К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Долги растут. Россияне будут брать больше микрокредитов

Фото Sergei Karpukhin / Reuters
Фото Sergei Karpukhin / Reuters
В 2017 году рынок МФО прошел через чистилище реформ, в результате чего он стал прозрачнее и безопаснее для клиента. Однако в этом году борьба за клиента и инвестиции продолжится, и выживут только сильнейшие игроки

Несмотря на неоднократные призывы существенно ограничить, а то и вовсе запретить деятельность микрофинансовых организаций, рынок микрозаймов убедительно подтвердил свою жизнеспособность. Ключевая роль в этом, несомненно, принадлежит Центробанку. Регулятор продолжает отстаивать необходимость полноценного существования института, и инициированные в 2016 году масштабные рыночные реформы были по-настоящему структурным, стратегическим решением.

Пусть официальная статистика еще не обнародована, но уже сейчас ясно, что главным итогом года для МФО стал рост востребованности их услуг. По данным ЦБ, с начала 2015 года каждый последующий квартал превосходил показатели предыдущего в среднем на 7,2% в отношении объемов и на 6,6% — портфеля. Судя по информации из корпоративных источников, цифры второго полугодия прошлого года не выбьются из этой тенденции.

Надзор во благо

Итак, принятие «антиколлекторского» закона и отраслевых стандартов, ограничение потолка процентов, ужесточение норм резервирования средств на просроченную задолженность не стали существенным препятствием на пути развития МФО. Эти реформы сделали продукты микрофинансовых компаний выгодными и понятными для клиентов.

 

Положительный эффект от реформ имеет и другие проявления. Например, он выразился в повышении внимания к отрасли со стороны частных инвесторов. Доля средств от физлиц и индивидуальных предпринимателей в совокупном объеме привлеченных средств МФО по итогам первого полугодия 2017 года достигла 34,4%, увеличившись за год на 10,4 п. п.

Вторая тенденция — это опережающий рост показателей онлайн-игроков рынка микрозаймов. Это связано как с ростом значимости интернет-сегмента в силу технологических преимуществ, так и с большей степенью доверия заемщиков к наиболее опытным и крупным компаниям.

 

Новая реальность способствует сохранению на рынке лишь наиболее эффективных игроков. Доля активов в топ-20 компаний выросла с начала 2015 года по второе полугодие 2017-го на 13,7 п. п., до 53,2% от общерыночных. Одновременно «худеет» реестр МФО — с начала года из него выбыло 289 организаций и осталось 2299 компаний.

На конец 2017 года количество микрофинансовых компаний, которые могут привлекать частные инвестиции и работать в онлайне, составило 60, из которых 10% — региональные фонды поддержки предпринимательства. Это подтверждает тезис о том, что рынок является высококонкурентным, а подавляющее большинство игроков находятся на нем в примерно равных условиях.

Проблема фондирования МФО осталась одной из наиболее болезненных для рынка в 2017 году. Сокращается банковское кредитование микрофинансовых организаций — во втором квартале прошлого года его доля упала до 2,76% относительно совокупного объема выданных микрозаймов. При этом рыночная доля аффилированных банковских структур, которые как раз не испытывают проблем с фондированием, продолжает расти.

 

Продолжение начатого

Обозначившиеся в 2016 году тенденции к качественному развитию рынка в целом продолжились в прошлом году. Но развернувшееся реформирование отрасли несколько снизило их скорость — игроки сосредоточились на решении текущих вопросов.

Это сказалось на технологическом аспекте — по-настоящему серьезных прорывов в этом отношении микрофинтех не показал. Но, несомненно, он продолжил при этом свое естественное развитие в сторону большей мобильности, совершенствования систем идентификации, скоринга, антифрода и т. д.

Еще один пример — развитие концепции «микрофинансового супермаркета». Она пока не нашла воплощения в жизнь: компании предпочли не расширять предлагаемый клиенту финансовый ассортимент, а развивать точечные проекты по привлечению средств для ведения основного вида деятельности.

Отдельным пунктом стоит упомянуть борьбу с нелегальными кредиторами. Реформы вполне естественно способствовали ее усилению. Значимыми событиями в этой сфере стало появление в Центробанке отдельного департамента противодействия недобросовестным практикам, маркировка сайтов легальных МФО в «Яндексе», принудительная блокировка первых нелегальных сайтов и пр.

В числе основных рыночных прорывов года оказалось и развитие института саморегулирования. В СРО состоят практически все участники реестра (около 95%), а сами организации, заручившись соответствующими полномочиями со стороны ЦБ,  уже активно берут на себя функции регулирования и надзора за рынком.

 

Прогнозы и тенденции

Определяющей рыночной тенденцией в 2018 году обещает стать продолжение роста спроса на микрофинансовые услуги. Это относится как к населению, так и к объектам малого и среднего предпринимательства. В первом случае главной причиной станет все еще не реализованный потенциал спроса, усиленный отсутствием заметного роста реальных доходов населения. Во втором — скажутся меры поддержки регулятором этого сегмента на фоне хотя и не стремительного, но устойчивого роста экономики страны вкупе с низкой инфляцией.

Регуляторная нагрузка усилит свое давление на бизнес. Такой «вес» окажется непосильным для многих игроков. Если в 2017 году предел прочности рынка позволил ему ограничиться минимальным количественным сокращением, то в 2018 году реестр МФО имеет гораздо больше шансов сократиться уже на 500-700 позиций.

Крупнейшие игроки — прежде всего микрофинансовые компании — продолжат увеличивать долю своего рыночного присутствия. Конкурентная борьба между ними продолжится и обострится. Ключевую роль в ее исходе будет играть технологический фактор, а также эффективность работы существующих и новых каналов привлечения средств. Институциональные и частные инвесторы будут готовы существенно увеличить свои вложения в этот более прозрачный, предсказуемый и при этом высокоперспективный рынок.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+