«Не ведают, что творят»: удар по российской системе образования
О том, почему признание деятельности организации «Международный бакалавриат» нежелательной в России наносит удар по системе образования страны, рассуждает психолог, академик Российской академии образования Александр Асмолов
В течение веков человечество мечтало о своего рода эсперанто — общем языке, который позволял бы людям понимать, слышать, чувствовать ценности друг друга. В поиске этого языка главную роль играло образование, служащее задаче объединения людей и создания общей системы кровообращения всего человечества. Появлялся целый ряд уникальных программ и систем, которые решали эту задачу и одновременно готовили детей к жизни в меняющемся мире. Одна из них была разработана организацией «Международный бакалавриат» (International Baccalaureate, IB — деятельность организации признана нежелательной на территории России), перевод названия которой буквально звучит как «Интернациональный бакалавриат». Именно такой программа IB* является по духу и по сути.
В нашу страну «Международный бакалавриат»* пришел в начале 1990-х. Примерно в 1988–1989 годах, когда начинались крупнейшие реформы образования, Геннадий Алексеевич Ягодин, председатель Государственного комитета СССР по народному образованию, обратился ко мне и моим коллегам с просьбой обдумать, какие системы школьного образования соответствуют мировому уровню. Среди них выделялся «Международный бакалавриат»*. Он существовал во многих странах и, будучи своего рода знаком качества, помогал выпускникам школ поступать в лучшие университеты.
Получить аккредитацию «Международного бакалавриата»* школам невероятно сложно: нужно пройти жесткий отбор по многим критериям. Контакты с организацией, выдававшей аккредитацию, велись на самом высоком уровне: этим занимался, в частности, один из идеологов перестройки Александр Николаевич Яковлев, а в обсуждениях участвовал Михаил Сергеевич Горбачев.
В 1991 году, когда распался СССР, движение за внедрение «Международного бакалавриата» поддержали люди, которые стали руководителями системы школьного образования России. Эстафету Геннадия Ягодина подхватил первый министр образования России Эдуард Дмитриевич Днепров. Вместе с Борисом Николаевичем Ельциным он обсуждал возможность расширения образовательных пространств. Акцент делался на то, что Россия должна стать открытой миру, в том числе в сфере образования. Для этого были необходимы программы, стандарты которых принимаются во многих государствах.
Первые школы «Международного бакалавриата»* в России появились примерно в 1992 году. Они получили поддержку Министерства образования и начали бурно развиваться. Программы этих школ служили ориентиром для всего российского образования, которое, с одной стороны, сохраняло собственное уникальное лицо, с другой — строилось с учетом лучших систем мира. Школы IB* были значимы и для наших вузов: университеты обращали на их выпускников особое внимание.
Система «Международного бакалавриата»* во многом повлияла на разработку первого закона об образовании, который вышел в 1992 году, и ФГОС — Федеральных государственных образовательных стандартов России. Во-первых, она отвечала принципам современного образования, важнейшие из которых — вариативность, установка на саморазвитие, изучение естественных наук на высочайшем уровне, самореализацию личности, полилингвизм (знание нескольких языков). Во-вторых, она демонстрировала, как должна организовываться полностью независимая аттестация: выпускники школ «Международного бакалавриата»* не знают, кто и в какой стране оценивает их работы. Иными словами, школы «Международного бакалавриата»* прокладывали путь к качественному образованию, способствуя реализации лозунга молодой России: «От просвещенной России — к процветающей России».
Ценности «Международного бакалавриата»* — общечеловеческие. Они совпадают с постулатами Конституции, написанной в молодой России: там говорилось, что достоинство и свобода личности должны стать ориентирами для развития страны и людей. Школы «Международного бакалавриата»* полностью соответствуют Конституции Российской Федерации: каждый, кто прочтет хотя бы преамбулу к ней, увидит ценностный код, который они разделяют.
С годами количество школ IB* в России росло: многие учебные заведения в разных городах пытались попасть в перечень школ «Международного бакалавриата»*. Из старших классов IB* шагнул в средние, потом в начальные. Позже по этим программам стали учиться дети с трех лет. В том, чтобы получить аккредитацию IB*, были заинтересованы талантливые директора школ, готовивших сильных олимпиадников. Еще одна категория людей, заинтересованных в распространении системы в России, — родители. Они понимали: если их дети будут учиться в школе, где наряду с программами, организованными по российским ФГОС, есть «Международный бакалавриат»*, из них выйдут готовые к жизни люди — великолепные филологи, математики, физики. Родители, которые хотели, чтобы их дети получили важнейшую силу в мире — силу образования, в немалой степени способствовали продвижению IB* в стране.
Как и эти родители, я считал и буду считать, что школы «Международного бакалавриата»* — один из многочисленных источников силы подрастающего поколения. Обладая критическим мышлением, умея решать нестандартные задачи, выпускники программ IB* оказываются той опорой, на которой может основываться мощь современной России.
Признание «Международного бакалавриата»* нежелательной организацией стало ударом по системе образования. Я склонен полагать, что это нелепая ошибка: школы «Международного бакалавриата»* юридически ни в чем и никогда не противоречили не только Конституции Российской Федерации, но и закону об образовании.
Как только в развитии человечества нарушается сложнейший баланс между национальным и интернациональным, между национальной идентичностью и общечеловеческой, мир начинает распадаться на своих и чужих, верных и неверных. Пропадает та ценность любви к ближнему, которая исторически роднит людей меж собой. И не случайно в Библии как аксиоматике нравственности сказано, что для Господа нет ни эллина, ни иудея.
Забвение этой традиционнейшей ценности и пренебрежение ею неоднократно доказывало, что человечество может перейти ту грань, за которой национализм трансформируется в нацизм и фундаментализм. Накладывая табу на «Международный бакалавриат»*, чиновники оказываются невольными заложниками чьих-то фундаменталистских заблуждений. Люди, которые навязали им эти заблуждения, даже если и были движимы самыми чистыми и святыми помыслами, воистину не ведают, что творят.
Парадоксально, что это заблуждение проявляется в юбилей Великой Победы в войне, в которой Россия спасла от нашествия нацистской орды все человечество. Навязанное по неведению решение о запрете «Международного бакалавриата»* не только противоречит слову и духу выступления президента России 9 мая 2025 года, но и тем его усилиям, которые были продемонстрированы во время уже ставшей исторической встречи на Аляске. Уверен, что Россия сумеет найти силы, чтобы исправить это противоречащее исторической и современной политике страны решение. Подобное грому среди ясного неба перед 1 сентября 2025 года, оно не только приводит к ломке судеб многих детей, родителей и учителей, но и чревато рисками актуализации социальных предрассудков национализма и фундаментализма, несовместимых с историческим путем России.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
* Деятельность организации признана нежелательной на территории Российской Федерации.
