Почему индийский конкурент Uber отказался от $1 млрд инвестиций от SoftBank

Фото Vipin Kumar / Hindustan Times via Getty Images
Холдинг SoftBank хотел вложить в индийский стартап Ola более $1 млрд, существенно увеличив свою долю в компании. Основателю сервиса пришлось не просто отказаться от инвестиций, но и сражаться за свой бизнес, чтобы не допустить слияния с главным конкурентом — Uber

Индийский конкурент Uber, сервис заказа такси Ola, отверг предложение японского телекоммуникационного холдинга SoftBank инвестировать в компанию $1,1 млрд инвестиций, пишет Bloomberg. Как сообщили источники агентства, стороны не смогли договориться об условиях соглашения.

Как шли переговоры

Предварительную сделку сооснователь Ola Бхавиш Аггарвал и гендиректор SoftBank, миллиардер Масаеси Сон заключили в 2017 году. Японский холдинг должен был сразу вложить в стартап $250 млн и еще $1,1 млрд в течение следующих шести месяцев, пишет агентство. Ola планировала направить эти средства на развитие сервиса доставки еды и проект интернет-аптеки.

SoftBank параллельно вел переговоры о вложениях в Uber. В январе 2018 года холдинг согласился инвестировать в американскую компанию $9 млрд. В результате SoftBank оказался крупнейшим акционером и Ola, и Uber. В индийской компании ему принадлежат около 26% акций, в американской — 15%. Инвестировав в Ola еще более $1 млрд, SoftBank смог бы увеличить свою долю в стартапе более чем до 40%. Компания планировала затем объединить два конкурирующих бизнеса, сообщала Financial Times.

Основателю пришлось бороться за компанию

Действия SoftBank вызвали недовольство Аггарвала. Он потребовал гарантий, что после нового раунда инвестиций и перераспределения долей он сохранит контроль над компанией. Соответствующий пункт бизнесмен потребовал включить в текст соглашения, сообщают источники Bloomberg. Сделка в итоге сорвалась.

SoftBank попытался пойти иным путем: выкупить долю у второго крупнейшего акционера Ola — фонда Tiger Global, владеющего 15% акций. Чтобы предотвратить это, Аггарвалу пришлось изменить корпоративные правила. Новая редакция запретила любые сделки между акционерами без одобрения совета директоров, что помешало планам японского холдинга.

Аггарвал не впервые отказывает SoftBank. В 2016 году японцы выступали с аналогичным предложением $1 млрд инвестиций в Ola. Оно также было отклонено из-за опасений руководства индийского стартапа, что SoftBank получит контроль над компанией.

Сейчас Аггарвал старается избегать встреч с гендиректором SoftBank Соном, утверждают источники Bloomberg. Индиец проигнорировал несколько мероприятий SoftBank, в том числе встречу с саудовским принцем Мохаммедом Бин Салманом.

Масаеси Сон занимает 43-е место в списке богатейших людей мира по версии Forbes. Его состояние журнал оценил при составлении рейтинга в $21,6 млрд.

Как заработать $1 млрд за минуту: уроки основателя SoftBank Масаеси Сона

Кто еще инвестировал в Ola

Сооснователь стартапа старается получить финансирование из других источников и в меньших масштабах. Только в этом году он привлек $300 млн от Hyundai Motor Co. и около $90 млн от бизнесмена и сооснователя Flipkart Сачина Бансала, уточняет издание. По данным Crunch Base, Ola за время существования получила в общей сложности $3,8 млрд инвестиций. В 2015 году в нее вложился фонд DST Global россиянина Юрия Мильнера. Больше $1 млрд в компанию инвестировал в конце 2017 года китайский холдинг Tencent.

В самой Ola Bloomberg не подтвердили разногласия с крупным акционером. «SoftBank — отличный партнер для развития нашего бизнеса. У нас запланировано много совместных проектов с компанией в предстоящие годы», — цитирует агентство. «У нас сложились теплые отношения с каждой из наших компаний, в том числе Ola», — вторят в японском холдинге. Комментировать внутренние дела компании там отказались.

Аггарвал основал Ola в 2011 году вместе со своим однокурсником Анкитом Бхати. Сейчас сервис используют 1,3 млн водителей в ряде стран мира: в последние месяцы платформа начала работу в Австралии, Новой Зеландии и Великобритании. В Индии Ola запустил также сервис доставки еды, который конкурирует с Uber Eats.

Новости партнеров