К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Бразильский Тинькофф: стоит ли инвестировать в «единорога» Латинской Америки Nubank

Фото Rafael Henrique / SOPA Images / LightRocket via Getty Images
На следующей неделе цифровой банк Nubank — бразильский аналог Тинькофф или Revolut — выходит на IPO в Нью-Йорке и Сан-Паулу. «СПБ биржа» не исключает, что может допустить бумаги Nubank к торгам на своей площадке, сообщил Forbes ее представитель

Бразильский Nubank — аналог российского Тинькофф и британского Revolut — в июне этого года привлек $500 млн от фонда Уоррена Баффетта Berkshire Hathaway в крупнейшем раунде, который когда-либо проводила технологическая компания из Латинской Америке (на $1,15 млрд). Тогда инвесторы оценили компанию в $30 млрд.

Спустя четыре месяца Nu Holdings (материнская компания Nubank) объявила, что идет на IPO с двойным листингом на Нью-Йоркской фондовой бирже и на бирже в Сан-Паулу. Сначала компания рассчитывала на оценку в $46-50,6 млрд, продав 332,5 млн акций в ценовом диапазоне $10-11. Но в конце месяца компания планы банкиров поменялись — в новой документации для американской комиссии по ценным бумагам и биржам Nu Holdings сообщил, что планирует продать 289,2 млн акций по цене от $8-9, таким образом всю компанию можно было оценить примерно в $42 млрд. Причина снижения ценового диапазона — рост доходности американских казначейских облигаций, который ослабил интерес инвесторов к акциям технологических компаний, и появление новый вариант коронавируса «омикрон», написал Reuters.

IPO компания планирует 7 декабря, старт торгов намечен на 8 декабря. Представитель «СПБ Биржи» сказал, что после выхода на IPO бразильской компании рассмотрит возможность допуска ее бумаг к торгам на своей площадке. 

 

Как ведет бизнес «крупнейший единорог» Латинской Америки, как его называет Bloomberg, и стоит ли обращать на него внимание инвестору? 

Цифровой банк Бразилии

Nubank в 2013 году основали колумбиец Дэвид Велес, выпускник Стэнфорда и на тот момент партнер одного из крупнейших венчурных фондов Sequoia Capital, а также бразильянка Кристина Жункуэра и американец Эдвард Вибл. Главной особенностью банка стало то, что всеми его услугами можно управлять с помощью приложения. Так же он отказался от комиссий за использование своей кредитной картой. 

Сейчас более половины своего дохода Nubank получает за счет процентов по кредитным картам и розничным кредитам, плюс инвестирует собственные средства — в основном в гособлигации. Второй по величине источник дохода — комиссии, который банк получает, когда клиенты расплачиваются его картами (их платят продавцы). Еще один источник дохода — подписки на программы лояльности, комиссии за просроченные платежи, и деньги от брокеров и управляющих компаний, которые компания получает, когда продает их услуги клиентам. 

Сейчас банк работает в Бразилии, Мексике и Колумбии, на которые приходится 60% населения всей Латинской Америки. 

Цифровой банк в телефоне — услуга, действительно новая для этого региона. Весь рынок финансовых услуг Латинской Америки Всемирный банк оценивает в $1 трлн, пишет в проспекте Nu Holdings. При этом финансовые услуги в Латинской Америке в целом дорогие и доступны лишь ограниченному числу людей, повсюду бюрократия, при этом высок процент тех, у кого есть мобильные телефоны. Почти идеальная среда для стартапов, стремящихся одержать верх над традиционными компаниями, пишет Bloomberg.

 

Почему стоит инвестировать

Бурный рост клиентов

Доля розничных кредитов, выданных цифровыми банками и финтех-компаниями, только в Бразилии c декабря 2017 года увеличилась более чем вдвое, но она по-прежнему маленькая — 4,6% на декабрь 2020 года. К 2025 году она может увеличится до 13%, ссылается Nubank в проспекте на отчет консалтинговой компании Oliver Wyman.

Неразвитость рынка финансовых услуг в регионе до сих пор помогало компании расти двузначными темпами: количество клиентов Nubank на 30 сентября 2021 составляет 41,8 млн клиентов, за год оно увеличилось на 62% год к году. 

Количество ежемесячных активных клиентов (MAU) выросло за девять месяцев 2021 года почти на 90%, до 35,3 млн человек по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. 

Половина активных клиентов используют Nubank как основной банк, чистый отток клиентов Nubank остается на относительно низком уровне, в среднем 0,1% в месяц за последние девять месяцев. Компания тратит на каждого клиента $5, говорится в обзоре «Тинькофф Инвестиции».

Дешевый онлайн

Nubank оценивает стоимость собственного обслуживания в Бразилии на 85% ниже, чем у традиционных банков, говорится в проспекте к IPO. У традиционных банков в Бразилии, Мексике и Колумбии большие операционные расходы — из-за часто «раздутого штата» и устаревших IT-систем. К примеру, говорится в проспекте, у пяти традиционных бразильских банков по 2000-5000 отделений и примерно по 80 000 сотрудников. В традиционном банке один сотрудник в среднем обслуживает 1000 клиентов, сотрудник Nubank — в 12 раз больше.

Компания посчитала, что в течение июля 2021 года жители Бразилии загрузили банковские приложения 27 млн раз — 66% приложений цифровых банков и финтех-компаний и лишь 25% — традиционных банков. 

В чем риски 

Активный рост требует увеличения затрат

Об издержках быстрого роста компания сама предупредила инвесторов в проспекте. 

 

Она пишет, что в прошлом году увеличила число штатных сотрудников на 19% до 2929 человек. И если ей не удастся эффективно контролировать свой рост — нанимать и обучать сотрудников, поддерживать уровень сервиса и так далее, то это нанесет ей ущерб в будущем. Ее общие и административные расходы за девять месяцев этого года превысили $404 млн, для сравнения — за весь прошлый год они составляли $266 млн. Расходы на маркетинг за девять месяцев 2021 года выросли более чем в четыре раза до $45,1 млн c $11,5 млн за аналогичный период прошлого года и более чем в два раза по сравнению с показателем за весь прошлый год ($19,4 млн). 

Выручка Nubank за 2020 год составила $737 млн, чистый убыток около $171,5 млн, за девять месяцев 2021 года при выручке в $1,1 млрд рублей ее убыток составил $99,1 млн. 

Высокий регуляторный риск 

Акции таких финтехов как Nubank выглядят чрезвычайно благоприятными, но риск в том, что государство в любой момент может начать их тормозить, предупреждает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. В октябре, например, немецкая организация по надзору за банковской деятельностью (BaFin) запретила необанку N26 регистрировать более 70 000 новых клиентов в месяц. Financial Times назвал эти меры «драконовскими». О высоком регуляторном риске в Бразилии, в частности, Nubank предупредил и своих инвесторов в проспекте.  

Замедление экономики и ухудшение положения заемщиков 

 

Nubank рассчитывает на высокие темпы роста и в будущем, но грядущее замедление экономики может ему в этом помешать. Bloomberg пишет, что экономика Латинской Америки в следующем году вырастет всего на 2,5% против 6,7% в этом году. Прогноз для Бразилии, основного рынка Nubank, еще ниже — рост в 1,8% в 2022 году. 

Nubank написал, что ожидает роста числа необслуживаемых кредитов в абсолютном выражении — из-за того, что у банка в целом будет расти общий кредитный портфель, а также из-за ухудшения ситуации в экономике, изменения процентных ставок, госрегулирования и изменения ситуации с положением заемщиков.  

Руководство банка пишет в своем проспекте, что за девять месяцев этого года она почти в два раза увеличила сумму резервов под возможные кредитные потери по сравнению с тремя кварталами 2020 года — со $113,8 млн до $281 млн. 

Повышенная конкуренция

Латиноамериканский рынок финансовых услуг становится все более конкурентным, особенно когда речь идет о сегментах потребительского кредитования, инвестиций и страхования. Например, в мае 2020 года ЦБ Бразилии внедрил «Открытую финансовую систему», в рамках которой финансовые организации должны предоставлять информацию о клиентах. По мнению менеджмента Nubank, это упростит другим участникам конкуренцию рынка с ними. Кроме того, в ноябре 2020 года ЦБ Бразилии запустил систему мгновенных платежей, которая позволит новым игрокам выйти на рынок, усилив конкуренцию, говорится в проспекте. Bloomberg пишет, что другие латиноамериканские финтех-стартапы тоже могут пойти на биржу вслед за Nubank, в их числе компания C6 Bank, Banco Neon или мексиканская Clip. 

 

Что говорят аналитики

«В нашем базовом сценарии на 2021 году Nubank выйдет на уровень безубыточности, и мы ожидаем, что в будущем прибыль будет увеличиваться», — сказал Financial Times аналитик рейтингового агентства S&P Гильерме Мачадо. У Nubank отличные долгосрочные перспективы, которые подойдут для инвесторов с горизонтом вложений один-три года, но колебания стоимости акций в первые годы могут быть очень значительными, сказал аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын.

Nubank — это классические инвестиции в изменение образа жизни, их смело нужно рассматривать с горизонтом в пять лет, говорит управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Андрей Русецкий. Акции Nubank интересны в основном управляющим и очень терпеливым инвесторам, которые не хотят пропустить новый Amazon, добавил он.

В обзоре «Тинькофф Инвестиции» говорится, что аналитики уверены в высоком потенциале роста акций Nubank на горизонте 5 лет и считают, что эти бумаги подойдут инвесторам с повышенным аппетитом к риску.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+