Какое образование позволит молодым людям найти отличную работу после окончания вуза, чувствовать себя уверенно на рынке труда через 10, 20 и 40 лет, быть счастливыми, реализовавшимися людьми, полновесными членами общества, гражданами? Об этом размышляет ректор Российской экономической школы Антон Суворов
Основа современного образования
Если бы нужно было охарактеризовать первоклассное высшее образование одним словом, в России этим словом, вероятно, стало бы «фундаментальность». Такой выбор в первую очередь отражает опору на научное знание: именно оно должно составлять прочную основу образовательной системы. Это более чем актуально в век, когда миллионы людей во всем мире верят в конспирологические теории, отрицают климатические изменения, не доверяют науке и ученым. Фундаментальность также подразумевает глубину, основательность.
При этом ключевая особенность современного научного подхода — не знание законов природы (они, хоть и кажутся вечными и непоколебимыми, со временем почти всегда опровергаются или уточняются), а открытый, пытливый взгляд на мир, готовность отказываться от устоявшихся убеждений, если они не соотносятся с опытом. Следовательно, система образования не может быть закостеневшей: она не должна создавать иллюзию, что науке известны некие незыблемые правила, по которым живет природа и общество.
Сохранять базовый фундамент и быстро возводить на нем прочные конструкции новых знаний — одна из самых важных задач образования, и вместе с тем самых сложных: людям свойственна тяга к определенности, а неизвестность пугает и отталкивает.
Система образования должна также учитывать, что сегодня почти любую информацию можно быстро найти с помощью интернета и инструментов искусственного интеллекта. Значит, нельзя забывать принцип, лаконично сформулированный Львом Толстым в книге «Путь жизни»: «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного». Так что функция современного образования — не перегружать учащихся информацией, а учить их думать. Способность оценивать найденные факты, творчески применять их для решения конкретных задач и создания нового, выявлять главное и отсеивать ложное и второстепенное — вот умения, формированию которых должна содействовать система образования, включая ее высшие, университетские ступени.
Образование также должно способствовать развитию у студентов исследовательских навыков: готовности и умения самим задавать глубокие и актуальные вопросы, ставить мысленные и реальные эксперименты. Эти навыки востребованы не только в научной среде, но и в бизнесе и управлении.
В целом квинтэссенцией идеального современного образования является междисциплинарный исследовательский подход, основанный на научных принципах и одновременно ориентированный на поиск решений конкретных жизненных задач, подчеркивающий ограниченность и преходящую природу любых знаний.
Роль педагога и искусственного интеллекта
Развитие технологий, в первую очередь искусственного интеллекта, создает невероятные возможности для системы образования — и одновременно оказывается вызовом: не заменит ли завтра ИИ школьных и университетских педагогов? Когда искусственный интеллект встает на место человека, зачастую экономятся усилия и время, повышается качество работы. Наверняка многим хоть раз приходилось сталкиваться с преподавателями, по сравнению с которыми даже сегодняшние версии больших языковых систем кажутся образцами интеллекта и эмпатии. Но если вдруг подобное замещение, особенно массового характера, произойдет, оно неизбежно создаст социальные проблемы. Даже если высвободившихся экономических ресурсов хватит, чтобы обеспечить материальный достаток потерявшим работу специалистам, это не вернет людям смысл жизни и ощущение востребованности.
Многие экономисты считают, что приоритетом должно быть не вытеснение человека технологиями, а поиск таких организационных форм, при которых новые системы, включая ИИ, не замещают людей, а помогают им, повышая качество результатов труда и его производительность. Это должно относиться и к системе образования. ИИ даст возможность разгрузить педагогов и учеников, избавить их от выполнения рутинных задач, высвободить их время и энергию, которые можно направить на творческий труд. Разумное использование искусственного интеллекта позволит достичь невиданной ранее степени персонализации образовательного опыта — в частности, студенты смогут получать детальную индивидуализированную обратную связь, которую загруженные преподаватели давать, как правило, не успевают.
Идея заменить педагогов, даже не самых сильных, искусственным интеллектом не кажется вдохновляющей еще и потому, что с развитием ИИ и дистанционных технологий возрастет роль университетов (и школ) как инструмента передачи студентам этических ценностей и духа академической свободы, как способа гуманизации и социализации учащихся, развития их эмоционального интеллекта, умения коммуницировать и взаимодействовать. Это чрезвычайно важная функция, которую невозможно поручить алгоритму — она остается глубоко человеческой.
Кстати, именно проблемы с коммуникацией, взаимопониманием, доверием и критическим осмыслением информации, а также искажение истинных ценностей привели к крупным провалам в корпоративном мире. Здесь уместно вспомнить проблемы компании Boeing. Она оказалась в глубоком кризисе после двух крушений и серии аварий самолета Boeing 737 MAX, которым предшествовал фатальный сдвиг в ценностях корпорации, отказавшейся, по мнению экспертов, от культуры технологического лидерства и внимания к безопасности в угоду краткосрочным финансовым результатам. Также показательны потеря рынка мобильных телефонов некогда лидировавшей на нем компанией Nokia (во многом из-за самоуверенной переоценки потенциала устаревшей системы Symbian) и серьезные технологические катастрофы (от крупнейшего разлива нефти в Мексиканском заливе в 2010 году до крушения батискафа «Титан» в 2023 году), случившиеся, в частности, из-за сбоев в коммуникации и недоверия. Воспитание культуры мышления и общения должно быть ключевой миссией образовательных институций.
Пути развития системы высшего образования
Современное общество трансформируется со все возрастающей скоростью. Поэтому, руководствуясь элементарными правилами управления рисками, не стоит увлекаться чрезмерной специализацией высшего образования. Мы не знаем, каким будет будущее, и дать студенту инструменты адаптации к изменениям не менее важно, чем конкретные предметные знания.
Перспективным и соответствующим лучшим мировым трендам представляется развитие междисциплинарных программ: соединение разносторонних, дополняющих друг друга знаний и усилий дает ощутимый синергетический эффект. Чрезвычайно полезно также разумное участие бизнеса в образовании, ведь важно, чтобы выпускник не только обладал такими ключевыми качествами, как гибкое критическое мышление, умение и желание учиться или эмпатия, но и владел востребованными практическими навыками, позволяющими сразу после окончания учебы эффективно включиться в работу.
Школьнику сегодня трудно понять, в чем его призвание, чем он хотел бы заниматься после университета и чему, соответственно, нужно учиться. Поэтому двухступенчатая система бакалавриат — магистратура, позволяющая естественным образом скорректировать первоначально выбранное направление обучения, кажется разумной, а идея запретить продолжение образования по другой специальности — напротив, абсурдной. В какое прокрустово ложе пришлось бы загнать Ломоносова или Эйлера, родись они сегодня, в какую «специальность» уместить их таланты?
Во многих областях четырехлетнее бакалаврское образование прекрасно себя зарекомендовало: выпускники бакалавриата, как правило, быстро находят работу или программу для дальнейшей учебы. Конечно, когда профессия требует продолжительной подготовки, как в области медицины, нужно более длительное обучение. И все же это должно быть скорее исключением, чем правилом. Хотя Россия в настоящее время не участвует в Болонской системе, есть смысл поддерживать с ней совместимость, как это делается во многих странах, в том числе в Китае.
В идеале реформа высшего образования должна сохранить не только содержание существующих успешных бакалаврских и магистерских программ, но и их названия. Зачем разрушать успешные бренды и девальвировать многолетний труд педагогов, создавших качественные образовательные продукты?
Еще один неотъемлемый атрибут качественной современной системы высшего образования — высокая степень интернационализации. Ценно привлечение иностранных студентов: это и инструмент мягкой силы, позволяющий представителям других государств узнать нашу страну и культуру, и способ найти будущих высокопроизводительных сотрудников для отечественных компаний в условиях глобальной конкуренции за кадры. Но также трудно переоценить значение зарубежных стажировок для российских учащихся: это возможность не только углубить знания, но и получить неоценимый жизненный опыт, познакомиться с другими культурами.
Частные образовательные проекты
Известно, что высшее образование существенно улучшает жизнь человека (например, в России увеличивает зарплату сотрудника примерно вдвое) — при этом социальная отдача от вузовского диплома может заметно превосходить индивидуальную. Пользуясь экономической терминологией, получение качественного образования является общественным благом и сопряжено с положительными экстерналиями: образованные люди ведут более здоровый образ жизни (а значит, создают меньшую нагрузку на систему здравоохранения), менее склонны к разводам, к совершению преступлений. Это означает, что обществу выгодно поддерживать вузы.
Качественное образование — особенно когда оно соседствует с фундаментальными научными исследованиями — объективно очень дорого. В последнее время в развитых странах даже государственные университеты, создающие учебные и научные программы высокого класса, активно прибегают к помощи негосударственных фондов. Для частных образовательных инициатив поддержка меценатов особенно важна: она позволяет набирать абитуриентов, ориентируясь не на платежеспособность, а на их талант и мотивацию.
Частные образовательные проекты — важный элемент системы. Они, как правило, более гибкие, мобильные и динамичные, чем государственные институции. Одна из причин — менее жесткое регулирование, но дело не только в этом. Лучшие из частных учебных заведений объективно стараются соответствовать самым высоким образовательным стандартам: конкуренция дисциплинирует вузы, ведь без гарантий качества им сложно претендовать на помощь.
В России сильны университетские традиции, поэтому наши ведущие вузы могут и должны входить в число признанных глобальных лидеров и успешно конкурировать с передовыми европейскими, азиатскими и американскими университетами. Потенциал для этого есть, но, чтобы его реализовать, требуются большие совместные усилия вузов, бизнеса и государства, а также сохранение взвешенного, гибкого регулирования. Высококлассное образование не привилегия, а инвестиция в разумное и устойчивое общество.
