К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Устали, но полны решимости: с каким настроем старшеклассники встретили учебный год

Фото:  pressfoto, Freepik
Фото: pressfoto, Freepik
Две трети учеников 9–11-х классов настроены на продуктивную учебу в 2025/26 учебном году. Главной причиной для беспокойства 72% называют грядущие экзамены, ради подготовки к которым больше половины школьников готовы отказываться от игр, развлечений и просмотра любимых сериалов

В начале сентября образовательная платформа «Умскул» провела опрос среди 1245 учеников 9–11-х классов, чтобы выяснить, с каким настроем подростки вернулись в школу и какими стали для них первые учебные дни.

Эмоциональный фон

Результаты исследования (есть в распоряжении Forbes Education) показали, что начало учебного года вызвало у школьников противоречивые чувства. 33% опрошенных встретили его спокойно и равнодушно, 29% — с радостью, 20% — с грустью по ушедшему лету, а 18% — в тревоге и стрессе.

Во время каникул чуть менее трети (31%) вовсе не вспоминали о школе и наслаждались отдыхом, 28% не задумывались, скучают по ней или нет, 21% учащихся тосковал только по друзьям, 20% признались, что летом им не хватало школьных будней.

Накануне Дня знаний большинство респондентов (53%) в первую очередь ждали встречи с одноклассниками. Многие радовались началу занятий (43%), возможности снова увидеть педагогов (23%), принять участие в новых мероприятиях (17%), поесть в любимой столовой (8,5%). Для 16% возвращение в школу не было связано ни с какими особенными ожиданиями.

Главной причиной беспокойства перед началом учебы для 72% школьников стали грядущие экзамены. У 27% тревогу вызывают отношения с учителями, у 15,5% — новые сложные дисциплины. 13% сменили школу или класс и нервничают из-за того, сумеют ли найти общий язык с одноклассниками и педагогами. Для 8% дополнительный фактор стресса — давление со стороны родителей. У 13% не нашлось серьезных поводов для волнения.

По завершении первой учебной недели более половины школьников (55%) ощущали некоторую усталость. Каждый четвертый (25%) сообщил, что сильно утомился. Бодрость не покинула только пятую часть школьников (20%). Тем не менее две трети (67%) заявили, что настроены выложиться в этом учебном году по максимуму, 31% планирует стараться, чтобы показать хорошие результаты, но без перегибов. Твердой установки на учебу нет только у 2% опрошенных.

Мотивация и демотивация

Большую часть опрошенных (64%) заставляет сидеть за учебниками желание показать высокие результаты на госэкзаменах — ЕГЭ и ОГЭ. 57% хотят доказать самим себе, что умеют справляться с трудностями. 52% занимаются ради поступления в выбранный колледж или вуз, 50% — ради интересной работы и высокой зарплаты в будущем. Для 16% важным стимулом являются родительские ожидания, для 8% — стремление превзойти одноклассников. 1% респондентов не имеет веских причин стараться на уроках.

Среди факторов, которые, напротив, отбивают желание учиться, 72% подростков назвали избыточную нагрузку и выгорание, 51% — отсутствие видимого прогресса, 34% — однообразие и рутину, 25,5% — неспособность справиться с большим объемом информации. По 24% отметили, что их демотивирует страх перед экзаменами и давление со стороны родителей и учителей. 5% утверждают, что ничто не может сбить их с рабочего ритма.

Отношение к экзаменам

Для 62% 10–11-классников очень важно набрать на ЕГЭ высокие баллы, потому что, по их мнению, только от этого зависят перспективы поступления. Для 30% высокие оценки на ЕГЭ тоже один из приоритетов, но они не думают, что отличный результат нужно показать любой ценой. 7% полагают, что у них есть и другие возможности попасть в желаемый университет: олимпиады, индивидуальные достижения, коммерческие отделения и т. д.

При этом 55% старшеклассников собираются сосредоточиться только на подготовке к экзаменам, а 44% утверждают, что хорошие оценки в аттестате и медаль для них не менее важны.

Среди девятиклассников чуть более половины (51%) планируют во что бы то ни стало хорошо сдать ОГЭ. 46% будут стараться продемонстрировать высокий уровень знаний, но не считают, что для этого все средства хороши. Для 3% оценки на ОГЭ не важны вовсе.

Ради подготовки к итоговой аттестации 56,5% всех опрошенных могут отказаться от игр, сериалов и развлечений, 41% — от общения в социальных сетях, 35% — от встреч с друзьями, 24% — от хобби, 19% — от сна, 11% — от свободного времени. 15,5% не собираются ничем жертвовать и попытаются сохранить баланс между учебой, увлечениями и отдыхом.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+