К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Противостояние депозитов и инвестиционных продуктов: кто победит?

Фото Сергея Авдуевского / ТАСС
Фото Сергея Авдуевского / ТАСС
Низкие ставки по банковским вкладам толкают людей на фондовый рынок

Средняя ставка по годовым депозитам 30 крупнейших банков снизилась в 2016 году на 2,2 процентных пункта и уверенно стремится к 5% годовых. С начала 2015 года динамика еще более драматичная: средняя ставка упала вдвое. В таких условиях даже наиболее стойкие консервативные инвесторы не могут не обращать внимания на рекламу инвестиционных продуктов управляющих и страховых компаний. Защита капитала, обещание двузначной доходности, нередко – в долларах, громкие имена управляющих компаний, банков и страховщиков, – все это толкает людей на непростой путь инвестирования в фондовый рынок. Чего ждать от противостояния депозитов и инвестиционных продуктов в ближайшее время?

По нашей оценке, падение доходности депозитов уже дало мощный импульс к развитию сектора индивидуального доверительного управления (ИДУ), паевых фондов (ПИФов) и инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). По предварительной оценке, по итогам 2016 года управляющие смогли привлечь около 50 млрд рублей активов и около 40 000 новых клиентов. Общий объем активов в ИДУ и рознице составляет сейчас около 400 млрд рублей. На страховом рынке ИСЖ вообще является основным источником роста. Бум начался в начале 2016 года, когда только за первое полугодие продажи инвестиционного страхования жизни взлетели до 46 млрд рублей (годом ранее – всего 18 млрд рублей), а к концу года объем этого рынка составил уже около 100 млрд рублей.

Мы видим две причины инвестиционного бума. Во-первых, в 2016 году многие люди столкнулись с необходимостью реинвестирования завершившихся депозитов, открытых в период сверхвысоких ставок 2015 году. Перестроиться всего за год с двузначной рублевой доходности на 5-7% годовых сложно. Повышенная активность регулятора в отзывах лицензий также стимулирует размещать депозиты в узком кругу крупнейших банков с самыми низкими ставками. Поэтому восприимчивость людей к альтернативным способам вложения средств стала выше.

 

Вторая причина – активное продвижение всех этих альтернатив самими банками. Для многих, в том числе крупнейших, банков возможность за комиссию продать инвестиционный продукт управляющей или страховой компаний стала гораздо привлекательнее доходов от кредитования. Стагнация в экономике резко ограничила круг качественных заемщиков, способных предсказуемо обслуживать кредиты и обеспечить банкам требуемую маржу. На этом фоне постоянно растущий комиссионный доход, отсутствие необходимости в дополнительных резервах, отчислениях в АСВ, рисков «набега вкладчиков» сделали успех розничных инвестиционных продуктов практически безальтернативным и в 2016 году, и в 2017 году.

Потенциал дальнейшего роста доверительного управления и инвестиционного страхования жизни может даже испугать. 18 трлн рублей депозитов физлиц в сравнении с «освоенными» 500 млрд – хороший резерв для будущего роста. Поэтому очень важно, чтобы на этом рынке не сложилось очередного болезненного пузыря, сжатие которого пройдет за счет рядовых инвесторов. Хочется надеяться, что продвижение инвестиционных продуктов будет идти с четким определением риск-профиля клиентов и ограничением их рисков.

 

Определенное охлаждение может также возникнуть от привычки людей смотреть на ежегодный результат (80% нынешних депозитов – сроком до года). Столкнувшись с локальной просадкой рынка, свежеиспеченный инвестор может разочароваться в самой идее инвестиционных продуктов, забрать свои взносы с нулевым доходом и с грустью вернуться в депозиты под 4% годовых.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости