Подарок за самоизоляцию: какие бонусы банки предложили клиентам на карантине

В сложившейся ситуации банки вряд ли откажутся от кешбэка, так как это будет для клиента колоссальным шоком. Фото Сергея Конькова/ТАСС
В сложившейся ситуации банки вряд ли откажутся от кешбэка, так как это будет для клиента колоссальным шоком. Фото Сергея Конькова/ТАСС
Решение ЦБ ограничить ставку, по которой торговые точки платят банкам комиссию за расчеты картой онлайн, в теории должно было привести к ухудшению условий банковских программ лояльности. На практике банки пока вводят новые виды кешбэка, чтобы удержать клиентов

ЦБ на прошлой неделе объявил, что максимальная эквайринговая комиссия для онлайн-покупок с 15 апреля до 30 сентября составит 1%. Сейчас размер такой комиссии для торговых точек составляет примерно 1,2-2,2%. Как объяснил регулятор, это позволит делать онлайн-покупки, не выходя из дома, что важно на фоне распространения коронавируса, а ретейлерам — предлагать товары повседневного спроса с доставкой на дом. Снижение комиссии, как указывал ЦБ, коснется тех точек, которые продают продукты, готовую еду, лекарство, одежду и т.д. 

Эквайринговая комиссия — комиссия, которую платят торговые точки банкам с суммы покупки, оплаченной банковской картой. Ее основная часть приходится на межбанковскую комиссию (интерчейндж) — деньги, которые платит банк-организатор приема платежа банку-эмитенту карты. Размер этой комиссии определяется платежной системой. Пока о снижении интерчейнджа до 0,7% заявила только платежная система «Мир». Пресс-служба Visa сообщила Forbes, что платежная система временно снизит межбанковскую комиссию за покупки ряда товаров онлайн, однако на сколько снизит — не уточнила. В пресс-службе MasterCard на запрос Forbes не ответили.  

После публикации материала пресс-служба MasterCard сообщила, что платежная система будет «временно уменьшать свою межбанковскую комиссию для онлайн продажи товаров, указанных Банком России». 

Комиссии, которые банки получают за счет оплат картами — один из источников финансирования банковских программ лояльности. Межбанковскую комиссию банки зачастую отдают клиентам обратно в виде кешбэка или бонусных баллов. Размер кешбэка зависит от вида карты — чем выше ее статус, например, карта Gold или World, тем выше кешбэк. 

Основная часть банков, опрошенных Forbes, пока ожидает решения платежных систем и будет отталкиваться от них, решая судьбу программ лояльности. В ВТБ анализируют полученную от ЦБ и платежных систем информацию и будут следить за развитием ситуации. «На данный момент никаких изменений в программах лояльности для наших клиентов нет», — сообщила пресс-служба банка. Все будет зависеть от того, какие именно изменения будут установлены платежными системами, объясняет представитель банка «Ренессанс кредит». Для банков сохранять текущий размер кешбэков при новых условиях по ставкам межбанковского вознаграждения будет затруднительно, указывает представитель Росбанка. 

В банке «Зенит» пока не планируют вносить изменения в программы лояльности, но и не исключают, что это придется сделать, если эквайринговые комиссии будут ограничены на длительный срок или объем онлайн-покупок сильно изменится, рассказал Forbes зампредправления банка Дмитрий Юрин. В МКБ «не видят предпосылок, которые вынудили бы на ухудшение условий программ лояльности», сказал представитель МКБ. 

Ситуативный кешбэк

Пока платежные системы не сообщили о том, как они изменят межбанковскую комиссию, некоторые банки вводят «ситуативный» кешбэк — для клиентов в самоизоляции.

Одним из первых повышенный кешбэк для клиентов в самоизоляции ввел Тинькофф Банк. 19 марта банк запустил акцию «Stay Home» для новых клиентов, которые переходят на удаленный формат работы. Такие клиенты получили доступ к повышенному кешбэку за оплату услуг, важных во время социальной изоляции. Так, банк предложил кешбэк в 15% за использование игровых и музыкальных сервисов и просмотр кино, 10% — за оплату видеотренировок и телемедицины и 5% — за доставку еды, товаров для животных и бытовых средств.

В марте новые категории повышенного начисления бонусных баллов по ставке 5-7% за совершенные покупки ввел МКБ. Кешбэк начисляется по категории «На карантине» — это доставка еды из ресторанов быстрого питания, покупки в онлайн кинотеатрах. Также в категориях повышенного начисления есть спорттовары, так как интерес к ним в связи с самоизоляцией резко вырос, объясняет представитель банка.

Ситибанк со 2 апреля компенсирует клиентам комиссию за обслуживание некоторых премиальных пакетов и дебетовых карт. Так, компенсацию по программе «Кешбэк по дебетовой карте» получат владельцы дебетовых карт CitiOne+, в том числе на индивидуальном зарплатном проекте, а также владельцы премиальных пакетов Citi Priority. Компенсация будет оформлена в виде баллов по программе, исходя из расчета 1 балл = 1 рубль. 

Новый повышенный кешбэк в связи с принятыми мерами против распространения коронавирусной инфекции вводит и МТС Банк. С 1 по 14 апреля клиентам банка будет доступен повышенный кешбэк на доставку заказов из ресторанов и кафе, включая фастфуд, рассказал Forbes представитель банка. Держатели карт линейки MTS CASHBACK получат назад 5% с трат, а владельцы виртуальной дебетовой карты MTS CASHBACK Lite — 3%. Кешбэк при этом будет начислен в виде бонусов, которыми можно оплатить услуги связи МТС за себя или близких или получить скидку на товары и услуги в магазинах МТС. 

В будущем банки вряд ли будут ухудшать программы лояльности или отказываться от них, даже несмотря на меры ЦБ, считает руководитель группы Deloitte Digital в СНГ Максим Шапировский. По его словам, в сложившейся ситуации отказ от программ лояльности станет колоссальным негативным опытом, шоком для клиентов, и банки на это не пойдут. 

«На падающем рынке можно играть в игру на понижение и делать условия еще хуже, или же вести себя трезво и пытаться удержать или переманить к себе клиентов. Возможно, то, что банки пока не ухудшают программы лояльности, связано как раз со второй историей — так они пытаются удержать клиентов», — объясняет Шапировский.  

В такое непростое время банкам будет важно сохранить клиентов, поэтому резких изменений условий программ лояльности ждать не стоит, соглашается глава дирекции по развитию партнерских проектов розничного бизнеса банка «Ак Барс» Денис Лакомов. Самым негативным сценарием, по его словам, может стать то, что клиенты начнут проводить безналичные операции по картам только в сети интернет, тогда вопрос об окупаемости систем лояльности станет более остро. «Но мы ожидаем, что при нормализации эпидемиологической обстановки баланс операций вернется к прежним показателям», — уверен Лакомов.