закрыть

На чистую воду. Почему тарифы на услуги ЖКХ завышены

Дмитрий Томко Forbes Contributor
Фото Владимира Смирнова / ТАСС
Россияне давно и существенно переплачивают за услуги ЖКХ, о чем заявляет уже и регулирующий орган — ФАС. Из-за чего ценообразование в этой сфере столь непрозрачно и как можно изменить ситуацию?

Федеральная антимонопольная служба предложила реформировать регулирование тарифов на услуги ЖКХ. На прошлой неделе глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что россияне по большинству позиций переплачивают за «коммуналку» в два раза. По его мнению, решить проблему завышенных платежей может анализ реальных затрат компаний жилищно-коммунальной сферы и переход к общим стандартам формирования цен.

Регулированием тарифов ФАС занялась относительно недавно, в 2015 году, когда была упразднена Федеральная служба по тарифам (ФСТ), а ее полномочия достались антимонопольному ведомству. Двух лет оказалось вполне достаточно, чтобы принять дела, и сейчас, с учетом последних заявлений Артемьева, ФАС может всерьез заняться ценами на коммунальные ресурсы. По наследству от ФСТ ведомство получило не только полномочия, но и проблемы: по сути, сейчас процесс формирования тарифов представляет собой «черный ящик», механизмы работы которого оставляют слишком много вопросов и нареканий.

Истоки проблемы

Сейчас регулирование цен на услуги ЖКХ регламентируется сразу несколькими законами, в частности «О водоснабжении и водоотведении», «О газоснабжении в РФ», «Об электроэнергетике» и т. д. На их основании правительство утверждает принципы формирования цен и правила их пересмотра, а также методы расчетов. Ими в дальнейшем руководствуются региональные органы, то есть департаменты, комитеты, агентства и управления, отвечающие, вне зависимости от своего наименования, за цены и тарифы на местах. Именно они и устанавливают те конечные цифры, которые россияне видят в своих платежках.

При этом для каждого из поставщиков ресурсов устанавливается своя цена, что еще сильнее усложняет процесс расчета. Происходит это в несколько этапов. По заявлению поставщика готовится финансово-экономическое обоснование, на основании которого возбуждается тарифное дело. Затем его рассматривают чиновники регионального органа, ответственного за цены и тарифы. При этом цена определяется с учетом внушительного перечня факторов, таких как база инвестиционного капитала, базовый уровень операционных расходов, индикативные цены ресурсов и мощностей, инвестиционный капитал, необходимая валовая выручка, расходы на производство ресурса, безопасность сетей, стоимость передачи и многое другое.

Поскольку для каждого вида ресурсов есть сразу несколько «сводов правил» формирования цен с множеством непрозрачных параметров, в них можно закладывать то, что проверить крайне трудно или вообще невозможно. Образование цен на услуги ЖКХ становится непрозрачным, а недобросовестные поставщики получают возможность манипулировать тарифами в своих интересах.

Золотой стандарт

В таких условиях реформа, итогом которой станет переход к единым стандартам формирования цен, действительно выглядит необходимой. Вместо множества показателей, установленных и принятых под каждый ресурс, можно создать прозрачную систему с использованием двух, максимум трех основных показателей работы организации.

Основой такой системы по замыслу ФАС может стать применение общего показателя, который учитывает норму прибыли организации и рассчитывается по единой формуле на основе рыночных цен. Этот показатель также может включать в себя инвестиционную составляющую, которая будет устанавливаться для каждого региона отдельно, что позволит заложить в тариф расходы на развитие мощностей и поддержание в рабочем состоянии инфраструктуры и сетей.

Стандартизация может не только создать более прозрачные правила для участников рынка и надзорных органов, но и повысить качество контроля на местах, снизив нагрузку на чиновников, ответственных за рассмотрение тарифных дел.

Что касается контроля над исполнением обязательств самих чиновников, то целесообразным выглядит также создание единой информационной системы мониторинга по аналогии с Государственной информационной системой ЖКХ, содержащей данные о материалах тарифных дел и результатах их рассмотрения. При наличии доступа к такой информации со стороны ФАС, прокуратуры и общественных организаций, надо полагать, у чиновников на уровне регионов будет уходить значительно меньше времени и ресурсов на проведение проверок, запросы тарифных дел, вынесение представлений и обобщение практики.

В ожидании перемен

Даже с учетом организационных сложностей с передачей полномочий от ФСТ пока работу регулятора по пресечению практики завышения тарифов сложно назвать эффективной. Из выступления главы ФАС ясно, что мониторинг деятельности региональных органов по ценам и тарифам проводился, однако его итоги широко не освещались. Несмотря на то что до сведения общественности выявленные нарушения донесены не были, скрывать сам факт наличия проблем сложно. Они требуют решения, причем оперативного.

В этом свете инициатива ФАС определенно заслуживает внимания. Если удастся претворить ее в жизнь, сфера ЖКХ получит более прозрачное формирование цен и оптимизацию надзорных функций. Хочется верить, что это приведет к снижению искусственно завышенных тарифов и сокращению количества злоупотреблений на рынке. Главное, чтобы новые правила игры были долгосрочными и понятными для всех, включая и чиновников, и поставщиков, и потребителей. А сам процесс ценообразования лучше и вовсе перевести в электронный вид и полностью автоматизировать.

Новости партнеров