Смысл важнее денег: как подготовиться к выходу поколения альфа на рынок труда

В России усугубляется нехватка рабочей силы. По прогнозам Минэкономразвития, к 2030 году дефицит кадров может составить около 2 млн человек. При этом особенно заметно сократится число работников в возрасте 30–39 лет — то есть тех, кто трудится максимально продуктивно. Утолить кадровый голод можно будет только за счет молодежи, а значит, главным резервом рынка труда становится поколение альфа — те, кто родился после 2010 года.
Способность конкурировать за молодых сотрудников скоро станет для компаний вопросом если не выживания, то по крайней мере эффективности бизнеса, а потому работодатели уже задумываются о том, как привлекать новоиспеченных специалистов через три-четыре года и какие особенности поколения важно будет при этом учитывать.
Поколенческие различия в корпоративной среде вовсе не миф. Так, опрос, проведенный Skillbox и Skillfactory, показал: если для миллениалов при трудоустройстве приоритетом остается высокая зарплата, то зумеров в первую очередь интересует баланс между работой и личной жизнью. Из-за различий в ценностях и ожиданиях сотрудникам разных поколений бывает непросто взаимодействовать и находить общий язык.
Однако теперь, на фоне дефицита кадров, работодателям необходимо научиться использовать поколенческие различия во благо. Проведено немало исследований, посвященных тому, как компании стараются адаптироваться к особенностям зумеров, меняя корпоративную культуру и принципы управления персоналом. Отталкиваясь от этого опыта, бизнес может начать заранее готовиться к приходу в трудовые коллективы поколения альфа. Для этого необходимо знать характеристики его представителей.
Особенности поколения альфа
Образованность. Австралийский социолог Марк Маккриндл в своей книге «Поколение альфа» (в которой и был предложен этот термин) приходит к выводу, что люди, рожденные после 2010 года, будут самыми образованными в истории.
Во-первых, альфа — первое поколение, родившееся в эпоху развитого интернета и информационных технологий и получившее полный доступ не только к развлечениям, но и к огромному количеству разнообразного контента, в том числе образовательного. Да, современных подростков часто критикуют за клиповое мышление, но в то же время свободный доступ к информации позволяет им быстрее определиться со своими интересами и развиваться в выбранном направлении.
Во-вторых, родители альф — миллениалы — исходя из своих приоритетов, стараются водить детей на всевозможные кружки и курсы с первых лет жизни и не жалеют на поддержку их увлечений денег и времени. Это, безусловно, способствует развитию и повышению уровня образованности представителей поколения альфа.
Осознанность. Миллениалы воспитывают детей иначе, чем было принято, скажем, в советское время. Они штудируют книги по психологии ребенка, стремятся давать детям больше свободы, чаще интересуются их мнением и уважают личные границы. Если в советской традиции воспитание строилось на строгой дисциплине, уважении к авторитету взрослых и формировании коллективистских ценностей, то миллениалы чаще выбирают мягкое, демократичное воспитание. В отличие от зумеров, которые еще застали более жесткие методы воспитания, альфы с детства привыкают к диалогу, самостоятельному выбору и осознанным решениям.
Современные подростки не ищут готовых рецептов, не следуют беспрекословно семейным сценариям, а выбирают путь сами. Например, они не воспринимают высшее образование как единственный социальный лифт: у них есть доступ к информации и они знают, что существуют разные варианты карьерных треков.
Осознанность можно назвать главной чертой альф. Марк Маккриндл утверждает, что это качество развилось на почве высокой персонализации в сфере интернет-технологий. Родившиеся после 2010 года — первое поколение, выросшее в полностью цифровом мире. Альфы с раннего возраста пользуются гаджетами, потребляют персонализированный контент на медиаплатформах, получают мгновенную обратную связь от приложений. Это формирует у них ощущение индивидуальной значимости — у многих людей более старшего возраста это чувство не закладывалось с детства.
Гибкость. По сравнению с зумерами представители поколения альфа демонстрируют бóльшую гибкость и открытость к разным формам занятости: они ценят свободу, но при этом не отвергают работу по найму.
Хотя альфы с рождения живут в цифровой среде, их интерес к офлайн-активностям весьма высок. Возможно, отчасти это связано с тем, что в раннем подростковом возрасте им пришлось пережить в четырех стенах эпидемию коронавируса, что позволило осознать ценность общения в реальном, а не только виртуальном мире.
Благодаря осознанности дети-альфы в процессе обучения пропускают информацию через себя, адаптируют ее к своим потребностям. На экскурсиях на производства, например, задают вопросы, из которых становится понятно, что любую историю они примеряют на себя: «Чем интересна ваша профессия?», «Где вы нашли деньги на новую производственную линию?», «Сколько стоила учеба?»
Экономическая зрелость. Альфы готовы включаться в экономику со школьной скамьи. Они начинают зарабатывать уже в подростковом возрасте — используя возможности фриланса, соцсетей, стартапов. Согласно исследованию, проведенному компаниями Maximum Education и «Работа.ру», около 29% российских школьников подрабатывают летом или имеют постоянную занятость.
У многих альф есть собственные деньги, а благодаря свободному доступу к информации и технологиям современные дети растут более финансово грамотными по сравнению с предыдущими поколениями. Они с ранних лет учатся разумно распоряжаться своими средствами.
Экологичность. Представителям поколения альфа интересны самые разные сферы деятельности, но при этом им важно, чтобы работа имела смысл и приносила пользу обществу. Исследования показывают, что альфы особенно заинтересованы в экологических и социальных проектах и стремятся своими действиями менять и улучшать мир вокруг себя.
Даже во время отдыха в летнем лагере современные подростки находят способы организовать раздельный сбор мусора, наладить работу пункта потерянных вещей или реализовать другие проекты во имя общего блага.
Отношение альф к работе
Поколение, рожденное после 2010 года, проявляет качества, которые поражают традиционных управленцев, но тем не менее определяют подход сегодняшних подростков к работе. Компаниям необходимо учитывать поколенческие особенности, чтобы в будущем привлекать альф, обеспечивать им комфортные условия труда и максимально эффективно использовать их возможности.
Альфы не боятся ошибок. Американский психолог Джин Твенге в своей книге «Поколение I» пишет, что ошибки для альф — не повод для стыда или страха, а естественный и необходимый этап роста и развития. Многие представители поколения альфа умеют с легкостью отбрасывать гипотезы, не выдержавшие проверки. Это важнейший навык, необходимый для работы в постоянно меняющемся мире, где привычные схемы и подходы быстро перестают действовать.
Альфы не любят бессмысленную работу. Сизифов труд не для них. Имея выбор, они скорее организуют в летнем лагере буфет, где можно быстро заработать, чем будут планировать неосуществимые межгалактические экспедиции. Если представитель поколения альфа не понимает смысла какой-либо деятельности, он от нее откажется. Любая работа должна иметь логическое завершение: альфы испытывают потребность увидеть и показать другим результат своего труда и затраченного времени. Работодатели должны понимать: альфы не готовы к бесконечно долгим проектам, сроки выполнения которых постоянно отодвигаются.
Материальные стимулы не компенсируют отсутствие смысла. Работодателям придется не только терпеливо доносить до молодых сотрудников, зачем строится объект или разрабатывается программа, не только доказывать, что деятельность компании не повредит окружающей среде, но и объяснять, зачем нужны полуторачасовые совещания или огромные отчеты. И ответ «вам за это платят» молодежь не устроит.
У альф особенное чувство юмора и стиль общения. По наблюдениям экспертов, если зумеры больше склонны к сарказму и постиронии, то альфы предпочитают абсурдный юмор, а свои мысли и эмоции выражают более открыто и прямо. Миллениалам и представителям более старших поколений такой стиль общения тоже ближе, чем зумерам. Это имеет смысл учитывать при выстраивании внутрикорпоративной коммуникации.
Компаниям, которые только-только начинают адаптироваться к зумерам, приход нового поколения может показаться очередной головной болью. Альфы требуют понятных целей, быстрых и осязаемых результатов, открытого общения и работы, которая имеет реальную ценность. Перед работодателями встает выбор: отвергать альф, пытаться их переделать — или пристальнее вглядеться в них и пересмотреть устаревшие привычки, чтобы сохранить бизнес живым, гибким и привлекательным для молодых талантов. В конечном счете именно готовность меняться определяет жизнеспособность компании.
