Шесть лет без телесных наказаний: как и чему учились в Царскосельском лицее

19 октября в России отмечается день лицеиста: в 1811 году в этот день открылся лицей в Царском Селе.
Проект Императорского Царскосельского лицея был составлен государственным секретарем Михаилом Сперанским и подписан императором Александром I 12 августа 1810 года. Идея Сперанского заключалась в том, чтобы создать новый для России тип учебного заведения, выпускники которого в будущем станут интеллектуальной элитой империи и займут высшие государственные посты.
На открытии лицея один из преподавателей — профессор политических и юридических наук Александр Куницын — адресовал первым ученикам такие слова: «Здесь сообщены будут вам сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина <...> Сии наставления покажут вам существо гражданских обязанностей. Но познания ваши должны быть несравненно обширнее; ибо вы будете иметь непосредственное влияние на благо целого общества».
В лицей принимали мальчиков 10–12 лет из дворянских семей, причем набор новых учеников проходил раз в три года. Изначально предполагалось, что в лицее будут учиться великие князья, братья правящего императора, но эта идея показалась слишком смелой и ее отвергли.
Царскосельский лицей был единственным учебным заведением России, в котором не применяли телесных наказаний. Еще одна особенность лицея состояла в том, что он был одновременно и средней, и высшей школой. При этом в адресованной государю записке об устройстве лицея, составленной в форме вопросов и ответов, министр народного просвещения Алексей Разумовский писал: «Какую степень должен занимать Лицей между училищами: будет ли равняться с университетами или занимать среднее место между ними и гимназиями?» — Ответ: «С университетами». Если пытаться провести аналогию с современностью, то лицейское образование соответствовало бы нынешнему школьному, примерно с пятого класса, и университетскому — своеобразному курсу бакалавриата.
Лицейские выпускники считались получившими высшее образование и готовыми к службе гражданскими чиновниками или офицерами. Лучшие сразу получали девятый класс табели о рангах.
Как же было устроено образование в Царскосельском лицее? Как в него набирали учеников, что им преподавали и как оценивали их знания? Рассмотрим это на примере первого набора лицеистов, в число которых входил юный Александр Пушкин.
Вступительные экзамены
В лицей поступали дети, уже обладавшие знаниями на уровне начальной школы. Шестеро будущих лицеистов первого набора вместе учились в Московском университетском пансионе, другие в частных пансионах, в Петербургской гимназии или, как юные Пушкин и Дельвиг, у домашних учителей и гувернеров. Позже, в 1814 году, был открыт Лицейский Благородный пансион, служивший для подготовки будущих учеников Царскосельского лицея.
Вступительный экзамен состоялся в августе 1811 года. Экзаменаторы были серьезные: министр народного просвещения Алексей Разумовский, директор департамента Министерства народного просвещения Иван Мартынов и директор лицея Василий Малиновский. Экзамены проводились в доме министра Разумовского. От поступающих требовалось знать арифметику, а также иметь «познания в русском языке и в одном из иностранных — французском или немецком», «понятие об общих свойствах тел», «начальные сведения географии» и «некоторые сведения о знатнейших в древности народах». Взяли в лицей не всех. Из 34 детей, проходивших вступительные экзамены, восемь приняты не были.
Образовательная программа
Обучение в лицее делилось на две ступени: младшую и старшую. Программа каждой из них была рассчитана на три года.
Словесность. Изучались латинский, русский, французский и немецкий языки. Курс латыни начинался с самых основ грамматики, а в старших классах лицеисты читали труды избранных римских авторов, главным образом Цицерона и Вергилия. В целом программа не отличалась от гимназических программ того времени, в наши же дни такой уровень знания латыни достигается примерно на втором-третьем курсе классического отделения филологического факультета. Целью лицейского курса было дать «руководство к переложению красот латинского языка на русский».
Изучение русского и иностранных языков сопровождалось чтением художественной литературы. Лицейский курс был бы непривычен для нас, ведь большинство создателей классической русской литературы XIX века еще не родились. Ученики в то время штудировали произведения авторов XVIII века: Александра Сумарокова, Ивана Дмитриева, Михаила Ломоносова, Михаила Хераскова, Ипполита Богдановича. Живым классиком в то время считался Гавриил Державин, а Николай Карамзин был модным современным автором, которому еще не нашлось места в школьной программе.
Вот как описывает свои занятия в первый лицейский год преподаватель русской словесности Николай Федорович Кошанский: «По части словесности за год читали избранные места из од Ломоносова и Державина и лучшие из басен Хемницера, Дмитриева и Крылова. Сие чтение сопровождаемо было приличным разбором и объяснением, сообразным с летами и понятием воспитанников. Лучшие из стихотворений выучиваемы были наизусть».
Изучение шедевров литературы сочеталось с практическими занятиями как на русском, так и на иностранных языках. Лицеистам задавали сочинять тексты на определенную тему. Вот примеры поэтических заданий: описать стихами розу, восход солнца, собственную внешность. Это считалось важным способом развития учеников, и профессорам предписывалось, «занимая воспитанников предметом, возрасту их сообразным, прежде всего заставлять их мыслить, а потом уже искать выражений, и никогда не терпеть, чтобы они употребляли слова без ясных идей». В целом самостоятельное творчество было одним из профильных направлений лицейского образования.
Исторические науки. Основное внимание в этом курсе уделялось истории отечественной, несколько меньшее — всеобщей. В старших классах также излагались основы археологии и нумизматики как вспомогательной исторической дисциплины. Помимо истории, в эту группу наук была включена география («коренное познание земного шара в физических его отношениях») и статистика (так назывался предмет, объединявший демографию с экономической географией).
Нравственные науки. Составители лицейской программы считали «науки нравственные» самыми важными. В этот блок дисциплин в первую очередь входил закон Божий — обычный для России тех времен курс, в рамках которого изучался катехизис (основы христианского вероучения), библейская история и основные вехи церковной истории. Закон Божий преподавался только православным.
С 1818 года в лицей стали приглашать пастора, который вел занятия с лютеранами. Ученики католического вероисповедания «довольствовались чтением священного писания на французском и польском языках и частными уроками патера католической церкви в Царском Селе отца Цезаря». Лишь в 1825 году в лицей был приглашен католический учитель закона Божьего на постоянной основе.
Также в блок нравственных наук входила логика и собственно нравственные науки: философское понятие о правах и обязанностях, этика, различные отрасли правоведения (право римское и российское, гражданское и уголовное), политическая экономия. Право и политическая экономия изучались очень глубоко, их можно назвать вторым профильным направлением Царскосельского лицея.
Профессор Александр Куницын в число многих читаемых им в лицее курсов включил и «естественное право» — философско-правовую доктрину, согласно которой человек имеет ряд неотъемлемых прав в силу одной только принадлежности к человеческому роду. Более того, Куницын в своей книге «Естественное право» утверждал, что любая власть, не исключая родительской и монаршей, должна быть ограничена, иначе она может перерасти в тиранию. Конечно, подобный либерализм долго продолжаться не мог: в 1820 году Куницын был вынужден оставить лицей, его книга была конфискована, а доктрина естественного права надолго попала под запрет в российских университетах.
Математические и естественные науки. Курс математики включал в себя геометрию, алгебру (до кубических уравнений), тригонометрию, основы механики. В старших классах лицеисты знакомились с коническими сечениями и сферической тригонометрией, которая сейчас не входит в обычную школьную программу. Этот раздел математики, изучающий соотношения между сторонами и углами треугольника на поверхности сферы, играет важную роль в астрономии и навигации. Старшеклассники знакомились и с другими прикладными разделами: применением математики в гидравлике, геодезии, артиллерии, фортификации — важными для тех, кто хотел стать офицером. Курс физики был сравнительно небольшим, ученики изучали электричество и магнетизм на уровне науки того времени. Курс химии был еще более кратким, а отдельного курса биологии не было вообще.
Естественные науки не считались приоритетными для лицеистов. В изначальном проекте учебной программы уделялось больше внимания «естественной истории», но министр просвещения счел, что это излишне, так как лицей предназначен для подготовки будущих государственных служащих, а не университетских профессоров. Министр сообщил свое мнение императору, и программа была переработана в сторону увеличения количества часов, выделяемых на изучение правовых дисциплин, и уменьшения — естественно-научных дисциплин.
Изящные искусства и гимнастические упражнения. В число преподаваемых в этом блоке дисциплин входили чистописание, рисование, музыка и пение, танцы, фехтование, верховая езда (с 1816 года), плавание (с 1817 года, занятия проходили в летнее время в большой купальне в царском саду по утрам, «до выхода в сад высочайшей фамилии»).
Военные науки. В 1816 году для тех, кто желал после выпуска поступить на военную службу, был введен особый курс военных наук, в который были перенесены военно-прикладные разделы математики и добавлена тактика. Со временем, чтобы обеспечить достойную подготовку будущих офицеров, курс был существенно расширен: он охватил устройство войск, науку об оружии, стратегию, военную топографию и даже историю военного искусства. В 1820-е проводились практические занятия по геодезии на местности, в ходе которых лицеисты учились чертить топографические карты.
Система оценивания
Система оценок была непривычной для нас. Самой высокой оценкой была единица, самой низкой — четверка, а если ученик вовсе ничего не знал, ему ставили ноль. В 1832 году система была заменена на двенадцатибалльную: «0 худой успех, 1 и 2 слабый, 3, 4 и 5 посредственный, 6, 7 и 8 хороший, 9, 10 и 11 весьма хороший и 12 отличный».
Хотя лицейские преподаватели стремились просветить учеников по каждому из предметов, даже полное отсутствие успехов по отдельным дисциплинам не воспринималось как трагедия и не вело, скажем, к исключению. Иллюстрацией такого подхода служит случай, описанный в воспоминаниях однокурсника и близкого друга Александра Пушкина Ивана Пущина: «Все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе раз вызвал его Карцев к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцев спросил его наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!» — «Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».
Академические успехи самого знаменитого лицеиста
В итоговом аттестате Александра Пушкина сказано: «Воспитанник Импер. Царскосельского Лицея Александр Пушкин в течение шестилетнего курса обучался в сем заведении и оказал успехи: в Законе Божием, в Логике и Нравственной Философии, в Праве Естественном, Частном и Публичном, в Российском или Гражданском и Уголовном праве хорошие; в Латинской Словесности, в Государственной Экономии и Финансов весьма хорошие; в Российской и Французской Словесности также в Фехтовании превосходные; сверх того занимался Историею, Географиею, Статистикою, Математикою и Немецким языком».
Изящный оборот «...сверх того занимался...» означает, что лицеист за шесть лет обучения вовсе не освоил эти предметы: это даже не двойка, а скорее тот самый нуль, о котором говорил профессор Карцев. При этом в первом лицейском выпуске были случаи и куда большей неуспеваемости. Сильверий Броглио имел успехи, как кажется, вообще только в фехтовании, поэтому и выбрал по окончании лицея военную службу. Зато лицеистам давалась возможность развивать свои сильные стороны. Пушкин блестяще успевал по русской словесности: не случайно он выступил с чтением собственного стихотворения «Воспоминания о Царском Селе» 8 (21) января 1815 года на публичном переводном экзамене из младшего трехлетнего курса в старший (не следует думать, что на этом экзамене с собственными стихами выступал каждый лицеист, это было запланированное заранее показательное выступление лучшего ученика).
Программа Царскосельского лицея пушкинского времени в современном представлении — это программа средней (но не младшей) школы с довольно сильной, хотя и специфичной математикой, но очень слабыми естественными науками, дополненная вузовской программой гуманитарного профиля с уклоном в юриспруденцию, государственное управление и серьезным курсом латыни.
