побеждают на международных олимпиадах; показатели умения читать и писать, развития математических навыков, естественно-научной грамотности у них высокие. Отчасти это связано с тем, что детей с ранних лет приучают к прилежанию. В японском языке много иероглифов, их нужно заучивать, и единственный способ — беспрерывно их прописывать.


Японские школьники в рейтинге PISA

Об эффективности школьного образования в разных странах мирах свидетельствуют результаты исследования PISA — международной программы оценки учащихся, которая проводится Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с 2000 года. Последний раз сбор данных проходил в 2022 году, в исследовании приняли участие 690 000 15-летних школьников из 81 государства. В ходе тестирования традиционно оценивались три вида грамотности: математическая, читательская и естественно-научная.

Япония заняла третье место по качеству образовательной системы, набрав 1599 баллов. Ее обогнали Сингапур и Китай (представленный четырьмя экономически развитыми регионами), которые получили 1679 и 1605 баллов соответственно. По естественным наукам японские школьники стали вторыми, по читательской грамотности — третьими, по уровню математических знаний — пятыми.


— Уровень университетского образования столь же высок?

— В первую десятку мировых рейтингов японские вузы не входят. Но некоторые — например, Токийский и Киотский университеты — регулярно попадают в первую сотню. Однако их значительно опережают университеты США, Великобритании, Канады, Евросоюза.

— Каково соотношение в Японии частных и государственных вузов?

— Частных вузов несравнимо больше: около 600 из 800, но студентов в них суммарно чуть меньше, чем в государственных. Частные вузы в основном расположены в провинции; акцент в них делается на гуманитарные специальности, не требующие больших капиталовложений. В государственных университетах тоже есть гуманитарные факультеты, но основная часть студентов изучает естественно-научные дисциплины.

Безусловно, есть очень престижные частные вузы, прежде всего университеты Васэда и Кэйо. Там воспитывается элита: например, после Второй мировой войны их оканчивали многие будущие премьер-министры. Но в целом качество образования в частных вузах невысокое. Люди, которые туда поступают, не нацелены на академическую карьеру. По сути, программы этих университетов подразумевают расширение кругозора. Амбициозные молодые люди едут учиться в Токио, Киото или Осаку. Около 10% японских бакалавров идут в магистратуру — это довольно высокий показатель.

Количество магистрантов и аспирантов в государственных высших учебных заведениях значительно больше, чем в частных.


Японские университеты в рейтингах лучших вузов мира

Два японских университета, Токийский и Киотский, из года в год попадают в сотню лучших вузов мира по версии журнала Times Higher Education. В рейтинге 2024 года они заняли 28-е и 55-е места соответственно. На участие в рейтинге подали заявки 144 японских вуза, однако 25 из них не прошли в ранжируемую часть списка, то есть не удостоились определенных мест. В топ-500 оказались 10 японских университетов, в топ-1000 — 19. В общей сложности в перечень вошло 2092 университета из 115 стран.

Токийский и Киотский университеты многие годы оказываются единственными японскими вузами, которые попадают в топ-100 рейтинга Academic Ranking of World Universities, составляемого агентством Shanghai Ranking Consultancy. В списке 2024 года они занимают 28-е и 45-е места соответственно. В топ-500 вошли 11 японских вузов. Всего для участия в рейтинге была отобрана 1000 университетов из 62 стран, 30 из этих вузов представляют Японию.

В первую сотню еще одного престижного рейтинга — QS World University Rankings, помимо Токийского и Киотского, регулярно включают еще два вуза: Осакский университет и Токийский технологический институт. В рейтинге QS 2024 года Токийский университет занял 32-е место, Киотский — 50-е, Токийский технологический институт — 84-е, Осакский университет — 86-е. Всего в список попало 49 вузов из Японии, 13 из них — в топ-500, еще 15 занимают места с 501-го по 1000-е. В общей сложности в перечне представлено 1503 университета из 105 стран.


— Какова система поступления в японские вузы?

— После школьных экзаменов потенциальные абитуриенты сдают единые государственные экзамены. В число дисциплин обычно входят японский и английский языки, естествознание и обществоведение, но в зависимости от университета испытания могут предлагаться и по другим предметам. Многие вузы засчитывают госэкзамены как вступительные, но наиболее престижные назначают дополнительные испытания. Поступить в заурядный вуз не так сложно, а выдержать конкурс в ведущие университеты — задача не из простых. Обучение как в государственных, так и в частных высших учебных заведениях платное.

— В Японии затяжной демографический кризис: население стареет и убывает. По некоторым подсчетам, к  2050 году количество 18-летних японцев сократится на треть и составит 800 000. Как это отражается на системе высшего образования?

— Демографический кризис остро ощущается с 1990-х годов. Однако на университетах это не сказывается — они не закрываются. Во-первых, выпускники школ все чаще выбирают высшее образование: сегодня в вузы поступает около 630 000 из 1,1 млн школьников, то есть приблизительно 55%. Во-вторых, Япония активно рекламирует свою систему высшего образования, пытаясь привлечь зарубежных студентов, в основном из азиатских государств. На данный момент в стране обучается примерно 250 000 иностранцев при общем количестве студентов около 3 млн. На первом месте среди зарубежных учащихся — китайцы, их приблизительно 115 000. На втором и третьем местах — вьетнамцы и непальцы: около 50 000 и 20 000 соответственно. Европейцев очень мало. Как правило, это востоковеды. Сейчас правительство поставило цель увеличить число иностранных студентов к 2033 году почти вдвое, до 400 000.

— Ценится ли в Японии зарубежное образование?

— Японцы по своей воле страну покидают редко. Конечно, они ездят в командировки, даже длительные, если того требует работа. Но учиться и жить предпочитают на родине. Отчасти это связано с языковым барьером, отчасти — с привычкой жить в безопасном месте. По сравнению с Европой и Америкой уровень преступности в Японии чрезвычайно низкий (кстати, карманники всего мира обожают японцев, привыкших вести себя крайне беспечно). Кроме того, японцы одержимы чистотой, в стране высокий уровень гигиены. Когда японцы оказываются за границей, они часто страдают расстройством желудка.

В целом в Японии за последние десятилетия упал интерес к внешнему миру. Раньше в Европе можно было увидеть большое количество японских туристов с флажками и фотоаппаратами. Сейчас их место заняли китайцы со смартфонами. Японцы старшего поколения жалуются: «Что за молодежь пошла? Иностранных языков не знают и знать не хотят. За границу не ездят, им не интересно. Ну и о чем с ними разговаривать?»

— Есть ли у японского подхода к образованию принципиальные отличия от западного?

— Существует одно важное отличие — безусловное уважение к учителю, сэнсэю, кем бы он ни был. На Западе этого нет: некоторые американские преподаватели рассказывали мне, что студенты не испытывают к ним особого почтения. Конечно, в пиетете к педагогам есть как плюсы, так и минусы. А что если сэнсэй не прав? Разве можно с ним спорить?

— Как работается самим сэнсэям? Каковы основные проблемы японских преподавателей?

— Среди самых серьезных сложностей — высокая педагогическая нагрузка и необходимость участвовать в бесконечных совещаниях. Педагоги стонут: совещания — это, как правило, пустая трата времени, но их не избежать. Зато требования к публикационной активности, в отличие, скажем, от России, в японских вузах не такие жесткие. Преподавателям не нужно публиковать статьи в высокорейтинговых журналах, чтобы получить повышение зарплаты.

— Как преподаватели справляются с нагрузкой?

— Японцы очень трудолюбивые, поэтому и педагоги, и студенты упорно работают. Трудолюбие в местной культуре ценится чрезвычайно высоко. Китайцы тоже трудолюбивы, но в Японии представление о важности труда укоренилось раньше — примерно к XVIII веку — и прочнее. Во многих странах труд считается чем-то низким, даже оскорбительным, все хотят достичь такого положения, чтобы ничего не делать. В Японии откровенных лодырей не найти: те, кто поднимается по социальной лестнице, всю жизнь трудятся не покладая рук. Представления, что жизнь — это досуг, в обществе не существует.

— Образование во многом формирует человека. Какой тип личности создает образовательная система, в которой, судя по тому, что вы сказали, ставка делается на усидчивость и абсолютное послушание педагогу?

— В Японии воспитывается в целом не очень творческий тип личности. Образованный японец — человек тихий, не отклоняющийся от инструкций. На Западе, скажем в США, ситуация иная. Там ценится способность к самовыражению и креативность, а уважение к наставникам не столь безусловно. На мой взгляд, это приводит к формированию личности, дерзкой во всех отношениях — и в социальном, и в умственном, и в «бандитском». К сожалению, создать общество высокоинтеллектуальных, творческих и одновременно законопослушных граждан невозможно.

Семь книг, которые стоит прочитать, чтобы узнать об истории, культуре, философии и системе образования Японии 

  1. Александр Мещеряков «Япония. В погоне за ветром столетий»
  2. Дмитрий Коваленин «Солнце в воротах храма. Япония, показанная вслух»
  3. Нэнси Сталкер «Япония. История и культура: от самураев до манги»
  4. Мэтт Альт «Чистый вымысел. За что мы любим Японию: от покемонов до караоке»
  5. Ролан Барт «Империя знаков»
  6. Любовь Карелова «У истоков японской трудовой этики: история в портретах»
  7. Александр Прасол «Становление образования в Японии»

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+