К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Российские импортеры назвали главные проблемы бизнеса после начала «спецоперации»

Фото Uli Deck / dpa / picture-alliance
Фото Uli Deck / dpa / picture-alliance
Спустя полгода после начала «спецоперации» импортеры оценивают готовность бизнеса к работе в условиях санкций на тройку, жалуются на рост закупочных цен и доставки (путь товара из СНГ через третью страну стал дороже более чем в три раза), но закрываться и сокращать персонал большинство из них не планирует, говорится в исследовании Аналитического центра при правительстве

Главными проблемами, с которыми столкнулись российские импортеры после начала «спецоперации»* на Украине, оказались рост закупочных цен, расходов на перевозки и потеря привычных поставщиков. В топ самых распространенных проблем также входят юридические сложности с закупками у иностранных поставщиков и арест товара за рубежом. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Экономическое поведение импортеров» Аналитического центра при правительстве, проведенного по заказу Минэкономразвития. Центр провел опрос более 1200 респондентов, работающих в сфере импорта, а также глубинные интервью с представителями компаний-импортеров, страховых, транспортных и логистических компаний.  В целевую выборку импортеров больше всего попало данных о предпринимателях с поставками из Китая (48%), СНГ (31%) и Европы (14%). Кроме того, анализировался импорт из Азии, Турции, США и других стран. 

В рейтинге актуальных проблем импортеров с отрывом лидируют рост закупочных цен (на это указали 64% респондентов) и расходов на перевозки (56%). Заметнее всего, судя по опросу, подорожала промышленная продукция (на это указали 63% участников исследования). В целом затраты на поставки, по свидетельствам 54% респондентов, выросли в два-три раза, причем они стали не только дороже, но и дольше — увеличение времени поставок отмечают более 70% респондентов. Кроме того, примерно половина импортеров говорит о росте сопутствующих затрат — на юридические и страховые услуги.

В топ самых актуальных проблем также вошла потеря привычных поставщиков — с этим столкнулись 45% импортеров. В то же время 41% компаний-импортеров, опрошенных Аналитическим центром, продолжает закупать продукцию из недружественных стран через прямые поставки. Чуть больше 40% импортеров говорят об изменении и разрыве логистических цепочек, около трети — о сложностях в финансовых расчетах с иностранными поставщиками. Наконец, 17% говорят о том, что закупки у иностранцев стали сложнее с юридической точки зрения, а 6% — что их имущество попало под арест или угрозу ареста за рубежом.

 

Готовность бизнеса к работе в условиях санкций сами импортеры в среднем оценивают на 3,3 балла из пяти, на столько же — перспективы спроса до конца 2022 года. В то же время выше 50% вероятность того, что придется сокращать людей, оценивают только 3%, а что придется закрыть бизнес — 6%. Причем ту или иную вероятность того, что бизнес закрыть все-таки придется, допускают 64% респондентов.

Почти 60% опрошенных представителей бизнеса за последние полгода сменили поставщиков. Отношения с экспортерами ухудшились у 27% предпринимателей. После введения санкций товары стали импортироваться чаще всего через Китай: через эту страну ввозится 49% промышленной продукции, 45% продукции АПК, 51% сырья. 

Доля Китая в структуре российского товарного импорта стабильно росла последние 10 лет и очевидно, что этот тренд сейчас может только усилиться, говорит Forbes экономист ING Bank Дмитрий Долгин. «Но полное замещение затруднительно как по количеству, так и по качеству. До 2022 года ЕС и США обеспечивали 41% российского импорта, тогда как Китай и другие крупные азиатские страны — 39%. То есть для количественного замещения Азия должна увеличить свои поставки в полтора-два раза», — говорит экономист. По его словам, качественному замещению будут препятствовать, во-первых, риски вторичных санкций в том, что касается машиностроительной продукции промежуточного и инвестиционного характера. Во-вторых, в Китае не во всех случаях есть эквиваленты ушедших из России европейских импортеров, подчеркивает Долгин.

При этом, несмотря на укрепление сотрудничества с Пекином, 35% импортеров остались недовольны доступностью товаров именно у Китая, говорится в исследовании Аналитического центра. У Европы этот показатель выше — 43%, а у СНГ составил 20%. 

Отказы поставщиков в сотрудничестве чаще всего встречались в СНГ и странах Европы. Импортеры, работающие со странами СНГ, также заметили рост затрат при поставке продукции через третью страну «более чем в три раза».

 

Весной Федеральная таможенная служба закрыла официальную статистику по импорту и экспорту, последние данные за январь были опубликованы в марте. В апреле импорт мог рухнуть на 50%, оценивали опрошенные Forbes экономисты. Среди причин падения эксперты называли введение санкций на ряд отраслей, включая машиностроение, падение критического импорта, проблемы с логистикой, сократившийся спрос. Как рассказывал Forbes федеральный чиновник, динамика импорта с конца апреля по июнь была «волнообразной» с незначительными улучшениями. В результате в целом за II квартал падение импорта товаров и услуг в стоимостном выражении составило 22% год к году, отчитывался ЦБ. 

По итогам года регулятор ожидает падение импорта на 27,5-31,5%. Минэкономразвития настроено гораздо более оптимистично. В августовском прогнозе министерство указало, что ожидает объем импорта товаров на уровне $285,7 млрд. Это всего на 3,6% меньше, чем по итогам 2021 года ($296,1 млрд). Такая оценка вполне правдоподобна за счет рекордно высокого импорта в I квартале 2022 года ($89 млрд), объясняет главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. «Во-вторых, после падения во II квартале оперативные данные показывают его восстановление», — говорит эксперт. Но это восстановление неравномерное: импорт потребительских товаров уже мог превысить уровни соответствующих месяцев прошлого года в июне, а импорт инвестиционных товаров отстает, отмечает Исаков.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+