К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Другой бизнес: как менеджер может украсть всю выручку компании

    Юлия Максименко для Forbes
    Юлия Максименко для Forbes
    Специалист по корпоративным расследованиям рассказывает о новой схеме хищений в крупных российских компаниях

    Говорят, что мошенники — это те же бизнесмены, только с творческим подходом. Действительно, схемы вывода активов компании ее же менеджерами иногда поражают воображение своей изощренностью. Собственник может долгое время даже не подозревать, что наемный менеджер ворует, бухгалтер проводит несанкционированные оплаты, а партнер по бизнесу уже и вовсе вывел его из состава учредителей. Знание типичных схем, которые используют мошенники, поможет своевременно обнаружить «великих комбинаторов» в своем окружении и предотвратить или по крайней мере минимизировать ущерб от этих комбинаций.

    В последнее время наряду с уже привычными схемами вывода денег из компании путем оплаты несуществующих товаров и услуг  распространение получила схема, при которой из компании выводится выручка. Она устроена довольно просто, хотя обнаружить ее нелегко. Как правило, менеджмент просто открывает еще одну компанию и оформляет на нее клиентские договоры. Таким образом, выручка уходит в их собственный бизнес, в то время как затраты падают на основную компанию.

    Такие схемы особенно популярны в международных компаниях, бренд которых ценится потребителями, а также в крупных российских компаниях с удаленными региональными представительствами. К сожалению, чаще всего такие махинации вскрываются благодаря случайному стечению обстоятельств.

     

    Например, был случай, когда клиенту компании не понравилось качество предоставленных консультационных услуг, и он обратился с жалобой в головной офис, расположенный в Париже. Назовем эту компанию «Круасан».

    Для проведения проверки головной офис запросил у клиента договор, по которому осуществлялся консалтинг, и с удивлением обнаружил, что договор был заключен не с российской дочерней компанией «Круасан-Рус», а с компанией, название которой отличалось от названия российской «дочки» ровно на одну букву, — «Круасан-Рос». Проверка корпоративной базы данных показала, что компания «Круасан-Рос» зарегистрирована на имя генерального директора российской дочерней компании, а еще 4 компании со сходными именами, осуществляющие консалтинг в той же области, зарегистрированы на членов его семьи. Последовавшее внутреннее расследование, включавшее анализ бухгалтерской отчетности, а также проверку электронной переписки топ-менеджмента, показало, что именно предпринял менеджер.

    Новым клиентам, приходившим в «Круасан-Рус», предлагали заключать договоры с компаниями гендиректора, выдавая их за дочерние предприятия французского головного предприятия, чей бренд и качество были широко известны. Эти компании существовали только на бумаге и получали вознаграждения по консультационным договорам. Все же расходы, связанные с осуществлением консалтинга оставались в «Круасан-Рус»: начиная с зарплаты консультантов и заканчивая рекламой услуг и арендой офиса.

    Постепенно доля клиентов, заключивших договоры с компаниями генерального директора, превысила 40% общей клиентской базы, что не могло не повлиять на прибыльность «Круасан-Рус». Представители головной парижской компании, конечно, задавали вопросы о причинах ухудшения финансовых показателей. В ответ генеральный директор жаловался на кризис и особенности российского рынка, требующего взяток и откатов, которые по политике группы были недопустимы, а потому часть клиентов якобы отказывалась от услуг «Круасан-Рус».

    Такая схема возможна и в компаниях, производящих товары или торгующих ими. Для перепродажи товаров через «свои» компании достаточно предварительно списать партию с баланса из-за якобы брака или даже хищения.

     

    Как обнаружить, используют менеджеры такую схему для увода выручки или нет? Характерным признаком является постепенное или внезапное падение выручки и прибыльности предприятия без объективных причин. При возникновении устойчивого тренда снижения прибыли собственнику стоит провести анализ статей затрат и выявить, за счет чего именно она снижается. К примеру, в нашем случае было достаточно увидеть, что загруженность консультантов «Круасан-Рус» не снижалась пропорционально снижению выручки, а значит, они работали на проектах, за которые компания не получала платы.

      Рассылка Forbes
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

      Рассылка:

      Наименование издания: forbes.ru

      Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

      Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

      Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

      Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
      Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
      AO «АС Рус Медиа» · 2023
      16+