К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Минюст указал на противоречия чрезвычайного налога Конституции

Фото Артем Геодакян/ТАСС
Фото Артем Геодакян/ТАСС
Положения законопроекта о налоге на сверхприбыль прошлых лет — так называемом windfall tax — противоречит некоторым положениям Конституции, указал Минюст. Однако замечания ведомства на движение документа не повлияют — он согласован правительственной комиссией и будет рассмотрен на ближайшем заседании кабмина

Ретроспективное введение windfall tax на сверхприбыль прошлых лет нарушает принципы Конституции. Такой отзыв дал Минюст на законопроект Минфина. Тем не менее, законопроект одобрила комиссия правительства по законопроектной деятельности 5 июня. Копия документы и материалы к нему есть у Forbes, их подлинность подтвердили два источника в бизнес-объединениях. Документ будет рассмотрен на ближайшем заседании правительства, а после — внесен в Госдуму. 

Налог «задним числом»

Обложение налогом сверхприбыли прошлых лет противоречит статье 57 Конституции, согласно которой законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, отмечает Минюст в отзыве на законопроект. 

Прецедент введения ретроспективного налогообложения и риск трансформации разового платежа в регулярный рождает ожидания ухудшения делового климата и настроений инвесторов, пишет Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве (его отзыв на законопроект есть у Forbes). Не исключено введение других чрезвычайных налогов в будущем, отмечал в колонке для Forbes руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов.

 

Кроме того, в Налоговом кодексе появится новое понятие — налоги чрезвычайного характера. Правительство не объяснило их сущность, цели и допустимые случаи введения, подчеркивает Минюст. Неопределенность создает «риски произвольного отступления от сформировавшегося режима правового регулирования», указывает в своем отзыве Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве.

В мире разовые сборы вводились для мобилизации доходов бюджета в критических ситуациях, нередко связанных с военными действиями, отмечает Институт. Так, Монголия в 2006–2011 годы взимала 68% налог на дополнительный доход добывающих компаний от роста цен на золото и медь. Австралия в 2012-2014 годы облагала налоговом сверхприбыль горнорудного сектора. ЕС в 2022 году из-за энергокризиса ввел «взнос солидарности» (solidarity contribution) — налог в 33% взимается с 20% превышения средней прибыли с 2018 по 2021 год. 

 

Ставка windfall tax в России — 10% от суммы превышения прибыли за 2021–2022 годы над аналогичным показателем за 2018–2019 годы, или 5% при досрочной уплате в 2023 году. Налогообложение исходя из финансовых показателей в 2019-2022 годах не учитывает, что платежеспособность части бизнеса ухудшилась в 2023-м. Рост налоговой нагрузки повышает риски банкротств и ликвидации предприятий, солидарны Минюст и Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве.

Внезапный платеж в 10% (или 5%) от прироста налоговой базы по налогу на прибыль — это заметный рост налоговой нагрузки вплоть до рисков банкротства, особенно для компаний, свернувших или уменьшивших деятельность в связи с требованиями иностранных акционеров или со сложными экономическими обстоятельствами последних лет, указывает в разговоре с Forbes ассоциированный партнер налоговой практики МЭФ Legal Анна Зеленская. Ретроспективное налогообложение не оставляет бизнесу права не только прогнозировать налоговую нагрузку на будущее, но и принять решение об изменении операций, смене или сворачивании деятельности при наличии такого неожиданного и существенного дополнительного налогового бремени по уже совершенным сделкам, добавила Зеленская.

При этом часть бизнеса получила необоснованные преференции, указал Минюст. Windfall tax не затронет компании с прибылью до 1 млрд рублей, нефтяные, нефтеперерабатывающие и угольные компании, производителей сжиженного природного газа (СПГ), предприятия малого и среднего бизнеса, а также компании, созданные после 1 января 2021 года. «Выборочное определение организаций, освобождаемых от уплаты налога, не согласуется с основными началами законодательства о налогах и сборах, а также противоречит вытекающим из Конституции принципам равенства и справедливости», — указал Минюст в заключении. 

 

Исключения для нефтяной и угольной отрасли объясняются тем, что в них дополнительные изъятия традиционно регулируются через ресурсные налоги — например, НДД/НДПИ, пояснила Forbes партнер Б1 Марина Белякова. 

От налога освободят также организации, если средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалось равной или меньше 1 млрд руб. Минфин не привел аргументов, почему «отсечкой» стал именно 1 млрд рублей, подчеркивает Минюст. 

Заплати вперед

Отдельно Минюст указал на дефекты механизма обеспечительного платежа. Хотя чрезвычайный налог де-юре появится в 2024 году, бизнесу предложили заплатить обеспечительный платеж в октябре — ноябре 2023 года с 50% скидкой.  Законопроект не определил правовую природу обеспечительного платежа, порядок его внесения и возврата. Это нарушает принцип определенности или ясности налогообложения, подчеркивает Минюст. 

Действительно, в законопроекте отсутствуют нормы о порядке исчисления обеспечительного платежа, который, в свою очередь, является вычетом для налога, что не добавляет определенности и ясности с точки зрения фундаментальных принципов налогообложения, прокомментировал Forbes партнер BGP Litigation Павел Кондуков. «В законопроекте отсутствуют нормы и о порядке и сроках возврата этого платежа, например, в случае превышения предельной суммы, которая может быть зачтена в счет налога», — отмечает он. Необходимо также устранить неопределенность, как механизм вычета досрочного платежа обеспечивает обещанную 50% «скидку», добавила Зеленская.

Forbes направил запросы в Минюст и Минфин.

 

В целом главная проблема законопроекта помимо ретроспективного введения налога состоит в «грубом» расчете сверхприбыли, подчеркивает Зеленская. «Во многих случаях у наших клиентов рост связан с обычной деятельностью и ее планомерным расширением или выходом «в плюс» после инвестиционного периода», — подчеркивает эксперт.

Бизнес и профильные ведомства предлагали целый ряд донастроек, но учтены они по большей части не были, сообщила Forbes партнер Б1 Марина Белякова. Профильные министерства предлагали освободить от налога разные отрасли: сталеваров, оборонные предприятия и т.п., указано в материалах к законопроекту. Правительство не поддержало эти предложения.

«Идеи здравые, но все это похоже на поиск некой универсальной справедливости, которая для каждого своя, — подчеркивает Белякова. — А так как задачу по мобилизации дополнительных резервов при этом никто не отменял, путь максимальной нейтральности и уравнивания всех наиболее очевиден». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+