Налоговая потребовала от работавших на казахстанские фирмы россиян заплатить НДФЛ
Налоговая служба потребовала от россиян, которые работали на казахстанские компании, заплатить НДФЛ по полной ставке за 2022–2023 годы, хотя они уже уплатили в Казахстане индивидуальный подоходый налог (ИПН), рассказали «Ведомостям» налоговые юристы. Между странами действует Конвенция об устранении двойного налогообложения. Но ФНС считает, что россияне работали на казахстанские компании, находясь в России, и должны платить налоги здесь
Налоговая служба потребовала от россиян, которые работали на казахстанские компании, заплатить НДФЛ по полной ставке за 2022–2023 годы, хотя они уже уплатили в Казахстане индивидуальный подоходый налог (ИПН), пишут «Ведомости» со ссылкой на налоговых юристов, чьи клиенты получили уведомления ФНС. Налоговая считает, что россияне, хотя и работали на казахстанские компании, находились на территории России.
Автор Telegram-канала «Дневник налогового консультанта» Линда Куркулите рассказала газете, что в июне в налоговую начали вызывать россиян, которые в 2022–2023 гг. работали на казахстанские компании и включили в декларацию уплату ИПН.
Обращения за консультациями в связи с двойным налогообложением от клиентов, получавших доходы в Казахстане, становятся массовыми, отметил управляющий партнер GidPrava Consulting Group Илья Назаров. По его словам, ситуации можно разлелить на три категории: когда уведомления получили линейные сотрудники казахстанской компании, которые находились в России, линейные сотрудники, которые были в Казахстане, и управленцы.
Казахстан автоматически удерживает ИПН в 10% с нерезидентов, работающих в стране по найму, отметила автор Telegram-канала «Налоговый консультант для ФЛ» Марина Курлова.
Налоговая проводит контрольные мероприятия, направленные на подтверждение права зачета иностранного налога, заявили «Ведомостям» в ФНС. Чтобы доказать такое право, к декларации по форме 3-НДФЛ нужно приложить трудовой договор, где указано место фактического выполнения обязанностей и «характер трудовых функций», отметил представитель налоговой. Кроме того, если сотрудник находился не в России, хотя и сохранял статус налогового резидента РФ, он должен представить сведения о командировании, сообщили в ФНС. Сохранение статуса налогового резидента не означает того, что Россия автоматически признается местом выполнения работ, заявил представитель ведомства.
В апреле управление ФНС по Самарской области сообщило, что работодатели из Казахстана не должны удерживать ИПН с доходов, выплаченных дистанционным работникам — гражданам России, а если это произошло, то возможность его зачета в России исключена.
«Ведомости» направили запросы в Минфин и Комитет бюджетных доходов (налоговую) Казахстана.
Налоговые инспекторы исходят из того, что если сотрудник сохранил статус налогового резидента России (для этого нужно находиться в стране не менее 183 дней в течение года), он работал на казахстанскую компанию дистанционно, объясняет Куркулите. Однако, по ее словам, такой подход не учитывает множества нюансов.
Между Россией и Казахстаном действует Конвенция об устранении двойного налогообложения. Согласно ей, какая страна будет взимать налог с доходов, определяется тем, в какой стране находился сотрудник, когда выполнял работу. Так, если сотрудник находился в Казахстане во время выполнения своих обязанностей, ИПН остается там же. Если он был в России, то платит только НДФЛ. Исключение составляют сотрудники на одной из высших управленческих должностей — они платят налог на доходы в стране нахождения работодателя.
Собеседники газеты отмечают, что конвенция об устранении двойного налогообложения, заключенная почти 30 лет назад, устарела — она не учитывала возможность удаленной работы, из-за этого и возникает риск двойного налогообложения.
