Средство массовой коммуникации: есть ли альтернатива родительскому чату в Max

В начале 2025/26 учебного года онлайн-коммуникация между педагогами детских садов, школ, колледжей и родителями учащихся заметно усложнилась. Образовательные организации стали массово отказываться от привычных каналов связи и переносить родительские чаты на платформу Max. Те, кто не пожелал регистрироваться в национальном мессенджере, столкнулись со множеством проблем: от невозможности своевременно получить информацию о домашних заданиях, изменениях в расписании, отмене занятий и т. д. до давления со стороны представителей учебного заведения, настаивающих на установке нового приложения. Переход в Max создал неудобства и педагогам — хотя бы потому, что доносить информацию до всех участников образовательного процесса стало непросто.
Действительно ли у школ нет иного выхода, кроме как запрещать учителям, родителям и ученикам общаться удобными им способами? Правомерно ли требование установить мессенджер на личные устройства? Возможно ли отстоять свое право на выбор канала общения? Forbes Education попытался найти ответы на эти вопросы.
Законодательная база
В качестве основания для переноса родительских чатов в Max на сайтах школ, как правило, приводятся два федеральных закона: № 41-ФЗ «О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 1 апреля 2025 года, а также № 156-ФЗ «О создании многофункционального сервиса обмена информацией и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24 июня 2025 года. Первый — в целях защиты персональных данных — запретил государственным органам и подведомственным им организациям использовать для обмена электронными сообщениями программы и системы, принадлежащие иностранным юридическим лицам, то есть прямо исключил возможность общаться с родителями учеников с помощью программ, созданных за рубежом. Второй анонсировал появление национального мессенджера — многофункционального, безопасного, удобного, а главное, созданного отечественным производителем. Отдельным распоряжением правительства от 12 июля 2025 года таким многофункциональным национальным мессенджером был назначен Max, а его создателем — «Коммуникационная платформа», дочернее предприятие холдинга VK.
В текстах документов, однако, нет ни слова о том, что Max должен стать единственным каналом связи между школой, учениками и их родителями. В федеральных законах говорится об удобстве, безопасности, повышении доступности услуг и сервисов, а также о создании комфортной цифровой среды. Закон № 156-ФЗ гласит, что «с использованием многофункционального сервиса обмена информацией может осуществляться организация взаимодействия участников образовательных отношений при реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ».
Средство массовой коммуникации
На том, что использование Max в образовательном процессе — рекомендация, а не требование, в конце августа настаивал министр просвещения Сергей Кравцов. Он утверждал, что насильно переводить педагогов и родителей в Max не станут, однако выразил уверенность, что «система образования максимально быстро перейдет на национальный мессенджер».
Переход действительно оказался стремительным. В середине ноября число пользователей национального мессенджера Max, по сообщению пресс-службы платформы, достигло 55 млн, притом что в начале июля их было всего 2 млн. Какую долю зарегистрированных составили педагоги и родители школьников, сказать сложно, но кратный рост аудитории пришелся на начало учебного года. Дневной охват достиг пика в 25,6 млн активных пользователей 6 ноября, после того как в работе западных мессенджеров Telegram и WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена) начались регулярные сбои.
Далеко не всегда родительские чаты переносятся на новую платформу с одобрения педагогов и семей учащихся. Администрация школ ставит сотрудников перед фактом: все общение — только в Max. Учителя, в свою очередь, вынуждены ставить перед фактом родителей, а встречая сопротивление, предлагать заведомо менее удобные и более трудозатратные способы обмена информацией.
На обращения родителей и профсоюзных организаций Минпросвещения, Минцифры и Минтруд отвечают разъяснениями: федеральное законодательство не обязывает родителей и школьников устанавливать мессенджер Max. Использование цифровых платформ и сервисов относится к компетенции образовательной организации и регулируется локальными нормативными актами. Иными словами, учебные заведения, следуя рекомендациям профильных ведомств, сами обязывают сотрудников использовать для служебных целей только Max. Право на это у администрации есть, но по закону работодатель должен создать персоналу условия для выполнения служебных обязанностей: обеспечить оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами — в данном случае устройствами, на которые можно установить мессенджер, и доступом к интернету.
— В профсоюз поступает очень много обращений, касающихся перехода образовательных организаций к коммуникации на платформе Max. Официальные лица утверждают, что регистрация в Max добровольна, но в целом складывается картина массового давления. Учителей принуждают к действиям, которые находятся на грани законности и порождают конфликты с родителями и детьми. Вот несколько цитат: «Меня как учителя информатики заставляют на уроке посадить все свои классы за ПК, чтобы дети подключились к Мах и зашли в чат с классным руководителем»; «Администрация объявила, что все дистанционные уроки теперь следует проводить не через «Сферум», а через Мах. Я не хочу загонять туда детей без разрешения родителей (да и с их разрешения тоже)».
Педагоги присылают скриншоты с сообщениями руководства: «Напоминаю, что активность педагогов в «Сферуме» на платформе Max не должна быть менее 75%, а обучающихся и родителей — менее 30%. Просьба незамедлительно активизировать работу»; «Нас теперь будут ежедневно мониторить, как мы работаем с учениками и родителями в «Сферуме» на Max» и т. д. Как учителю сохранить чувство собственного достоинства и не превратиться в цербера, который угрожает детям карой за неисполнение распоряжений администрации? Вопрос риторический. Год назад подобные проблемы — добровольно-принудительные регистрации, контроль активности и числа регистраций — возникали в связи с внедрением в учебный процесс «Сферума» и ложились в виде дополнительной нагрузки на плечи учителей. Теперь то же самое происходит снова.
Если родители отказываются регистрироваться на платформе, у педагога возникает проблема с коммуникацией: обзвоны и рассылки персональных смс и электронных писем отнимают время. Безусловно, можно убрать мессенджеры из образовательного процесса вообще и постепенно все начнут обходиться бумажными дневниками и звонками учителю при необходимости, но этот процесс будет непростым и болезненным. Все уже привыкли к удобным чатам.
Причин не ставить Мах много: высокие требования к техническим характеристикам смартфонов и ПО, непродуманность приложения, неувязки с другими системами. Свежий пример: чтобы воспользоваться школьным интернетом, учительнице необходимо было войти в школьную Единую сеть передачи данных (ЕСПД), авторизовавшись через «Госуслуги». Код подтверждения был отправлен в Max, который без интернета не работает. Мобильный интернет на ее телефоне закончился. Круг замкнулся — воспользоваться электронным дневником нельзя, работа встала.
Учителя сейчас ждут, когда наконец чиновники отчитаются о показателях и можно будет выдохнуть, но специалистов, готовых терпеть к себе такое отношение, все меньше. Увольнения продолжаются.
Право на выбор
Представители ведомств подчеркивают, что никто не лишает детей права учиться, а родителей — получать информацию о школьных мероприятиях и успеваемости ребенка. По закону цифровые платформы и сервисы — вспомогательный, а не обязательный инструмент в образовании, а в случае отказа законных представителей ученика устанавливать Max им предлагают организовать образовательный процесс с применением «традиционных средств обучения». Под последними, очевидно, понимаются бумажные дневники и классные журналы, личные визиты в школу и звонки.
За скобками, однако, остается прочее российское ПО. Формального запрета использовать для общения с родителями, к примеру, «VK Мессенджер», через который до недавних пор осуществлялся доступ к «Сферуму», нет. Сам «Сферум» постепенно интегрируют в Max — по завершении этого процесса доступ к нему через VK планируют закрыть. Альтернативным средством коммуникации мог бы стать, к примеру, «Яндекс Мессенджер» или любое другое приложение российской разработки.
— Закон, принятый в 2025 году, устанавливает обязанность для государственных и муниципальных учреждений, в число которых входят и школы, использовать при взаимодействии с гражданами российское программное обеспечение. Исключение — частные образовательные организации, напрямую не подпадающие под действие закона.
Принуждать родителей учащихся к использованию конкретного мессенджера незаконно. Право на получение информации об образовательном процессе гарантировано статьей 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Согласно этой норме, родителей должны знакомить с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, уведомлять обо всех видах планируемых обследований обучающихся (психологических, психолого-педагогических и др.).
Родителям, не желающим устанавливать мессенджер, школа обязана обеспечить альтернативные способы коммуникации: личные встречи, телефонные звонки, информирование по электронной почте, через официальный сайт школы, стенды или на бумаге. Для этого родителю следует направить в школу письменное заявление с просьбой обеспечить получение информации альтернативным способом, указав предпочтительный канал связи. Отказ в предоставлении информации только на том основании, что родитель не использует определенное ПО, неправомерен.
Обязать детей установить какой-либо мессенджер школа тоже не может. Это противоречило бы принципам добровольности и недопустимости принуждения. Согласно статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», обучающиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. Кроме того, многие дети в младшей и средней школе не имеют собственных смартфонов. Требование обязательной установки мессенджера создавало бы неравные условия для обучающихся и могло бы рассматриваться как дискриминация по имущественному признаку. Если школа считает целесообразным использование мессенджера для образовательных целей (например, для группового обсуждения проектов), это может быть предложено в качестве одного из возможных инструментов, но не единственного обязательного. При этом необходимо согласие родителей на обработку персональных данных несовершеннолетних в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных».
С другой стороны, запрета на использование нескольких цифровых каналов коммуникации законы не содержат. Образовательная организация вправе задействовать в образовательном процессе параллельно несколько разных мессенджеров. Более того, такой подход представляется разумным с точки зрения доступности информации для всех родителей. Главное условие — программное обеспечение альтернативного способа связи (если речь идет об официальном информационном взаимодействии) должно входить в реестр Минцифры.
