К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Великобритания планирует масштабную реформу среднего образования

Фото: Rebecca Campbell, Unsplash
Фото: Rebecca Campbell, Unsplash
В Британии может пройти серьезная реформа среднего образования. Направления для трансформации определила специальная комиссия, проанализировавшая работу школ страны и способы оценки их эффективности. Реформа может отразиться и на иностранцах, в том числе россиянах, которые учатся по британской программе

Правительство Великобритании может отказаться от действующего подхода к оценке школ, который вынуждает учебные заведения жертвовать преподаванием творческих дисциплин ради увеличения часов, отведенных на математику, иностранные языки и предметы естественнонаучного профиля. Пересмотр этого подхода — одна из десяти ключевых рекомендаций комиссии, проводившей аудит британской системы образования. Выводы аналитиков могут лечь в основу масштабной реформы, которая изменит жизнь миллионов школьников — в том числе тех, кто обучается по британской программе в России.

Почему британская система школьного образования требует реформирования

По заказу правительства Великобритании специальная комиссия в течение года изучала учебные программы и систему оценки знаний в школах страны. Эксперты проанализировали все ступени среднего образования и опросили более 7000 педагогов, родителей и учеников. Выводы и рекомендации по трансформации подхода к обучению школьников были опубликованы в докладе, объем которого приближается к 200 страницам.

Поводом для пересмотра образовательной политики стала многомесячная кампания, инициированная профессиональными объединениями и организациями из сферы культуры. Они требуют отменить «Английский бакалавриат» (English Baccalaureate, EBacc) — программу, введенную консерваторами в 2010 году, которая задает критерии для государственной оценки британских школ.

Из-за чего «Английский бакалавриат» подвергся критике

В 16 лет британские школьники сдают экзамены GCSE (General Certificate of Secondary Education) — аналог российского ОГЭ. Итоги тестирования определяют, может ли подросток продолжить обучение в старших классах или колледже. Каждый ученик выбирает для сдачи от пяти до десяти дисциплин.

Программа EBacc выделяет приоритетные академические направления: английский язык, математику, естественные науки, историю или географию, иностранный язык. Государство оценивает качество работы учебного заведения по тому, какой процент экзаменуемых выбирает эти дисциплины. Показатели влияют на рейтинг и репутацию школ, а их администрация получает бонусы, если ученики делают «правильный» выбор.

Творческие дисциплины в список приоритетных не входят. Чтобы подняться в рейтинге, учебные заведения сокращают часы, отведенные на уроки музыки, дизайна, театрального и изобразительного искусств, а также на профессионально-технические курсы, и сосредоточиваются на направлениях, учитываемых EBacc.

За годы, прошедшие после введения «Английского бакалавриата», интерес школьников к творческим дисциплинам существенно снизился. По данным Независимого общества музыкантов, с 2010 по 2024 год число выпускников, сдающих предметы, связанные с искусством, сократилось на 42%.

Ключевые рекомендации комиссии

В своем докладе эксперты выделяют десять направлений, требующих реформирования. Их приводит британское издание The Guardian.

1. Упразднить «Английский бакалавриат»

Авторы доклада предлагают ввести обязательное тестирование по английскому языку, математике и естественным наукам (как отдельные экзамены или один комбинированный). Кроме того, подросткам могут дать возможность выбрать две дисциплины из разных областей — творческой, гуманитарной или языковой — и еще две на собственное усмотрение. Это гарантирует, что каждый ученик изучит хотя бы один предмет творческой направленности и за счет этого получит более разностороннее образование.

Предлагается также ввести программу, обеспечивающую участие каждого ребенка в художественных и культурных мероприятиях как в учебное, так и во внеурочное время.

2. Сократить продолжительность экзаменов

Время, выделенное на GCSE, предлагается уменьшить на 10%. Эксперты отмечают, что британские учащиеся сдают больше экзаменов и тратят на них больше времени, чем их сверстники в других развитых странах. По мнению авторов доклада, реформа не снизит качество проверки знаний.

3. Разгрузить программу по отдельным дисциплинам

Программа некоторых курсов, входящих в GCSE, — прежде всего истории и естественных наук — нуждается в сокращении. Освободившееся время школьники смогут посвятить другим обязательным дисциплинам, по которым не проводятся экзамены: физкультуре, обществознанию, половому воспитанию и т. д.

4. Отразить социальное разнообразие в учебных материалах

Школьная программа должна отражать «разнообразие, которое составляет суть современного британского общества». Для этого в учебники необходимо добавить материалы, рассказывающие об истории и культуре этнических меньшинств, социальных групп и регионов страны.

5. Включить религиоведение в национальную программу

Сейчас содержание уроков религиоведения в британских учебных заведениях определяют местные консультативные советы. Эксперты предлагают сделать этот курс частью единой национальной программы на всех этапах обучения. Авторы доклада отмечают, что во многих школах религиоведение преподается поверхностно и не готовит учеников к жизни в многоконфессиональном обществе.

6. Ввести обязательные уроки обществознания в начальных классах

Обществознание предлагается преподавать всем детям младшего школьного возраста. Ученикам следует прививать финансовую и медийную грамотность, рассказывать об изменении климата и разных аспектах устойчивого развития.

7. Разработать диагностический тест для восьмиклассников

Новое испытание по математике и английскому языку должно помочь педагогам выявлять в знаниях учеников 8-го класса пробелы и своевременно их восполнять. Тест, проходящий за два года до GCSE, должен стать промежуточным экзаменом.

Профсоюзы учителей выступают против этой меры, опасаясь дополнительной нагрузки на детей. Правительство недавно предложило ввести для учеников 8-го класса национальные тесты по чтению, и экзамен по математике и английскому на этом фоне может стать лишним.

8. Пересмотреть подход к преподаванию грамматики в начальных классах

Преподавание грамматики и проверка полученных знаний в младших классах требуют пересмотра. Часть теоретического материала предлагается исключить, чтобы сосредоточиться на практическом применении правил в письменной речи, а не на заучивании терминов и схем в отрыве от практики.

9. Заменить информатику  более широким курсом компьютерных технологий

Школьников предлагают обучать не информатике, а компьютерным технологиям. Соответствующим образом должен измениться и экзамен GCSE. Предполагается, что новая программа будет готовить молодых людей к работе с цифровыми технологиями, данными и искусственным интеллектом в различных областях — от медицины до бизнеса.

10. Уравнять школьников в праве сдавать отдельные экзамены по естественным наукам 

В настоящее время большинство британских подростков сдают объединенный экзамен по естественным наукам, в который входят биология, физика и химия. В некоторых школах самые сильные ученики могут по желанию сдавать три отдельных теста по каждой дисциплине. Подготовка к такому экзамену дает более глубокие знания. Сейчас эксперты рекомендуют законодательно закрепить право любого учащегося сдавать отдельные экзамены по естественным наукам.

Что это значит для российских семей

Изменения коснутся российских семей, чьи дети учатся по британской программе — как в России, так и за рубежом. Если рекомендации экспертов будут приняты, учебные заведения, работающие по стандартам Великобритании, пересмотрят приоритеты. Это означает, что школьники получат больше возможностей для творческого развития, а подход к образованию станет более сбалансированным.

Впрочем, речь о неизбежной реформе пока не идет. Окончательное решение примет правительство, а сколько ему на это потребуется времени, неизвестно. Тем не менее публикация отчета сигнализирует о смене курса британской образовательной политики: узкая специализация уступает место более широкому и гармоничному развитию личности.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+